О цифровизации много говорят в разных сферах, и строительство не исключение. Однако для того, чтобы цифровые инструменты действительно использовались и повышали эффективность компании, нужно учесть много нюансов и избежать целого ряда распространенных ошибок. Рассмотрим возможные ошибки и основные слагаемые успешной цифровизации.
Зачем нужна цифровизация и какие проблемы решает
Цифровизация в строительстве помогает повысить эффективность работы и, в частности, избежать простоев. Цифровая платформа позволяет отслеживать все показатели, анализировать их, а в более продвинутом варианте — применять предиктивную аналитику. Так вы будете лучше понимать, с чем есть сложности, к каким работам можно приступить прямо сейчас, сможете настроить поставки и т. д. Экономия и повышение эффективности за счет цифровизации достигает 8%, что подтверждают реальные внедрения.
Цифровые инструменты позволяют освободить много времени от рутинной работы. Если данные приходится собирать и анализировать вручную, на это уходит 80% времени. И только 20% остается на самое важное — принятие решений на основании этих данных. Хорошо отлаженная цифровая система позволяет перевернуть это соотношение: 20% времени уходит на сбор и анализ данных, так как в значительной мере это делает машина, в 80% остается на принятие решения, что повышает качество таких решений.
Еще одна возможность — повышение контроля за проведением работ на стройке, сбор так называемого «цифрового факта». В этом помогают самые разные инструменты: дроны, с помощью которых можно отслеживать ход работ на ранних стадиях строительства; цифровые браслеты и камеры у рабочих; цифровые платформы в целом, позволяющие лучше анализировать все процессы и находить слабые места.
Использование цифровых инструментов помогает также повысить эффективность руководителей и офисных сотрудников. Вот пример одной компании, эффективно пользующейся цифровой платформой для строителей. До ее внедрения 45% времени многих специалистов компании уходило на совещания. После внедрения цифровых решений это время сократилось до 22%, а в дальнейшем планируется его уменьшить до 7%. Это связано с тем, что для решения многих вопросов больше не нужны совещания с участием многих сотрудников, все можно посмотреть в платформе, а дальше за несколько минут обсудить с конкретными руководителями.
Потенциально цифровизация может смягчить еще одну важную проблему российской строительной отрасли — дефицит кадров. С одной стороны, само по себе повышение эффективности и более рациональное выстраивание всех процессов поможет сократить простои работников. С другой, перспективным направлением является «уберизация» найма — создание платформы, с помощью которых заказчики и рабочие находили бы друг друга без посредников.
Когда цифровизация точно не нужна (как понять, что компания не готова переходить на цифровые рельсы)
Использование цифровых инструментов без понимания, что именно вы хотите улучшить в работе, вряд ли повысит эффективность. В целом психологический момент тут важен — нужно, чтобы компании перестали относиться к цифровым инструментам как к игрушке. Даже сейчас многие компании не понимают, что именно им может дать цифровизация, хотя зрелость в этом отношении растет.
Одни из моментов, которые особенно сильно мешают цифровизации, — плохо отлаженные процессы или хаотичность в компании. Дело в том, что для того, чтобы перевести все в цифровой формат, для начала нужно стандартизировать и упростить все процессы, поставить их «на рельсы». Так что первый, предварительный этап — выстраивание в компании четких, стандартизированных и эффективных процессов. А уже после этого можно переходить к их цифровизации посредством различных платформ.
У вас вряд ли получится провести полноценную цифровизацию, если к ней всерьез не готово ни руководство компании, ни команда. Причем важна готовность обоих уровней в компании. Это серьезное изменение всей работы, так что очень важна воля к проведению этих изменений у руководства и его желание постоянно вникать в процесс.
Но и этого недостаточно — бывает так, что руководство «горит» цифровизацией, но сотрудники тормозят этот процесс, так как боятся перемен. Иногда это конкретные люди — кто-то из руководителей среднего уровня, использующих привычный подход, который в случае цифровизации придется в корне менять и в редких случаях ломать.
Еще один вариант, который мешает полноценной цифровизации, — частичное внедрение каких-то цифровых точечных программ или микросервисов, из-за чего руководству компании кажется, что все нужное у них уже есть. Притом обычно имеющиеся инструменты устарели, да и в целом скорее помогают выполнять какую-то конкретную часть работы (например, проектирование) и совершенно не решают задачу полноценного перехода на цифровую систему, поскольку нет связи данных и нет единой информационной цифровой среды.
В некоторых случаях компании наоборот пытаются цифровизировать все и сразу, использовать все инструменты и сделать это быстро. При этом обычно наступает разочарование — вместо быстрой цифровизации деятельность компании становится более хаотичной, а затраты на такой проект растут постоянно, требуются новые кадры. Кроме того, в таком случае получается «винегрет» из разных технологий, часто не совместимых друг с другом, и тупик.
Основные слагаемые успеха цифровизации
В том, как именно организовать процесс, чтобы внедрение прошло успешно и цифровое решение работало на эффективность, можно выделить четыре основных момента.
- Воля руководителя компании. Лицо, принимающее решение о цифровизации, не должно колебаться в этом отношении, сомневаться и постоянно менять курс. Приняв решение, нужно действовать последовательно и управлять этим процессом. Это должен быть именно один из основных руководителей, потому что никакой менеджер по цифровизации не сможет серьезно изменить все процессы в компании без воли ее руководства.
- Регулярное внимание. Необходим не спорадический интерес к цифровизации, а постоянное внимание к тому, как она продвигается. Руководителю нужно всерьез вникать, как проходит цифровизация, думать о том, какие еще инструменты могут быть полезны для конкретных ситуаций, постоянно следить за процессом, внедрять культуру использования платформы.
- Сопровождение со стороны разработчика платформы. Это очень важный момент — для того чтобы цифровые инструменты стали частью повседневной работы компании, нужен инжиниринг, включающий аудит, консалтинг, сопровождение и консультирование клиента на всех этапах внедрения системы. Соотношение тут такое: 7/30/180. То есть до 7 дней на развертывание системы, до 30 — на обучение и до 180 — на приживаемость. Очень важно не бросать клиентов, особенно с учетом того, что у всех разный уровень зрелости. Кто-то перейдет на новую систему довольно быстро, а кого-то нужно будет вести долго. Хороший показатель, что система действительно прижилась: платформа становится местом, куда клиент первым делом заходит утром на работе.
- Терпение и постепенность. Важно понимать, что любое внедрение — это инвестиция в будущее, которое не наступает за пару дней и не может стоить как подписка в музыкальном сервисе. А также не нужно пытаться объять необъятное — внедрять цифровые инструменты нужно постепенно и с понимаем того, к чему конкретно ваша компания уже готова, а к чему нет. Важно не просто пытаться использовать любые цифровые инструменты, а определить приоритеты: что имеет смысл внедрить в первую очередь, а что может подождать. Не стоит торопиться — нужно соизмерять свои силы и не перегрузить систему сразу, потому что тогда можно быстро разочароваться. Кроме того, в таком случае цифровые инструменты просто не удастся использовать на полную. Поэтапная цифровизация позволяет шаг за шагом в короткие сроки перевести в цифровой формат наиболее важные процессы и одновременно с этим привыкнуть к новому инструменту и сформировать культуру его использования у сотрудников.