BIM завоевывает рынок ConTech по всему миру. Однако свежее исследование, проведенное PlanRadar, показывает, что степень популярности технологии среди застройщиков в европейских странах весьма неоднородна. Чего нам ждать от информационного моделирования в России?
Так, в Великобритании, самой продвинутой стране в плане BIM, 73% строительных организаций так или иначе применяют технологию. При этом во Франции эта доля уже вдвое меньше — 35%. В России число пользователей выросло с прошлого года на 5%, так что на сегодняшний день 12% девелоперов внедрили BIM различных уровней. Встречаются даже проекты самого технологически сложного третьего уровня.
Государственная поддержка внедрения технологии в России наиболее энергична, однако рынок должен и своими силами преодолеть несколько барьеров. Основными препятствиями для внедрения BIM даже в европейских странах остается недостаток стандартизации, трудности в подготовке и поиске квалифицированных специалистов, а также неуверенность заказчиков в том, какие преимущества приносит информационное моделирование.
BIM — только для мегапроектов?
С учетом таких правительственных планов, как «Агрессивное развитие инфраструктуры», в России можно ожидать масштабных строек. Это означает, что BIM получит дополнительные стимулы к развитию, так как с 2022 года будет применяться на всех стройках с бюджетным финансированием. Подрядчики будут вынуждены приспосабливаться к требованию государства и наращивать использование технологии.
Хотя 4D- и 5D-уровни, а именно контроль сроков и стоимости, являются определяющими факторами для государственных заказчиков, BIM в инфраструктурных проектах обладает не только бизнес-преимуществами. Так, в дорожном строительстве возможность визуализации при проектировании повышает безопасность объектов для пользователей. Например, конструкторы еще виртуально могут оценить видимость знаков и разметки, безопасность поворотов, не говоря о прочности и устойчивости основных конструкций. Надежность — один из основных приоритетов при строительстве потенциально опасных объектов, например, в сфере энергетике. В этой области цифровые двойники на основе BIM-моделей становятся большим подспорьем в дальнейшей эксплуатации сооружений.
Вместе с тем приложения информационного моделирования — сравнительно дорогой технологический инструмент. Более того, обучение BIM-инженеров — трудозатратный и долгий процесс при учете, что в России немногие вузы пока в состоянии предложить содержательные программы, а не экспресс-курсы, по предмету. Поэтому застройщики средней руки и небольшие девелоперы не спешат инвестировать в ТИМ, ожидая более выгодной конъюнктуры.
Тем не менее, нельзя сказать, что BIM подходит исключительно для олимпийских строек и федеральных трасс. Исследования и статьи приводят разные данные об эффективности технологии. Цифры разнятся от проекта к проекту, но в среднем, на этапе проектирования информационное моделирование может экономить порядка 30%, а при строительных работах — около 15% стоимости. Даже для строительства одного коттеджа это позитивные показатели. Однако для компаний, оперирующие большими финансовыми потоками, цифры даже в абсолютных значениях оказываются велики и потому быстро окупают инвестиции в решения. Небольшие же застройщики при «тонкой» финансовой подушке часто вынуждены предпочесть краткосрочную прибыль долгосрочным инвестициям.
От BIM к CIM
Дальнейшее проникновение ТИМ в жилищное строительство связано с повышением сложности зданий и их переходом к «умным» технологиям. За счет улучшенных возможностей моделирования BIM позволяет с большой легкостью внедрять в проекты элементы IoT, а также повышать энергоэффективность зданий. Более того, информационное моделирование сулит множество преимуществ prefab-строительству для сложных многоквартирных зданий, что могло бы ускорить типовую застройку.
Однако наибольший потенциал, который еще предстоит освоить в полной мере, лежит в возможностях обмена информацией, доступных в BIM. Так как цифровые двойники позволяют получать данные в режиме реального времени с любых систем, цифровые проекты домов можно объединять с виртуальными моделями городов. На сегодняшний день это направление только развивается и в литературе получило название CIM — city informational modelling, или городское информационное моделирование. ГИМ открывает огромные просторы для городского планирования, так как позволяет увидеть облик потенциального объекта и оценить характеристики еще на этапе 3D-макета. Более того, с помощью подобных систем в будущем возможно повышение эффективности коммунального хозяйства. Например, появится шанс улучшать планирование отопления и освещения в зависимости от розы ветров и открытости улиц дневному освещению, регулировать транспортную ситуацию, экологические аспекты и так далее. В России уже существуют цифровые двойники городов, так что потенциал у таких проектов есть.
Преимущество ИТ для любых экономических сфер в том, что у страны всегда есть возможность занять место в первом эшелоне, как это в России произошло с финтехом, если у стейкхолдеров есть к этому стремление. С учетом того, какие выгоды цифровизация сулит для отдельных строительных компаний и городских бюджетов, вполне возможно, даже такая инертная отрасль как строительство будет постоянно подталкиваться к внедрению новых технологий.