Некоторые особенности налогового ИТ-маневра, анонсированного президентом РФ 23 июня в своем «Обращении к гражданам России», прояснились во время панельной дискуссии, состоявшейся 9 июля в Иннополисе. Однако вопросы к процедуре реализации этого маневра — как, впрочем, и других мер поддержки ИТ-отрасли — остались. Причем не только те, которые касаются вызывающих многочисленные дискуссии способов компенсации выпадающих доходов федерального бюджета, обусловленных предоставлением разработчикам ПО различных льгот, и затрагивающих интересы компаний, использующих отечественные и зарубежные программные продукты.
Чем ИТ-лидеры отличаюся от нелидеров?
Так, например, во время упомянутой выше панельной дискуссии председатель правительства Михаил Мишустин сказал: «Российским ИТ-компаниям-лидерам планируется предоставлять гранты на новые разработки в размере до четверти миллиарда рублей в год. Но не более 50% расходов таких компаний. В этом году гранты могут покрыть 80% расходов на разработку и выпуск новых продуктов, это из-за коронавирусной инфекции. Соответствующее постановление правительства уже подписано». Естественно, возникает вопрос, какие ИТ-компании при этом будут считаться лидерами? Только те 79 компаний, которые ныне входят в перечень системообразующих предприятий России в области информации и связи?
Вот как отвечает на него президент НП РУССОФТ Валентин Макаров: «Да, скорее всего, это будут те ИТ-компании, которые попали в список системообразующих. И это мне представляется не совсем адекватным. Нужны конкурсы на достижение технических показателей, независимо от того, чего добилась компания за предыдущие 20 лет (перед тем, как попасть в формальный лист системообразующих, то есть отвечающих нескольким формальным количественным критериям)».
Исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев добавляет: «Есть объективные критерии включения предприятий в список системообразующих (по оборотам и прочим характеристикам). Но полагаю, что лидеров отберут в ручном режиме. ИТ-компаниям, уверенным что они относятся к числу лидеров, стоит обратиться в Минкомсвязи и побороться за попадание в соответствующий список».
«Критерии отбора и правила предоставления грантов и субсидий компаниям-лидерам прописаны в постановлении правительства № 974 от 2 июля 2020 г.», — уточнил исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин и добавил, что эти изменения, среди прочего, вносятся в постановление правительства от 3 мая 2019 г. № 549, касающееся господдержки компаний-лидеров в области разработки и внедрения продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы.
Кто будет платить 20%-ный НДС на ПО и кто не будет?
Есть большая степень неопределенности в июльских словах премьер-министра о том, что «cуществующая льгота по освобождению от налога на добавленную стоимость будет распространяться на реализацию прав на использование программных продуктов, которые будут включены в специальный реестр программного обеспечения, в том числе по облачной модели в режиме SaaS». Возникают вопросы, что это за реестр, кто будет его создавать и чем он будет отличаться от Единого реестра отечественного ПО?
Валентин Макаров поясняет: «Это и есть Реестр отечественного ПО. В постановление правительства будут внесены изменения, вносящие новые требования к ПО (например, наличие юридических прав и человеческих ресурсов для доработки и развития программного продукта в России), а также изменения, упрощающие прохождение экспертизы и позволяющие получить льготу по НДС и статус отечественного ПО тем программным продуктам, которые будут отвечать этим требованиям».
А вот что рассказал нам на этот счет Николай Комлев: «Поскольку увеличившиеся льготы будут завязаны на Реестр, а даже с прежними льготами аппарат по включению продуктов в Реестр не справлялся и не успевал вовремя рассматривать заявки, то предполагается некоторое обновление Реестра и процедуры включения в него (АПКИТ об этом просила, и ТПП тоже). Вероятно, после обновления и тема SaaS в этом Реестре найдет отражение».
Как видите, значимость Реестра отечественного ПO, в котором на середину июня насчитывалось 6727 записей, возрастает. Поэтому логично предположить, что количество компаний, желающих включить в него свои продукты, существенно увеличится. Обратите внимание: сейчас власти размышляют не только о совершенствовании процедуры регистрации программных продуктов в Реестре, но и о радикальном обновлении его классификатора. Впрочем, проект нового классификатора Реестра, разработанный АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» также вызывает много вопросов. Но это тема отдельного разговора.
Оценки динамики отечественного рынка ПО
Перечисленные выше меры правительство предпринимает для поддержки отечественного рынка ПО, который, по оценкам IDC, в минувшем году увеличился на 6,5% до 3,6 млрд. долл., а в нынешнем может упасть на 30%. Впрочем, если оценивать этот рынок в рублях, то картина складывается более радужная. «За последние шесть лет почти на 50% вырос спрос на программные решения и ИТ-услуги внутри нашей страны. Ещё быстрее увеличивался спрос на наши разработки на внешнем рынке — на экспорте софта и, соответственно, ИТ-услуг. Он за это время вырос на 80%», — отметил Михаил Мишустин, выступая 9 июля в Иннополисе перед представителями нескольких десятков отечественных ИТ-компаний.
Точных сведений о том, как в нашей стране соотносятся продажи импортного и отечественного ПО, нет. Ренат Лашин предполагает (и многие с ним согласны), что в настоящее время на нашем софтверном рынке доля отечественного ПО составляет от 25 до 33%. Политика государства направлена на то, чтобы эту долю повысить. Из речи председателя правительства на упомянутой выше панельной дискуссии: «Сегодня действуют ограничения на закупки иностранного программного обеспечения для государственных нужд. Многим это не нравится, но это условие будет распространяться на ИТ-закупки компаний с государственным участием, а также на их дочерние структуры. Они будут должны подготовить программы цифровой трансформации, которые предусматривают приоритетное использование отечественных программных решений. Их будет рассматривать Правительственная комиссия по цифровому развитию. Это позволит нам активизировать спрос на российские программные продукты».