Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал, сколько россиян сталкиваются в интернете с рисками сохранности персональной информации и как свои данные защищают; сколь многие практикуют цифровой детокс и какие платные цифровые сервисы чаще всего выбирают.

На фоне расширения масштабов цифровизации российские интернет-пользователи в 2024 г. стали чаще сталкиваться с угрозой утечки персональных данных, главным образом реализуемой посредством перенаправления на фальшивые (фишинговые) сайты или взлома аккаунтов (7,4 и 5,9%; рост в полтора и два раза к уровню 2022 г. соответственно). О факте компрометации личных данных в результате взлома какой-либо платформы или приложения узнали 4,1% опрошенных интернет-пользователей.

Каждый третий пользователь сетевых сервисов и мобильных приложений старается обеспечить безопасность своих персональных данных (в 2022 г. — каждый четвертый), чаще всего ограничивая доступ к своему местоположению (21,3%) либо к профилю или контенту, например в соцсетях и хранилищах (16,4%). Почти каждый пятый запрещает использовать свои персональные данные в рекламных целях (для сравнения: в странах ЕС так делают более половины интернет-пользователей); а 6,5% блокируют в браузере сохранение файлов куки (в ЕС — 36,4%). Подробнее о способах защиты персональных данных в сети.

В среднем более 40% респондентов сознательно ограничивают свою интернет-активность, заботясь о времени, проведенном в сети (43,8% среди женщин, 37% среди мужчин). Чаще всего россияне прибегают к «ситуативному детоксу»: в ситуациях вроде семейного ужина не подключаются к интернету или убирают гаджеты из поля зрения — так поступает примерно каждый седьмой. К более радикальным мерам — отмене подписок или удалению приложений — прибегают 5,7 и 3,4% соответственно, также мало (4,1%) применяют специальные приложения для отслеживания времени в сети. Подробнее о практиках цифрового детокса.

Платные подписки на программы, приложения или онлайн-сервисы оформили 28% российских интернет-пользователей (30% среди мужчин, 26% среди женщин). Топ-3 самых востребованных платных сервисов выглядит так: экосистемные подписки (52%), выступающие единой точкой входа ко всем услугам какой-либо компании («Яндекс Плюс», «СберПрайм» и под.), стриминговые платформы с фильмами (40%) и музыкой (27%). Половина владельцев цифровых подписок ежемесячно тратит на них до 500 руб., чуть менее трети — до 1000, 12% — до 2000, 3% — до 5000 руб., свыше этой суммы тратят только 1%. Подробнее о том, как россияне готовы платить за цифровые подписки.

По мере распространения платных подписок актуализируются связанные риски. Как показал опрос, ранее проведенный ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2022 г., каждый пятый пользователь цифровых платформ и экосистем сталкивался с несанкционированным списанием денег за подписки, которые не подключал. Для решения проблемы в июле 2023 г. в Госдуму был внесен законопроект о предоставлении потребителям полных сведений об условиях цифровых подписок и своевременном информировании об их продлении. Его рассмотрение запланировано на сентябрь 2024 г.