По оценкам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, вероятность превращения стартапа в единорога не превышает 1 к 1000. Опираясь на данные Crunchbase и CB Insights, сотрудники Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ изучили распределение компаний-единорогов на карте мира.
Единорогом принято называть компанию, которая в течение не более чем десяти лет с момента основания достигла оценки в 1 млрд долл. США, не прошла первичное размещение на бирже (IPO) и остается в собственности своих создателей не менее чем на три четверти. Эти особенности выделяют единорогов из всей массы технологических стартапов. Экономисты считают наличие единорогов признаком эффективности национальной инновационной системы.
По состоянию на июль 2021 г., наибольшее число единорогов зафиксировано в США (441) и Китае (253). Вместе они аккумулируют 76,7% известных в мире единорогов, а на топ-20 стран приходится 96,8% таких компаний.
Самыми привлекательными для единорогов регионами оказались Северная Америка (47,4%), Юго-Восточная Азия (31,2%) и Европа (11,6%). При этом единороги преимущественно располагаются в странах с высоким уровнем дохода (629 компаний — 65,4%), еще 28,9% и 5,7% — в государствах с доходами выше и ниже среднего соответственно. В странах с низким уровнем дохода единороги отсутствуют.
Сравнение общей и средней оценочной стоимости единорогов по странам позволило выделить государства с небольшим, но зато весьма качественным составом единорогов. Так, лидерство Швеции по средней оценочной стоимости единорогов обеспечили финтех-стартап Klarna (45,6 млрд долл. США) и производитель литий-ионных аккумуляторов Northvolt (11,8 млрд долл. США). Высокие показатели Люксембурга связаны с компанией-производителем нанотрубок российского происхождения OCSiAl (10 млрд долл. США). Среди семи единорогов, базирующихся в Индонезии, выделяются финтех-компания Gojek (12,5 млрд долл. США), логистическая компания J&T Express (8 млрд долл. США) и специализирующаяся на электронной коммерции Tokopedia (7,85 млрд долл. США). Из четырех австралийских единорогов наиболее известен сервис для графического дизайна Canva (15 млрд долл. США).
В топ-5 городов по числу компаний-единорогов вошли Сан-Франциско (122 единорога), Пекин (97), Нью-Йорк (69), Шанхай (49) и Лондон (28). Совокупно на них приходится почти 40% общего числа таких компаний в мире. Наибольшее количество населенных пунктов, в которых располагаются единороги, находится в странах — лидерах общего рейтинга: США (104), Китае (40), Индии (12), Великобритании (9), Израиле (8), Германии и Канаде (по 7).
Из 240 уникальных населенных пунктов, в которых расположены единороги, лишь 31 (12,9%) являются национальными столицами. При этом они аккумулируют 219 таких компаний (22,8% от их общего числа).
Наиболее привлекательными для компаний-единорогов видами деятельности стали финансовые услуги (131), электронная коммерция (127), продукты и услуги на основе искусственного интеллекта (107). В топ-10 также вошли разработка приложений (85), информационные технологии (49), услуги для бизнеса (47), анализ данных (36), здравоохранение (35), аппаратное обеспечение (34) и производство одежды и аксессуаров (31). Тройка самых популярных среди единорогов отраслей практически неизменна для США, Китая и Европы.
Помимо основных, у компаний-единорогов имеются и дополнительные виды деятельности. Почти каждая вторая компания указала в качестве такового разработку программного обеспечения — 449, интернет-сервисы — 193, науку и инжиниринг — 175.
Пик рождения существующих единорогов пришелся на 2015 год: тогда были созданы 123 таких компании. Соответственно, чтобы достичь и закрепиться в этом статусе, технологическим стартапам понадобилось в среднем шесть лет.
Сравнение числа единорогов с ключевыми показателями развития исследований и разработок по странам G20, представленными в последнем Докладе ЮНЕСКО по науке (2021), показало наличие сильной связи между этими явлениями.
Среди стран G20 единороги отсутствуют лишь в трех — Аргентине, Италии и России. Если в случае Аргентины это можно объяснить ее не самым высоким уровнем публикационной активности и финансирования науки, то соответствующие показатели Италии и России могли бы вывести эти страны по числу единорогов на уровень, сопоставимый с Францией (18 единорогов), Канадой (15), Бразилией (14) и Южной Кореей (14). К исключениям также можно отнести Японию: занимая
Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, отметил: «Единороги — молодое явление, связанное с мощным развитием венчурного рынка, проникновением стартап-идеологии в разные слои общества и сферы жизни. Еще не все ведущие страны, в том числе Япония, Россия, большинство участников Европейского союза, реализовали свой потенциал в создании единорогов. Их появлению способствует емкий внутренний рынок для инновационных сервисов, наличие привлекательных альтернативных экономических центров, общая благоприятная для талантов среда».
По уровню развития современного сектора услуг Россия значительно уступает США и Европе и, к тому же, характеризуется сверхконцентрацией научного и инновационного потенциала в столичном регионе. В нашем докладе «Атлас экономической специализации регионов России» (НИУ ВШЭ, 2021) мы показываем, что деловые и ИТ-услуги, торговля, электронная коммерция и туризм занимают почти 50% торгуемого сектора экономики США, 33,2% — в ЕС, в нашей стране — лишь 13,8%. В новом Глобальном инновационном индексе (GII-2021) Москва — единственный российский город, попавший в топ-100 мировых инновационных центров.
В международной миграции единорогов Россия пока что выступает в роли абсолютного донора. Как минимум, четыре действующих (Acronis, Revolute, OCSiAl, InDriver) и два бывших единорога (Arrival и Yandex) полностью покинули Россию или зарегистрировали головные офисы вне ее пределов. Сопоставимые с Россией по уровню экономического развития страны, входящие в БРИКС, тем не менее располагают зарегистрированными на своей территории и признанными в мире единорогами. Например, в Индии действуют 44 таких компании, в Бразилии — 14, в ЮАР — две.