Метавселенная (metaverse) на подходе, и CIO пора о ней узнать. Портал InformationWeek приводит ряд сведений о метавселенной — от сценариев применения и рисков до первых предложений от поставщиков технологий.
Microsoft, Nvidia и Facebook объявили о серьезных приложениях, открывающих предприятиям дверь в метавселенную. Многие стартапы также разрабатывают подобные технологии.
Но что же такое метавселенная? Должны ли CIO держать ее в поле своего зрения? Каковы сценарии ее применения для бизнеса? И какие меры должны принимать организации, чтобы снизить сопутствующие риски?
Что такое метавселенная
Метавселенная — это, по сути, смешанная 3D-реальность, объединяющая реальный/физический мир с миром цифровым. Она продолжает существовать, даже если вы закрыли приложение или вышли из системы. Этот мир также является совместным, то есть люди в нем видят одно и то же и могут работать вместе.
Некоторые эксперты говорят, что метавселенная станет новым трехмерным слоем Интернета. Определение Gartner идет на шаг дальше, говорит Туонг Нгуен, старший аналитик Gartner, уточняя, что настоящая метавселенная должна быть совместима с другими метавселенными (поэтому многие современные итерации пока не подходят под определение Gartner).
«Интернет — это, по сути, цифровое наложение на реальный мир. В основном это двухмерная информация — текст, голос, изображения, видео — но скоро все изменится. Теперь у нас есть технология для создания новых трехмерных виртуальных миров или моделирования нашего физического мира», — заявил на октябрьской конференции GTC 2021 генеральный директор Nvidia Дженсен Хуанг.
Сегодняшние видеоконференции, ставшие массовым явлением благодаря пандемии, являются примером двухмерного сотрудничества. Люди могут участвовать в нем из дома через камеры и микрофоны своих ноутбуков или находясь в офисе в комнате для телеконференций. Они могут совместно использовать свои экраны или приложения, реализующие доски для совместной работы.
Поверх этого метавселенная накладывает иммерсивное 3D. Участники могут создавать аватары (цифровые образы себя) и использовать их для входа в виртуальную 3D-комнату. В этой комнате они могут работать на виртуальной доске, на виртуальной стене или, например, ходить вокруг виртуальной 3D-модели автомобиля, который они проектируют.
По сути, это тот сценарий, который описал CEO Microsoft Сатья Наделла, когда анонсировал Mesh для Microsoft Teams на конференции Ignite. Microsoft добавит эту возможность в свой инструмент для совместной работы Teams, начиная с 2022 г. Эта функция объединит возможности платформы смешанной реальности Microsoft Mesh (анонсирована в марте 2021 г. как платформа для создания метавселенной) с инструментами продуктивности Microsoft Teams.
Facebook, которая недавно провела ребрендинг и теперь называется Meta, в августе представила Horizon Workrooms — VR-переговорные для удаленной совместной работы.
Сценарии применения Metaverse для предприятий
По словам вице-президента Forrester Дж. П. Гаундера, совместная работа — это один из трех основных сценариев использования метавселенной предприятиями.
Другой основной сценарий отстаивает Nvidia. На GTC 2021 Хуанг анонсировал платформу Nvidia Omniverse Enterprise и предложил несколько вариантов применения, сфокусированных на симуляциях и цифровых двойниках в промышленных условиях — на складах, заводах и фабриках.
По словам Нгуена, на эти варианты имеет смысл обратить внимание отраслям с дорогостоящими активами — например, нефтегазовой, производственной или логистической: «Именно здесь дополненная реальность уже приносит пользу предприятиям».
В качестве примера Хуанг показал видео виртуального склада, созданного с помощью Nvidia Omniverse Enterprise и позволяющего организации визуализировать влияние оптимизации маршрутизации при автоматизированной комплектации заказов. Это пример конкретного сценария применения, но в целом Omniverse — это платформа, позволяющая организациям создавать свои собственные симуляции или виртуальные миры.
«Мы создали Omniverse для создателей этих виртуальных миров, — сказал Хуанг на GTC. — Некоторые миры будут предназначены для собраний и игр. Но многие из них будут созданы учеными, творцами и компаниями. Виртуальные миры будут появляться так же, как сегодня появляются веб-сайты».
Третий сценарий применения виртуальных миров для предприятий относится к сфере B2B-маркетинга. Его, по словам Гаундера, продемонстрировала компания Roblox, специализирующаяся на онлайновых игровых платформах. На ее платформе, популярной среди подростков, пользователи могут покупать цифровую одежду для своих аватаров, и бренды обратили на это внимание. Например, такие бренды одежды, как Vans и Gucci, создали на Roblox индивидуальные брендированные миры.
Должны ли CIO включить Metaverse в свои технологические дорожные карты?
Да, но пока не нужно бросаться в нее с головой, говорят эксперты.
«CIO должны думать об этих сценариях, — говорит Нгуен. — Но вам не обязательно иметь присутствие в метавселенной». Во всяком случае, пока. «Было бы неплохо, если бы вы примерили себя к этой систем координат, потому что это неизбежно. Если вы не будете каким-то образом участвовать в этом, вы, скорее всего, многое упустите, как и любая организация, у которой сегодня нет веб-сайта», — добавил он.
Действительно, может быть целесообразно подождать второй версии.
Mesh for Teams позволяет пользователям создавать аватары и использовать их вместо включения веб-камеры. Эти персональные аватары оснащены мимикой для демонстрации реакции.
«Это вряд ли обеспечит такой же уровень вовлеченности, как использование видео на совещании, — говорит Тим Бантинг, руководитель практики Omdia в области цифрового рабочего места. — Поэтому Omdia считает эту функцию в некотором роде диковинкой». Однако некоторые другие сценарии применения могут заинтересовать организации, добавляет он.
По его словам, есть и другие предостережения для предприятий, которые необходимо учитывать, когда дело доходит до практической реализации. «Для максимального удобства пользователей потребуется специальная гарнитура, а не ПК или мобильное устройство, — говорит Бантинг. — Удаленные сотрудники многих организаций не располагают гарнитурами бизнес-класса и внешними веб-камерами, и маловероятно, что предприятия смогут оправдать расходы на VR-оборудование для регулярных онлайн-встреч сотрудников».
Нужно ли будет повышать квалификацию ИТ-специалистов?
Многие преимущества технологии metaverse уже доступны от существующих поставщиков. Более того, Бантинг отмечает, что в мире потребительских средств VR «это очень похоже на среду „подключи и работай“ с простой настройкой».
Однако «интересным может стать тот момент, когда компании захотят создавать свои собственные „фирменные“ метавселенные. Я ожидаю, что это станет возможностью предоставления расширенных услуг для новой категории партнеров, работающих в связке с маркетингом».
Гаундер говорит, что понимание 3D — редкий навык сегодня, поэтому люди, которые могут разрабатывать на Unity или Unreal Engine, могут обойтись недешево. Но это может потерпеть.
Каковы риски?
Вспомните Интернет. Когда в
«Тридцать лет назад кто бы мог подумать, что сегодня мы будем иметь дело с троллями, дезинформацией, хакерством и многим другим, — говорит Нгуен. — Все негативные аспекты, о которых мы говорим, будут связаны с тем, с чем мы сталкиваемся сегодня: безопасность, конфиденциальность и этика».