Управляющий директор рекрутингового агентства Robert Half UK Мэтт Уэстон поделился с порталом Information Age своими прогнозами по поводу того, как автоматизация и искусственный интеллект в ближайшем будущем повлияют на ландшафт рабочих мест.
В конце марта Национальная статистическая служба Великобритании (Office for National Statistics, ONS) выпустила отчет, в котором говорится, что в будущем автоматизации (полной или частичной) будет подлежать 1,5 млн. рабочих мест, или 7,4% всех рабочих мест страны. Нужно заметить, что это будущее не столь отдаленно, как может показаться на первый взгляд. Автоматизация уже начала плотно «осваивать» социальную сферу — ИИ подменяет человека в розничной торговле (кассы самообслуживания), техподдержке (чатботы) и т. п., изменяя организацию рабочих мест на предприятиях и характер самой работы.
ИИ не нужно воспринимать как замену людей — речь идет именно об преобразовании рабочих позиций. Собранная ONS статистика говорит, что автоматизация вызывает фундаментальные изменения в структуре рынка труда, предоставляя сотрудникам больше свободы для выполнения задач, которые требуют человеческого участия. Это подтверждается тем, что большинство новых рабочих мест относятся к числу профессий с низким или средним риском автоматизации. Таким образом, рынок труда адаптируется к новым условиям, создавая спрос на рабочие места, которые требуют средней или высокой квалификации.
В недалеком будущем ИИ и автоматизация видоизменят профессии, в которых основной упор делается на рутинные и повторяющиеся действия. Выполняя их, люди часто ошибаются, поэтому автоматизация поможет повысить точность и эффективность многих бизнес-операций. Автоматизация — часть более широкого процесса цифровой трансформации, она оказывает влияние на важнейшие части бизнеса предприятий, начиная с отдела кадров и заканчивая бухгалтерией и финансами. Автоматизированные инструменты применяются для привлечения кандидатов, соблюдения регуляторных требований и более быстрой поддержки клиентов. Беря на себя трудоемкие и обыденные задачи, она высвобождает рабочее время сотрудников для решения творческих или стратегических задач, приносящих компании пользу.
Техническая экспертиза
Автоматизация стала причиной многих перемен, но в контексте рынка труда она привела к увеличению числа рабочих мест, ориентированных на технологии. Как следствие, рынок ощутил потребность в специалистах в таких областях, как когнитивные вычисления, блокчейн, виртуальная реальность, IoT и кибер-безопасность. Их привлечение в сферу финансовых услуг привело к появлению полностью цифрового банкинга, который снижает потребность в личной поддержке клиентов и основан на приложениях (app-based banking). Для их проектирования, разработки и обслуживания требуются инженеры, которые обладают технической экспертизой и большим опытом внедрений. В целом эта рыночная модель затронет почти все секторы экономики: задачи, которые требуют ручного вмешательства, будут автоматизироваться, но взамен появятся новые рабочие места для разработки, применения и обслуживания проектов в области самой автоматизации.
Человеческий интеллект + автоматизация
Однако будущее рынка труда связано не только со специалистами в области технологий. Несмотря на то, что автоматизация может улучшить или даже заменить широкий спектр задач, есть довольно большое число сфер бизнеса, где приветствуются творческий подход и критическое мышление. Очевидно, что этими качествами обладает только человек и как раз они направлены на создание стратегических, инновационных и ориентированных на клиента решений, которые существенно дополнят и улучшат автоматизированные услуги.
Интерес к ИИ привел к постепенному изменению типов навыков и умений, которые потребуются в эпоху автоматизации. Не исключено, что одними из основных станут надпрофессиональные неспециализированные навыки (soft skills). По данным Robert Half UK, самыми востребованными навыками являются творческое мышление, способность к стратегическому планированию, умение разрешать конфликтные ситуации и навыки межличностного общения. Еще несколько лет назад многие работодатели не придавали им особого значения или же они не особо ценились, но теперь, когда бизнес устремился к цифровому будущему, кадровые службы более не могут игнорировать растущую потребность в сотрудниках, обладающих навыками гибкой коммуникации.
По мере того, как решений для автоматизации становится все больше и они покоряют все новые высоты, работодатели начинают ощущать потребность в специалистах, обладающих как техническими, так и «мягкими» навыками. Предприятиям нужны инициативные сотрудники, которые смогут возглавить или мотивировать команду, будут готовы сотрудничать с людьми как внутри компании, так и за ее пределами, а также адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, будь то макроэкономические или специфические для бизнеса.
Адаптация к будущему
Растущая цифровизация бизнеса продолжает беспокоить лидеров компаний. В отчете Robert Half UK по заработной плате за 2019 г. говорится, что 53% руководителей не могут найти кандидатов, обладающих необходимыми навыками для работы в условиях, когда бизнес становится цифровым. Для того, чтобы управиться с наступающей волной автоматизации и дефицитом конкурентных навыков, лидерам бизнеса нужно сконцентрироваться на тех навыках, которые они больше всего ценят в своих потенциальных сотрудниках, и соответствующим образом скорректировать свои стратегии по поиску новых сотрудников.
Не редки случаи, когда компаниям требуются специалисты с определенными техническими знаниями и с этой целью они обращаются за помощью к временным специалистам (интеримы) с высокой профессиональной подготовкой. Крайне важно, чтобы работодатели обладали гибкой кадровой стратегией для формирования смешанных групп из высококвалифицированных временных специалистов и постоянных сотрудников, что дает возможность повысить квалификацию существующего персонала.
Автоматизация создает серьезные проблемы для бизнеса, стремящегося привлечь сотрудников с необходимыми навыками для оптимизации технологических инноваций. Предприятиям нужно подготовиться к тому, что спрос на ИТ-профессионалов будет расти, и разработать гибкие стратегии найма (ускоренная процедура привлечения новых сотрудников, конкурентоспособные пакеты вознаграждений, комфортные условия труда и т. д.).