Внесение радикальных изменений в стратегию корпоративного ПО во время пандемии может показаться неоправданным, но в долгосрочной перспективе они могут принести значительные выгоды, пишет на портале InformationWeek директор по технологической практике и процессам консалтинговой компании Opportune Роб Робертс.
Компании по всему миру независимо от отраслевой принадлежности перевели сотрудников на удаленную модель работы, и это привело к радикальным изменениям рабочих процессов. Переход на удаленку по-разному отразился на отраслях, но некоторые пострадали больше других, особенно те, которые оказались привязанными к бумажному документообороту. Так или иначе, многие компании были вынуждены приступить к цифровой трансформации будучи к этому не готовыми. До пандемии COVID-19, которая привела к сокращению спроса и изменениям в цепочках поставок, большинство компаний, если не приступали к проектам цифровой трансформации, то по крайней мере, хотя бы планировали их в своей дорожной карте на этот год. В то же время многие компании отреагировали на замедление темпов роста экономики урезанием капитальных расходов и переносом таких проектов в графу «необязательные».
Вынужденные реагировать на потрясения, связанные с изменившимися условиями для ведения бизнеса и массовым, большим чем когда-либо переходом людей в домашние офисы, компании присматриваются к тому, насколько справляется со своими задачами ПО. И речь здесь идет не только о таблицах Excel, с помощью которых можно выполнить какие-то разовые задачи на дому. Многие компании ожидают, что большая часть процессов и политик удаленной работы превратятся в постоянные или почти постоянные. Несмотря на экономический спад, они рассматривают возможность масштабных изменений в корпоративном ПО и глобальных процессах, чтобы ускорить их переход на цифровые рельсы. Для некоторых предприятий это означает переосмысление крупных инвестиций в ERP, отраслевые приложения, а также в саму схему их работы и то, как они поддерживают эти системы.
Цифровая трансформация уже здесь
Реакция на изменения в процессах и ПО зависит от того, на каком этапе цифровой трансформации находится предприятие. Оглядываясь назад, первых приверженцев цифровой трансформации можно было бы назвать провидцами. Предприятия, которые находятся на полпути к ней, стремятся пройти последний отрезок на максимальной скорости, чтобы их не остановил новый виток пандемии или другие потрясения, которые могут внезапно охватить весь земной шар. Отстающие фирмы, которые относились к цифровой трансформации как к мимолетной тенденции, могут превратиться в пресловутого Хитрого койота (персонаж одноименной серии короткометражных мультсериалов Looney Tunes и Merrie Melodies), который привязал себя к «ракете цифровой трансформации» Acme (вымышленная торговая марка), но никак не может догнать фантомного Дорожного бегуна, и все заканчивается тем, что он устремляется к COVID-утесу. Но сохраняется надежда, что технологии помогут фирмам наверстать упущенное.
По мере того, как организации, в том числе крупные поставщики ПО, переходили на Agile-фреймворки для более быстрой доставки и внедрения ПО, технологии и услуги начали сближаться. Облачные сервисы существуют уже не первый год, но невероятное ускорение переноса инфраструктуры на облачные платформы и программного обеспечения как услуги (SaaS) можно считать удивительным. Недавно Salesforce, Microsoft, Amazon и Google/Alphabet выпустили последнее поколение инструментов типа Low-code/No-code, которые рассчитаны на две скорости развертывания: быстро и максимально быстро.
Быстрее, чем скорость передвижения битов?
Изменения в ПО и процессах связаны, но двумя разными путями. Учитывая, что в умах менеджеров и руководителей компаний еще свежи воспоминания о внезапно изменившихся из-за пандемии процессах, многие компании стремятся зафиксировать, систематизировать и автоматизировать лучшие из них и найти способы исправить остальные. В то же время пользователи начали замечать бреши в своем корпоративном ПО, особенно в ERP-системах, которые они используют для управления множеством функций в организации. Несмотря на то, что внесение радикальных изменений в процессы и ПО при сокращении затрат может выглядеть нелогично, многие руководители пришли к выводу, что это позволит снизить общую нагрузку на бюджет. Но как этого добиться, если внедрение ERP традиционно занимает от полугода до двух лет?
Ответ на это вопрос заключается в конвергенции облачных технологий, видоизменившихся процессах и новом ПО, поддерживающем быстрые циклы внедрения (непрерывный Agile-выпуск) — все это позволяет развертывать новые ERP-системы или другое ключевое ПО таких вендоров, как SAP (хотя развертывание софта в виде непрерывного цикла конкретно этого поставщика — довольно сложная задача), менее чем за шесть месяцев. Например, платформы Microsoft Dynamics и Oracle Netsuite в форме SaaS-предложений можно установить за несколько дней и развернуть за несколько недель (в зависимости от требований к данным). Бюджеты на установку можно быстро сократить за счет уменьшения объема лицензий или перехода на более дешевые сервисные лицензии, которые предлагаются поставщиком ПО.
Упрощение и оптимизация с меньшими затратами на ИТ
Точно таким же образом можно получить экономию затрат и быстрое изменение процессов с помощью перемещения в облако других типов приложений и упрощение работы с виртуальными рабочими столами пользователей путем их перевода в рабочие процессы. Независимо от того, перемещаете ли вы систему обслуживания активов или портал утверждения счетов поставщиков, современные облачные платформы часто упрощают миграцию.
Самые большие преимущества миграции в облако — переход на нативные облачные решения (разработанные для использования всех преимуществ облачных компонентов), но оно предлагает и другие выгоды. К примеру, при переходе на платформы Low-code/No-code, такие как Salesforce Lightning, Microsoft Power Platform и Amazon Honeycode, новые бизнес-пользователи могут создавать приложения из любого места, будь то офис или кухня. Совместные рабочие процессы наряду с информативной аналитикой самообслуживания с использованием Power BI и Tableau позволяют сократить расходы на разработку и поддержку ПО, в то время как миграция в облако может вытеснить из серверного бизнеса компании, которые не обладают технической экспертизой.