Будут ли ликвидированы начальники? Станет ли Африка новой Индией? Перестанут ли предприятия пытаться собирать так много информации о потребителях? Это одни из многих тем, затронутых в последнем списке Top Predictions компании Gartner, сообщает портал InformationWeek.
Предсказывать будущее — дело рискованное, особенно в нынешних условиях колоссальной неопределенности. Однако на этой неделе компания Gartner в ходе виртуального мероприятия Gartner IT Symposium/Xpo 2021 Americas в очередной раз обнародовала свои главные прогнозы для ИТ-организаций и пользователей на 2022 г. и далее.
«Урок этой пандемии заключается в том, что нужно ожидать неожиданного и быть готовым двигаться сразу в нескольких стратегических направлениях, — сказал Дэрил Пламмер, вице-президент и заслуженный аналитик Gartner. — Руководители, которые расширяют возможности для своих работников, повышают эффективность предприятия и ускоряют планы преобразований, обладают большей устойчивостью к переменам».
По его словам, прогнозы Gartner согласуются с тремя тенденциями, которые аналитики сейчас наблюдают: стремление к суверенитету над личными данными и действиями, распространение требований устойчивости на все и необходимость выйти за рамки ожиданий.
По оценкам Gartner, впереди нас ждет много перемен. Ниже представлены основные прогнозы аналитиков для ИТ-организаций и пользователей:
- к 2025 г. использование синтетических данных сократит сбор персональных данных клиентов, что позволит организациям избежать 70% санкций за нарушение конфиденциальности. Gartner определяет синтетические данные как данные, которые «генерируются путем применения метода выборки к реальным данным или путем создания имитационных сценариев, в которых модели и процессы взаимодействуют для создания совершенно новых данных, не взятых непосредственно из реального мира». Такой подход позволит организациям создавать модели без необходимости сбора большого количества клиентских данных. Для CIO это возможность снизить стоимость данных и ускорить процесс внедрения искусственного интеллекта. В рамках этой инициативы организации также смогут развивать свою компетенцию в области синтетических данных;
- к 2024 г. 40% потребителей будут обманывать метрики отслеживания поведения, чтобы намеренно обесценивать собранные о них персональные данные, что усложнит для организаций, собирающих данные, их монетизацию. По словам Пламмера, потребители хотят личного суверенитета, поэтому они скрывают данные и предоставляют ложные данные, например, поддельные адреса электронной почты, или наносят на лицо временные татуировки, чтобы обмануть программы распознавания лиц. Gartner рекомендует компаниям рассмотреть возможность отказа от отслеживания данных третьими сторонами и выступать против монетизации без согласия их владельцев;
- к 2027 г. четверть компаний из списка Fortune 20 будут вытеснены компаниями, которые занимаются нейроманипулированием («neuro-mine») и влияют на подсознательное поведение людей в больших масштабах. Пламмер напомнил, что подобные тактики существуют уже давно: сублиминальная реклама для влияния на поведение потребителей, а также Muzak — фоновая музыка в супермаркетах для улучшения настроения, чтобы расположить человека к покупкам. «Использование человеческой мотивации является выгодным вариантом для некоторых компаний», — сказал он. Gartner рекомендует CIO подготовиться к этому, развивая собственные знания в области поведенческих технологий, которые направлены на получение выгод для клиентов и вовлечение сотрудников, не забывая при этом об этических аспектах конфиденциальности и юридических вопросах;
- к 2024 г. 30% корпоративных команд будут обходиться без начальника из-за самонаправленного и гибридного характера работы. Пламмер отметил, что команды все чаще сами берут на себя роль босса, выполняя самостоятельную автономную работу. В некоторых случаях начальник становится препятствием для ее выполнения. Чтобы воспользоваться преимуществами этой тенденции, CIO должны рассмотреть возможность перепрофилирования менеджеров в тренеров или консультантов по карьере, а также сформулировать четкие цели и обеспечить индивидуальную вовлеченность для отдельных сотрудников. Им также стоит заняться внедрением agile, scrum и других методологий в масштабах компании;
- к 2026 г. 30%-ное увеличение числа квалифицированных разработчиков в Африке поможет превратить ее в ведущую в мире экосистему стартапов, соперничающую с Азией по росту венчурных фондов. Пламмер отметил, что венчурный капитал уже притекает в Африку и что частное потребление в Африке значительно выше, чем в Индии. Чтобы извлечь из этого выгоду, CIO должны пересмотреть существующие представления об Африке, оценить возможности цифровизации стартапов в «Кремниевой Саванне» и повысить приоритетность Африки при поиске талантов;
- к 2024 г. 80% CIO будут рассматривать модульную перестройку бизнеса с помощью концепции композитности в числе топ-5 причин ускорения роста бизнеса. Композитность — это главная тема симпозиума Gartner в этом году. Рекомендации аналитиков выходят за рамки ИТ-инфраструктуры и приложений и поощряют также композитность бизнеса. По словам Моники Синха, вице-президента Gartner по исследованиям, это может означать создание гибких и адаптивных предприятий с отделами, которые могут быть организованы для создания новых потоков стоимости. «Композиционное мышление — это способность быть динамичным в своем корпоративном мышлении», — говорит она. Композитная бизнес-архитектура — это способность организации создавать новые динамичные методы работы, например, когда розничные магазины предлагают доставку товаров на дом или организации здравоохранения предлагают услуги телемедицины, пояснила она. Gartner рекомендует CIO разрабатывать бизнес-возможности по модульному принципу, чтобы минимизировать взаимозависимости. Они также должны пропагандировать композитность среди бизнес-лидеров;
- к 2024 г. произойдет кибератака, которая настолько повредит критическую инфраструктуру, что один из членов G20 ответит на нее физической атакой. По словам Пламмера, вполне возможно, что какая-то кибератака уже привела к серьезному поражению, просто не в больших масштабах. Кибератак становится все больше, и последствия каждой атаки растут, отметил он. Критически важная инфраструктура часто становится мишенью, и атаки на нее считаются терроризмом (а не просто криминалом). CIO должны инвестировать в резервирование операционных систем. Необходимо также увеличить обмен информацией — между странами и между компаниями. Кроме того, организациям необходимо поддерживать кибербезопасность на уровне предприятия;
- к 2025 г. 75% компаний будут «расставаться» с плохо подходящими клиентами, поскольку затраты на их удержание превысят затраты на привлечение хороших клиентов. По словам Пламмера, количество клиентов будет цениться меньше, чем их качество, потому что экономика плохо подходящих клиентов невыгодна. Издержки включают в себя стоимость упущенных возможностей, риск для бренда и нагрузку на сотрудников. Задачей CIO будет выявление таких «плохих» клиентов путем использования данных и аналитики для оценки их пригодности;
- к 2026 г. геймификация с использованием невзаимозаменяемых токенов (NFT) выведет предприятие в топ-10 самых дорогих компаний. По словам Gartner, новые ожидания заключаются в том, что криптовалюты — это новое золото, а NFT — новая золотая лихорадка. Gartner рекомендует CIO генерировать NFT и принимать криптовалюту. Они также должны учиться на игровых сценариях. Кроме того, управление активами теперь должно включать управление NFT;
- к 2027 г. низкоорбитальные спутники позволят охватить Интернетом еще миллиард беднейших людей в мире, выведя из нищеты половину из них. Gartner утверждает, что низкоорбитальные спутники станут интегрированной частью каждой коммуникационной сети, а спутниковая связь по стоимости будет конкурировать с проводными услугами премиум-класса. Это также изменит экономику, поскольку связь повысит производительность и доходы, создавая новых клиентов для новых услуг. Чтобы подготовиться к этому, по мнению Gartner, CIO должны подготовиться к «гиперудаленным» сотрудникам, добавить цифровую поддержку новых языков и культурных предпочтений, а также повысить эффективность технологий, чтобы с выгодой обслуживать располагающих временем и не располагающих деньгами клиентов.
«Будущее в наших руках, — заявил Пламмер. — Эти прогнозы — лишь первый шаг на пути к нему».