В преддверии намеченного на 19 сентября форума Russian Enterprise Content Summit 2017 редакция PC Week обратилась к ключевым спикерам конференции с предложением поделиться своим видением относительно ситуации и трендов на отечественном рынке средств управления корпоративным контентом (ЕСМ) и корпоративных систем электронного документооборота (СЭД). Вот что нам рассказал Алексей Трефилов, директор компании ELMA.
PC Week: Какие современные технологические тренды могут существенно повлиять на сложившийся рынок СЭД? Смогут ли нарождающиеся цифровые платформы (основа будущей цифровой экономики) взять на себя решение задач внутреннего документооборота предприятий и организаций на новом организационно-технологическом уровне? Какую роль смогут играть в плане решения задач автоматизации документооборота облачные СЭД-сервисы и такие прорывные технологии, как блокчейн?
Алексей Трефилов: Прежде всего, здесь следует задуматься о том, что такое документ. Ведь по большому счету это физическая фиксация некоторых свершившихся фактов или физическое закрепление некоторых договоренностей. Такие технологии, как блокчейн, могут вывести работу с документами и сам подход к документообороту компаний на качественно новый уровень.
Впрочем, на сегодняшний день это все пока очень высокопарная теория. На практике дело до таких технологий дойдет очень нескоро, не в ближайшие пять лет точно. Нам всем, я имею в виду участников рынка ECM/СЭД, предстоит еще очень большая работа по формированию, просвещению рынка, так как понимание технологий даже десятилетней давности у массового потребителя, увы, отсутствует. Да, я действительно вижу в вопросах просвещения рынка, генерации полезного контента, тематических конференциях, создании обучающих видео и, самое главное, публичной демонстрации практических кейсов по внедрению ECM/СЭД нашу благородную обязанность.
Если говорить о тех реальных технологических трендах, которые действительно меняют рынок СЭД сегодня, то это такие уже не новые технологии, как межкорпоративный документооборот, мощный workflow-движок, позволяющий автоматизировать бизнес-процессы, а не просто движение документов, удобные мобильные решения, современные интерфейсы систем (а именно искоренение привычек «неудобного и недружелюбного корпоративного программного обеспечения»).
PC Week: Как известно, ЕСМ предполагает решение гораздо более широкого круга задач управления корпоративным контентом, чем только управление документами. Насколько востребована эта расширенная функциональность российскими предприятиями и организациями? Какие задачи реально решаются с помощью ЕСМ-систем? Какие новые технологии определяют развитие рынка ЕСМ?
А. Т.: На рынке всегда есть передовики, которые используют современные технологии по максимуму, и те, кто минимально использует потенциал технических средств, зачастую бессистемно решая мелкие локальные задачи. Вообще, справедливо будет отметить, что сегодня, в середине 2017 г., большинство проектов внедрения ECM/СЭД — это все то же стандартное управление договорами, входящая и исходящая корреспонденция и организационно-распорядительная документация. Компания ELMA активно пропагандирует процессный подход и внедрение ECM/СЭД-систем именно с точки зрения автоматизации бизнес-процессов. То есть когда документ является лишь артефактом процесса, а не рассматривается как центральный объект автоматизации. Такие проекты и заказчики, конечно, встречаются нередко, но во многих случаях нам приходится проводить серьезную работу по перестройке сознания, приоритетов и подходов к автоматизации.
Впрочем, позитивные тенденции за последние годы есть. Внедрение ECM-систем все чаще выходит за рамки управления документами. Более того, отмечу, что с запада к нам постепенно доходит подход построения «бизнес-приложений».
PC Week: Какую тему вы собираетесь осветить в своем докладе на конференции? Почему эта тема представляет несомненный интерес для аудитории руководителей финансовых, бизнес- и ИТ-подразделений предприятий и организаций? Какую практическую пользу они смогут вынести из вашего доклада?
А. Т.: Я собираюсь осветить тему самостоятельного внедрения ECM-систем. Мы всегда уделяли большое внимание культивации экспертизы по продукту на стороне заказчика — это действительно важно, это обеспечивает фундамент долговременного и качественного использования технологии на благо компании.
В теории никто, кроме самого заказчика, не знает его боли сильнее. Следовательно, при правильном подходе внутренняя команда компании-заказчика может ставить самые правильные задачи, что позволит получить максимальный эффект. Конечно, это может негативно компенсироваться отсутствием опыта и экспертизы. О том, как найти правильный баланс, какие вопросы решить и о чем стоит задуматься при самостоятельном внедрении, я и расскажу в своем докладе.
Зарегистрироваться для участия в конференции можно на сайте.