В 1993 г. петербургская компания UrbanSoft выпустила дистрибутив “Открытое Ядро”. Его ранние версии были основаны на системе SlackWare, а потом для этой цели использовался активно набирающий популярность Red Hat.
Это был первый локализованный дистрибутив, выпущенный первой российской компанией, которая ориентировалась исключительно на свободное ПО. Следовательно, нынешний год можно с полным основанием считать юбилейным — 20 лет назад Linux пришла в Россию.
Компания UrbanSoft была создана в 1992-м. Между прочим, к её появлению приложил руку ещё один довольно известный человек. Поскольку одним из учредителей фирмы был гражданин США Джон Росмэн, то регистрационный документ подписывал председатель комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Его имя — Владимир Путин.
Таким образом нынешний президент России стал человеком, который открыл для Linux путь в нашу страну. И ещё одно интересное наблюдение: всего Владимир Путин подписал два документа, имеющих непосредственное отношение к СПО (второй — знаменитое распоряжение № 2299-р), но ни одно из них — в качестве президента.
Любопытно и то, что первые компакт-диски с дистрибутивами Джон Росмэн тиражировал в США, поскольку в России такого производства еще не было, и лично возил их оттуда через полмира на специально приобретенной грузовой тележке. Можно сказать, что он привёз Linux в Россию не только в переносном, но и в прямом смысле.
В преддверии очередного форума Russian Open Source Summit ‘2013 (ROSS'2013) обозреватель PC Week/RE Сергей Голубев связался с Джоном Росмэном и задал ему несколько вопросов.
PC Week: История вашего приезда в Россию чрезвычайно интересна. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее? Что вас подвигло на переезд из благополучных США в нашу страну?
Джон Росмэн: Переехать я решил в свое время не в Россию, а в СССР. Успел в 1991 г. несколько месяцев пожить в Ленинграде.
Американский стиль жизни мне противопоказан. У меня нет водительских прав, и я вообще не езжу в частных машинах. Автомобильная культура пронизывает все аспекты жизни в США, избежать ее практически невозможно. А кроме того, не хочу жить в стране, где земля (в том числе и лес) — главным образом частная собственность.
В 1991-м Советский Союз символизировал огромный потенциал и непредсказуемость. Это тоже был привлекательный момент для меня.
PC Week: А почему вы решили заняться именно Linux? Ведь о свободном программном обеспечении тогда мало кто знал.
Дж. Р.: Я начал использовать UNIX в 1976 г., когда учился на компьютерном факультете, и с тех пор работал только с UNIX-подобными системами. Было совершенно ясно, что это правильная технология.
До появления Linux наша фирма занималась системой TeX. В 1980-х ТeX была главной свободной программой, и она стала стандартным элементом первого дистрибутива Linux, который мы сразу начали использовать и распространять.
PC Week: Легко ли вам работалось с программистами советской школы?
Дж. Р.: Да, легко.
PC Week: Как вы оцениваете их квалификацию?
Дж. Р.: Очень высоко.
PC Week: Как вы думаете, если бы в то время государство решило поддержать свободное ПО, то какую роль в нём сейчас играли бы российские разработчики?
Дж. Р.: То государство, которое было тогда, не сумело бы поддержать свободное ПО.
PC Week: Не могли бы вы вспомнить какие-нибудь интересные и поучительные истории из того времени?
Дж. Р.: В апреле 1993 г. Ричард Столлман приехал в Москву, чтобы выступить с речью в НИИ системного программирования (ИСП РАН - прим. ред.). Он устал после ночного перелета и во время вступления просто лег на сцене и так продолжал говорить — это классический стиль Столлмана.
Потом мы гуляли по городу и поужинали в мексиканским ресторане. Происходило это во время Всероссийского референдума (“да-да-нет-да”), атмосфера была политизирована. Столлман — своеобразный коммунист, но он не идентифицировал себя с КПРФ.
PC Week: В России вышло распоряжение о переходе государственных учреждений на СПО. Будет ли его реализация способствовать развитию отрасли?
Дж. Р.: Достижение “World Domination” — долгий процесс. Данное распоряжение — первый положительный шаг на этом пути.
PC Week: Чем вы занимаетесь в настоящее время?
Дж. Р.: Живу и работаю в Минске, по городу круглый год передвигаюсь исключительно на велосипеде (15—20 км в день). Между прочим Минск — удобный город для велодвижения.
Тут я работаю в должности директора фонда “Экологический транспорт”, одновременно занимаюсь разработкой ПО в фирме “РоварСофт”.
PC Week: Спасибо за беседу.