Если два года назад, на начальном этапе пандемии, переход на использование дистанционных форматов взаимодействия с сотрудниками рассматривался многими компания как вынужденная и во многом временная мера, то сейчас всем участникам рынка — и работодателям и работникам — очевидно, что речь идет о тенденциях, которые не только сохранят актуальность, но и будут усиливаться в дальнейшем. А это означает, что всем — и организациям и отдельным людям — нужно строить планы своего собственного развития с учетом новых реалий. Именно такие общие выводы можно сделать из результатов исследования компании Logitech и Аналитического центра НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) по теме удаленных форматов работы сотрудников.
Согласно этим данным, в 2020 г. подавляющее число компаний (82%) ощущали снижение производительности труда, причем большинство из них отмечали, что причиной тому были не только технологические аспекты (отсутствие нужных средств, неумение использовать их в полной мере), но также сугубо организационные (бизнес-процессы не были ориентированы на удаленное взаимодействия) и психологические. С тех пор ситуация радикальным образом изменилась со стороны как работодателей, так и сотрудников, кроме того государство довольно быстро произвело коррекцию нормативно-законодательной базы для юридического обеспечения дистанционных форматов. За время пандемии абсолютное большинство компаний (94%) организовывали удаленную работу для своих сотрудников, на сегодняшний день 89% работодателей имеют часть сотрудников, выполняющих свои обязанности дистанционно.
Кроме чисто деловых аспектов перехода на дистанционные методы, эксперты в качестве позитивного момента отмечают также важные социальные аспекты: люди смогли больше времени проводить с семьей, быть одновременно и сотрудниками, и родителями, не говоря уже о новых возможностях для людей с ограниченными возможностями.
Сегодня для всех вполне очевидно, что даже при наличии всех необходимых технических средств, оптимальным вариантом является гибридный график работы для своих сотрудников — именно такой режим большинство респондентов (86%) называли основным в наступившем году. Причем для самих сотрудников наиболее желаемым (по данным исследования — 57%) является график, когда два-три рабочих дня они будут работать из дома, а остальные — из офиса. В целом сегодня 60% компаний уверены, что гибридный формат повышает общую производительность труда, в то время как 29% высказали сомнения в правильности этого тезиса (у остальных нет четкого мнения по данному вопросу). В то же время 73% респондентов согласны с тем, что дистанционные форматы взаимодействию сокращают расходы компании, они отметили сокращение затрат на транспорт и улучшение коммуникаций внутри организации.
Говоря о позитивных аспектах удаленной работы, авторы исследования отмечают, что цифровые компетенции работников зачастую не успевают за темпами цифровизации, об этом заявили 56% руководителей. Впрочем, одновременно выяснилось, что 75% компаний вообще не проводят обучение своего персонала цифровым технологиям. При этом 26% сотрудников боятся потерять работу из-за необходимости совершенствования своих цифровых знаний и навыков, но в то же время лишь 45% россиян считают, что цифровая грамотность поможет им к карьере.
В качестве дополнительной проблемы эксперты отмечают, что работодатели недостаточно быстро проводят реорганизацию своих бизнес-процессов с их ориентацией на удаленные методы взаимодействия, в том числе речь идет о том, что новые форматы работы требуют серьезной переработки как должностных инструкций сотрудников, так и трудовых договоров ними. Отдельным серьезным вопросом является обеспечение удаленных сотрудников соответствующими аппаратными и программными средствами. На сегодня почти 40% компаний ориентируются на использование исключительно корпоративной техники, лишь 7% ориентируются только на личные устройства сотрудников.
Отдельный раздел исследования посвящен использованию видеоконференцсвязи. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы мировой рынок этих средств будет расти почти на 20% в год и увеличится с 9,2 млрд. долл. в
Согласно данным исследования, 79% компаний используют в своих офисах комплексные решения для конференц-залов. По мнению респондентов, возможность удаленного ведения переговоров существенно экономит деньги на транспорт (91%) и время сотрудников (86%), а также улучшает внутрикорпоративные коммуникации (75%). При этом представители малого бизнеса реже соглашаются, что использование видеоконференцсвязи позволяет экономить время при встречах/переговорах, 22% не согласны с этим утверждением.