По данным АКАР, объем российского рынка рекламы за 2023 год составил почти 731 миллиард рублей. Это на 30% больше, чем в 2022 году. Причем индустрия стабильно развивалась все последние 10 лет, и за это время объем рынка увеличился в 2 раза. О том, как удалось добиться таких результатов, трендах и будущем отрасли мы поговорили с генеральным директором компаний «Альянс» и «Лаборатория Альянса», победителем международной премии Best Business Awards, экспертом в области CPA-маркетинга и лидогенерации Егором Бабаковым.
Егор, Вы успешно руководите рекламной компанией уже более 8 лет и даже имеете множество наград в своей профессиональной сфере. Как Вам кажется, что стало толчком к такому стремительному увеличению рынка продвижения в нашей стране?
Как говорится, все, что ни убивает нас, делает нас сильнее. За последние несколько лет было много сложностей у представителей нашей индустрии. Например, ушли многие иностранные рекламодатели, появился новый закон о маркировке рекламы, который требовал значительных изменений во всем процессе подготовки промо материалов, изменилось законодательство для одной из ключевых категорий клиентов — микро-финансовых организаций, в связи с чем они уменьшили комиссии за привлечение потребителей. И чтобы выжить, рекламные компании стали пересматривать свою работу, повышали эффективность, начали применять новые технологии. И это дало свои результаты.
Также стоит отметить, что хотя часть клиентов ушла, появились новые рекламодатели из других стран, а также в связи с трендом на импортозамещение начали более активно открываться новые российские бизнесы, для которых задача привлечения клиентов является одной из первостепенных.
Вы являетесь создателем уникальной системы монетизации трафика, которая вывела Вас в лидеры в нише CPA-маркетинга и лидогенерации. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как именно она работает?
Наши партнеры предоставляют нам контакты людей, которых мы можем проинформировать о тех или иных рекламных предложениях. Мы отправляем человеку смс с реферальной ссылкой, и дальше смотрим на его реакцию — прочитал ли он сообщение, перешел ли по ссылке. И в зависимости от поведения потенциального клиента мы понимаем, нужно ли ему еще что-то предлагать или нет и какие конкретно опции для него будут более актуальными. Причем наша система самостоятельно подбирает лучшие варианты именно для этого человека в зависимости от его потребностей и предыдущего опыта, например, отслеживается, был ли он уже в каком-то месте (например, кредитной организации) или нет.
Таким образом, мы предоставляем максимально персонализированную рекламу, которая учитывает интересы и нужды людей, подстраивается под них. А значит, результат от нее получается выше, поскольку люди охотнее реагируют на то, что для них действительно важно и интересно. Как итог, растет прибыль нашего рекламного агентства и прибыль наших клиентов.
Вы также применяете инновационную систему финансового мониторинга в компании. Поделитесь, как она устроена?
Основное новшество состоит в том, что все значимые финансовые показатели и действия, совершаемые организацией, мы контролируем 3 раза в день — утром, днем и вечером. Мы отслеживаем количество отправленных смс, совершенных звонков, привлеченных клиентов и полученной прибыли. Если мы видим, что метрики изменились в худшую сторону, мы сразу же принимаем меры. Такая оперативность, умение быть гибкими и мгновенно реагировать на все изменения выделяет нас среди конкурентов и дает нам неоспоримое преимущество. При этом вся аналитика собирается автоматически.
Также хочу отметить, что все IT-разработки у нас самописные, мы не применяем готовых решений. Если нам нужен какой-то новый, дополнительный раздел, наши специалисты его создают с нуля с использованием открытых доступных библиотек.
А с какими сложностями Вы сталкивались при внедрении данной системы? И как на нее реагировали сотрудники?
Конечно, создание системы с нуля потребовало изначально много времени и сил, однако наши усилия окупились многократно. Что касается серьезных сложностей, то они были не на старте, а уже позже, когда мы несколько раз столкнулись с изощренными DDoS-атаками, отключением тех или иных веб-сервисов. Однако за счет того, что мы в режиме реального времени видим всю ситуацию в компании, решение данных вопросов у нашей команды заняло всего несколько часов.
Что касается реакции сотрудников на систему монетизации трафика и финансового мониторинга, то для них она является одним из преимуществ в работе, она позволяет им быть максимально эффективными и иметь достойное финансовое вознаграждение за свой труд. Также следует понимать, что мы отслеживаем именно действия — как отправляются смc, работают звонки, проходят оплаты от клиентов, а не самых сотрудников. У членов команды достаточно свободы в их ежедневной работе.
Вы были членом жюри на известных конкурсах «Время инноваций» и Национальной Бизнес Премии: ТОП-20 успешных бизнес-проектов. Расскажите, как Вы оцениваете уровень конкурсантов — Ваших коллег из сферы рекламного бизнеса?
В каждой премии я оценил около сотни работ участников. Конечно, уровень заявок был разный, тем не менее, было очень много сильных ребят и компаний. Вообще одна из причин, почему я принял предложение присоединиться к данным мероприятиям в качестве судьи, это мое желание расширить свои горизонты, узнать о каких-то новых, прорывных технологиях, которые используют коллеги в России и за рубежом, вдохновиться. И могу сказать, что мне это удалось.
Особенно хочу отметить Азата Шайдуллина, который выиграл номинацию «Предприниматель года» на Национальной Бизнес Премии. Он был награжден за разработку революционного маркетингового инструмента в электронной коммерции и вывод предприятия на высокий уровень окупаемости. С ним и другими сильными предпринимателями я планирую в дальнейшем пообщаться лично, возможно, мы найдем какие-то варианты сотрудничества. Впрочем, с новичками в бизнесе я тоже с удовольствием делюсь своим опытом.
Каким Вы видите дальнейшее развитие индустрии и своей компании?
Думаю, IT-технологии, искусственный интеллект, роботизация продолжат стремительное развитие и влияние на отрасль рекламы. И мне кажется, это здорово, потому что это сделает предложения для потребителей еще более индивидуальными и сможет помочь людям устранить их «боли».
Уже сейчас реклама — это как костюм «made to measure», она подогнана под Ваши размеры, но пока еще использует общие варианты фасонов. А в будущем станет возможным получить рекламу в стиле «bespoke», когда специально под Вас будут сделаны даже лекала и воплотить в жизнь можно будет абсолютно любую модель в любом размере. Именно поэтому наша компания планирует стать резидентом Сколково, чтобы еще больше усилить наше IT-направление. А как руководитель продолжаю учиться и осваивать новые технологии, чтобы сделать нашу организацию еще более успешной.