Ни для кого не секрет, что в эпоху коронавируса мы были вынуждены в короткие сроки адаптироваться к онлайн-реальности. Это привело к тому, что услуги ИТ-компаний прочно укоренились в нашей жизни и стали не только неотъемлемым, но и зачастую жизненно необходимым ее атрибутом.

Несмотря на неутешительную общемировую картину, сложно отрицать, что одним из основных выгодоприобретателей пандемии наравне с фармацевтическими компаниями стали онлайн-сервисы.

На фоне данных процессов существенная часть доходов по всему миру вместо понятного и хорошо знакомого офлайна оказалась в онлайн-сфере.

В свою очередь, ведущие мировые экономики были вынуждены осознать, что законодательное регулирование и налогообложение ИТ-компаний оказалось далеко позади темпов и заложенного потенциала развития отрасли.

Столкнувшись с тем, что принцип налогообложения прибыли ИТ-компаний на основании места регистрации не позволяет справедливо распределять и облагать налогом прибыль таких компаний государствам, на территории которых такие компании ведут деятельность, лидеры мировых держав в течение последних лет активно обсуждали необходимость выработки единых подходов к налогообложению в данной сфере. При этом такие ИТ-гиганты, как Apple, Google и Facebook, в течение многих лет использовали налоговые лазейки и низконалоговые юрисдикции для снижения налоговой нагрузки до минимальных размеров.

Так, еще в 2015 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выпустила в рамках реализации плана BEPS отчет «Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, Action 1 — 2015 Final Report», где были отмечены возникающие вопросы и предложения по их регулированию.

С тех пор государствами были предприняты многочисленные попытки по выработке унифицированных подходов к налогообложению цифровых компаний как в части регулирования косвенного налогообложения, так и в отношении налогообложения прибыли. При этом, если в части НДС некоторым странам удалось ввести режим, позволяющий облагать НДС только те операции, которые совершены на территории соответствующего государства, вопрос налогообложения прибыли является более сложным и неизбежно затрагивает интересы нескольких государств.

В попытке достигнуть компромисса в лучших традициях стратегии win-win в текущем году состоялось большое количество переговоров и было выдвинуто множество инициатив как на международном, так и на национальных уровнях в целях определения единых подходов и разрешения наболевших вопросов.

В нашей статье мы постарались рассмотреть наиболее актуальные тренды и разобраться, реализации каких из них мы можем ожидать в ближайшем будущем.

Единый цифровой налог vs. минимальная ставка налогообложения

1 июля 2021 года ОЭСР сообщила, что 130 крупнейших государств, включая РФ, присоединились к плану по проведению международной налоговой реформы, которая предполагает внедрение единых подходов в сфере налогообложения цифровой экономики.

Глобальная инициатива включает два основных направления:

  • первое направление (Pillar 1) регулирует распределение прав на налогообложение избыточной прибыли крупнейших компаний, не основываясь исключительно на месте их регистрации, но также предоставляя права по налогообложению прибыли тем юрисдикциям, в которых компании ведут деятельность и получают доходы без физического присутствия (в которых находятся пользователи). В частности, предлагается, чтобы прибыль, превышающая 100 млрд. долл. в год, подлежала перераспределению между юрисдикциями, в которых ведется деятельность.
  • второе направление (Pillar 2) призвано ограничить конкуренцию налоговых систем путем установления пониженных налоговых ставок и предполагает введение минимальной ставки налога на прибыль. Ожидается, что ставка такого налога составит как минимум 15%, что по оценкам ОЭСР будет приносить около 150 млрд. долл. дополнительных поступлений ежегодно.

Планируется, что доработка плана по реализации данных мер должна завершиться к ноябрю 2021 года, а до 2023 года страны-участники должны будут реализовать согласованные меры.

Между тем, меры по налоговому регулированию в данной сфере долгое время обсуждались между странами-участниками ЕС. Были сформулированы Основные положения, касающиеся разработки универсальных правил регулирования, подходов к определению цифрового представительства и введению налога на определенные доходы.

Один из главных и широко обсуждаемых вопросов касался введения единого цифрового налога на доходы компаний от продажи товаров (работ, услуг) через Интернет. Согласно предлагаемым мерам государства, в которых находятся пользователи онлайн-сервисов, будут иметь право на налогообложение компаний, чей мировой доход превышает 750 млн. евро, а доход в ЕС превышает 50 млн. евро.

В связи с инициативами ОЭСР по выработке единых правил и введению минимальной налоговой ставки, предложение ЕС, которое было предметом многочисленных дискуссий, на данный момент отложено. Между тем, несмотря на то, что инициатива так и не была принята и официально приостановлена до момента окончательного согласования подходов в рамках реформы ОЭСР, некоторые страны-участницы, тем не менее, приняли законодательство о цифровом налоге.

Одним из пионеров в части регулирования налогообложения прибыли цифровых сервисов выступила Словакия. В 2018 году в стране была принята налоговая реформа, которая расширила понятие постоянного представительства на деятельность цифровых платформ, что позволяет облагать доходы сервисов по внутренней ставке налога на прибыль — 21%.

Во многих странах ЕС соответствующие положения появились в 2020 году. Например, в Австрии, начиная с января 2020 года, доходы от рекламных услуг в Интернете подлежат налогообложению по ставке 5%. В Испании, Италии и Франции принято законодательство о цифровом налоге, согласно которому доходы онлайн-сервисов облагаются по ставке 3%, которая ранее была согласована на уровне ЕС. При этом перечень облагаемых операций не является унифицированным. В то же время большинство государств едины в намерении облагать налогом доходы онлайн-сервисов от рекламы в Интернете. Представляется, что государства видят в этом направлении основную статью доходов и, соответственно, перспективу для пополнения местных бюджетов.

Вместе с тем, в связи с изложенными инициативами на уровне ОЭСР, действие некоторых положений на данный момент приостановлено. С информацией о примерах введения цифрового налога на территории некоторых государств вы можете ознакомиться в таблице.

Примеры введения цифрового налога в иностранных юрисдикциях

Страна

Объект налогообложения

Порог глобального дохода

Порог дохода на внутреннем рынке

Ставка

Текущий статус

Австрия

Доход от онлайн-рекламы

750 млн. евро

25 млн. евро

5%

Действует с января 2020 года

Бельгия

Доход от онлайн-рекламы,

продажи пользовательских данных,

предоставления услуг цифрового посредничества

750 млн. евро

5 млн. евро

3%

Обсуждается с 2019 года, однако принятие местного налога отложено до принятия глобального

Великобритания

Доход от социальных сетей, маркетплейсов и поисковых систем.

500 млн. фунтов стерлингов (около 587 млн. евро)

25 млн. фунтов стерлингов (около 30 млн. евро)

2%

Действует с 1 апреля 2020 года

Испания

Доход от онлайн-рекламы и продажи пользовательских данных.

750 млн. евро

3 млн. евро

3%

Действует с января 2021 года, однако первая декларация по налогу должна была быть подана только в июле

Италия

Доход от онлайн-рекламы, маркетплейсов и продажи пользовательских данных.

750 млн. евро

5,5 млн. евро

3%

Действует с января 2020 года

Турция

Доход от онлайн-услуг, включая рекламу, продажу контента и платные услуги на сайтах социальных сетей, маркетплейсы

750 млн. евро

20 млн. турецких лир (около 2 млн. евро)

7,5%

Действует с марта 2020 года; президент может снизить ставку налога до 1% или повысить ее до 15%

Чехия

Доход от онлайн-рекламы, продажи пользовательских данных

750 млн. евро

100 млн. чешских крон (около 4 млн. евро)

5%

Закон о введении цифрового налога прошел второе чтение в Палате депутатов парламента 12 мая 2021 года

Франция

Доход от таргетированной рекламы и маркетплейсов

750 млн. евро

25 млн. евро

3%

Действует с 1 января 2020 года, однако планируется, что он будет отменен, как только вступит в силу глобальный налог

Мы видим, что основные направления планируемой реформы понятны уже на данный момент, и стоит ожидать, что в ближайшее время определенность в вопросе будущего налогообложения ИТ-компаний будет достигнута.

При этом данные изменения стоит учитывать при планировании будущих ИТ-структур уже сейчас, чтобы избежать дополнительных сложностей и непредвиденных финансовых расходов в будущем.

В то же время стремление не упустить свою часть доходов от деятельности ИТ-платформ не обошло стороной и Россию. Так, летом текущего года у нас также был принят ряд инициатив в отношении деятельности цифровых компаний в РФ, которые будут рассмотрены ниже.

Муки выбора и ждать ли «помощь зала»?

Инициатива по введению цифрового налога, который бы позволил облагать доходы зарубежных онлайн-сервисов и маркетплейсов в РФ, давно обсуждается в недрах Минфина и Минцифры. Предполагается, что в РФ может появиться аналогичный ЕС цифровой налог, ставка которого также может составить 3%. Ожидается, что налог станет частью второго пакета мер в рамках ИТ-маневра в налоговой сфере.

В силу рассмотренных выше обстоятельств Россия тоже находится на перепутье — дождаться окончания налоговой реформы в ОЭСР и устанавливать местные правила с учетом согласованных положений и ограничений, в т. ч. в части ставки налогообложения прибыли, или ввести налог, чтобы уже с 1 января 2022 года пополнить бюджет новыми источниками доходов, и, как сообщается инициаторами данной меры, направить полученные средства на поддержку отечественных ИТ-сервисов.

Между тем, в ожидании вердикта мирового сообщества в сентябре текущего года правительством РФ была опубликована Дорожная карта, содержащая предполагаемый пакет мер поддержки отечественной ИТ-отрасли. При этом, предложения по внесению изменений в НК РФ в части налогообложения прибыли иностранных ИТ-компаний упомянуты в ней в качестве самой первой меры. Ожидается, что Минфин, Минцифры и ФНС России должны будут представить соответствующие предложения уже к ноябрю этого года.

Таким образом, более четкие перспективы станут нам известны ближе к окончанию осени, так как именно на это время приходится пик нормотворчества в налоговой сфере и принимается большинство законов, дабы они успели вступить в действие с 1 января следующего года.

Не было ИТ-гаваней, да регионы помогут

Параллельно с попытками обложить налогом иностранные сервисы, государство старается быть последовательным в своих инициативах и принимает меры по привлечению и стимулированию развития ИТ-сервисов в РФ.

Так, 2 июля 2021 года президент РФ подписал закон, позволяющий регионам устанавливать льготную ставку по налогу на прибыль в отношении налогообложения доходов от использования объектов интеллектуальной собственности.

Согласно внесенным поправкам, начиная с 2 августа 2021 года, регионы вправе устанавливать льготную ставку по налогу на прибыль для компаний, которые предоставляют права на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам. При этом операции по отчуждению прав на объекты интеллектуальной деятельности льготированию не подлежат.

Определение ставки в пределах от 17 до 0%, виды результатов интеллектуальной деятельности, на которые будут распространяться льготы, а также иные условия будут определяться законами субъектов.

Данная мера может оказаться весьма полезной и будет стимулировать регионы создавать комфортный налоговый и инвестиционный климат на своей территории с целью привлечения в регион ИТ-компаний и потенциально — создания своего рода территорий опережающего развития в цифровой сфере.

Кроме того, как мы упомянули ранее, также ожидается принятие второго пакета мер в рамках налогового маневра в ИТ-сфере. Он предполагает дополнительный комплекс мер для поддержки именно российских ИТ-компаний.

В то же время меры по стимулированию развития отечественных ИТ сопровождаются дополнительными ограничениями для ИТ иностранного происхождения.

Настоящее русское гостеприимство — даже для онлайна

Так, 1 июля Президент подписал так называемый закон «о приземлении» иностранных ИТ-компаний. Согласно данному закону, начиная с 1 января 2022 года владельцы интернет-ресурсов, суточная аудитория которых превышает 500 тыс. российских пользователей, должны будут исполнить следующие обязанности на территории РФ:

  • разместить на своих ресурсах форму для обращений граждан в соответствии с требованиями Роскомнадзора;
  • зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами РФ;
  • создать филиалы, открыть представительства или учредить юридические лица в РФ, которые будут обеспечивать исполнение решений судов, решений (требований) государственных органов РФ, принятых в отношении такого иностранного лица.

Очевидно, что последняя обязанность может вызвать у иностранных ИТ-компаний наибольшие трудности в исполнении. Предполагается, что такой филиал на территории РФ будет обеспечивать рассмотрение обращений к иностранной компании на территории РФ, представлять ее интересы и принимать меры в РФ по ограничению доступа/удалению информации, не соответствующей законодательству РФ.

С учетом политики, проводимой в СМИ, такой офис будет по сути выполнять роль «переговорщика» от имени иностранной компании на территории РФ. И в этом случае мы говорим о том, что роль такого филиала будет определяться спецификой сервиса: если в отношении Ikea или Wikipedia ожидать большого количества претензий от российских пользователей не приходится, то количество претензий к Instagram и YouTube, в том числе за размещение незаконной на территории России информации, довольно велико.

При этом закон предусматривает комплекс мер, которые могут быть применены к иностранному сервису, в случае неисполнения данной обязанности вплоть до его полной блокировки. Самыми действенными мерами, с нашей точки зрения, являются возможность запрета на распространение рекламы на информационном ресурсе (напомним, что львиная доля дохода того же YouTube идет от рекламы), а также ограничение осуществления переводов денежных средств в пользу иностранного сервиса (особо болезненным это станет для Amazon и AliExpress).

Введение данных обязанностей для иностранных ИТ-компаний — это исполнение мечты Роскомнадзора, появившейся после неудачной блокировки Telegram и постоянных войн с Twitter об удалении того или иного аккаунта. То есть это очередная попытка российских властей получить возможность контролировать контент, размещаемый пользователями в Bнтернете.

Однако у появления обязанности регистрировать представительства и филиалы есть и другая сторона — доходы иностранных ИТ-компаний от источников в России могут облагаться налогом по российским законам. В этой связи важно отметить еще одну из мер поддержки, отмеченную в Дорожной карте — предложения по созданию системы «цифрового резидентства» для иностранных ИТ-компаний и физлиц. Пока неизвестно, связана ли такая инициатива с постоянным цифровым представительством для налоговых целей и повлечет ли применение особого порядка налогообложения. Тем не менее, очевидно стремление РФ занять свое место в числе амбассадоров ИТ-гаваней, что из этого получится — мы сможем узнать в ближайшем будущем.

Таким образом, очевидно, что все государства признают особую важность установления четких, понятных правил налогообложения прибыли цифровых сервисов, которые будут способствовать справедливому распределению их доходов между юрисдикциями. Сложно отрицать, что планируемая реформа будет полезной не только для ведущих мировых держав и, вероятно, позволит ускорить восстановление мировой экономики, пострадавшей от коронавируса, но также позволит обеспечить защиту финансовых интересов малых и развивающихся стран.

Екатерина Смоловая, старший юрист налоговой практики Capital Legal Services

Яна Черкалова, помощник юриста налоговой практики Capital Legal Services