Долгие годы связь между рынками корпоративных и потребительских ИТ не прослеживалась, но десять лет назад произошел поворотный момент — выход айфонов и айпадов начал размывать границы между устройствами для потребления контента личного и рабочего характера. Массовые технологии продолжают оказывать влияние на корпоративные ИТ: согласно Диону Хинчклиффу из ZDNet, сейчас компании увеличивают финансирование проектов в таких областях, как блокчейн, цифровые двойники продуктов и сервисов (digital twins), решения для интегрированных маркетинговых коммуникаций и целевые платформы для цифровой трансформации.
Несколько лет назад многие компании приступили к внедрению «граничных ИТ» (edge IT), а также «теневых ИТ» (shadow IT, ИТ-устройства, ПО и сервисы, которые присутствуют в организации, но не обслуживаются ИТ-отделом) в ткань предприятия, хотя до недавнего времени ни граничные, ни теневые ИТ не рассматривались в масштабах всего предприятия как критически важные технологии. Более того, эксперты считают теневые ИТ серьезной угрозой безопасности. Согласно прогнозу Gartner, к 2020 г. треть успешных атак на информационные ресурсы организаций будут выполняться через теневые ИТ.
Хинчклифф отмечает, что в последнее время наметился устойчивый сдвиг от связки SMAC (social, mobile, analytics, cloud; соцсети, мобильные технологии, аналитика, облачные сервисы), доминировавшей на протяжении последних нескольких лет, в сторону искусственного интеллекта (ИИ), Интернета вещей (IoT), распределенных реестров, виртуальной/дополненной реальности (AR/VR), граничных вычислений, платформ разработки приложений с минимальным кодированием и некоторых других. Но основой, технологическим базисом корпоративных технологий по-прежнему остаются облака, кибербезопасность и большие данные. Продолжая развиваться, последние активно переплетаются с традиционной инфраструктурой предприятий а где-то её и заменяют.
Предприятия, желающие оказаться на передовой цифровой трансформации ищут способы внедрения новейших технологий, что требует от CIO решительной реакции. Чтобы помочь ИТ-директорам разобраться с тем, какие новинки технологий заслуживают внимания, а какие ещё не «дозрели», Хинчклифф составляет ежегодный перечень зрелых технологий и перспективных новинок в сфере ИТ. Создавая его, он занимался сбором данных из всех возможных источников и руководствовался отраслевыми тенденциями. В перечне представлены технологии, рост которых будет выражаться двухзначными числами как минимум в ближайшие пятнадцать лет. Как исключение, среди них присутствуют новинки, которые представляют интерес исходя из заложенного в них потенциала.
• Машинное обучение. Его часто путают с ИИ, но на самом деле между ними есть различие — если машинное обучение работает с привязкой к конкретному типу или типам данных и предполагает минимальное участие человека, то обучение ИИ проходит по иному сценарию, который не предполагает привязки к данным. Таким образом, машинное обучение лучше справляется со специализированными задачами, тогда как ИИ способен даже к абстрактным рассуждениям.
О том, что ИИ сошёл со страниц научной фантастики и превращается в реальность и его алгоритмы для прикладных задач становятся все совершеннее, говорится в недавнем исследовании 3Pillar Global. По прогнозам экспертов, к 2021 г. объём рынка сервисов машинного обучения (Machine Learning as a Service) будет оцениваться в 3,7 млрд. долл., ежегодный рост — 43%. Для сравнения, в 2016 г. он измерялся 613,4 млн. долл. Среди причин популярности технологии указывается её востребованность для решения рабочих задач.
• Ситуативные вычисления. Контекстуальные вычисления — ещё один быстрорастущий пласт ИТ, который обратил на себя внимание ИТ-гигантов. Такие компании, как Apple, Intel и Nokia, выпустили контекстно-зависимые API для разработчиков, в стремлении основать новый рынок похожие разработки ведут многие стартапы. Ежегодный рост рынка экспертами Global Market Insights оценивается в 30%, его объем колоссален — к 2023 г. он составит 125 млрд. долл. Причина такого роста объясняется в основном тем, что контекстуальные вычисления найдут применение в потребительских мобильных устройствах и смарт-агентах/виртуальных помощниках.
• Виртуальная реальность. Активное продвижение платформ виртуальной реальности усилиями крупных рыночных игроков, таких как Samsung или Apple, начинает приносить первые плоды. Не в последнюю очередь на это повлиял выпуск недорогого, но высококачественного шлема Gear VR и Apple ARKit; плюс к этому аппаратные VR-устройства стали менее громоздкими и более автономными. В США очки виртуальной реальности все чаще используются в школах — с их помощью ученики могут изучать предметы, погружаясь в нужную среду. VR используют и студенты. Например, будущие медики могут изучать человеческий организм прямо изнутри и даже симулировать практические операции. Такая тренировка помогает делать все в реальной операционной с максимальной точностью.
Основатель Facebook Марк Цукерберг считает, что VR приживается в обществе слишком медленно. Чтобы это исправить, соцсеть выпустила новые очки виртуальной реальности Oculus Go за 199 долл. Для их использования не нужен ни компьютер, ни смартфон — очки работают совершенно автономно. Благодаря этим очкам в ближайшее время Facebook собирается привлечь в виртуальную реальность не менее миллиарда человек. Рынок VR, который сейчас оценивается в 1,5 млрд. долл., будет расти со скоростью 133% в год и к 2021 г. достигнет 35 млрд. долл.
• 3D- и 4D-печать. В теории трехмерная печать должна была позволить создавать в кратчайшие сроки предметы любой формы, но на практике 3D-принтеры оказались дорогими, медленными, сложными в управлении и ограниченными по расходным материалам. Им так и не удалось в полной мере заменить традиционное фабричное производство, но все же 3D-печать нашла применение в авиакосмической промышленности, энергетике, промышленной электронике и даже в кулинарии.
Важная особенность 3D-печати — оперативное перемещение производственных мощностей в те регионы, которые в этом нуждаются. Ее безоблачное будущее не вызывает сомнений: ежегодный рост на 23%, к 2023 г. объём рынка достигнет 33 млрд. долл.
Рынок 4D-печати несоизмеримо меньше 3D-рынка, но он также быстро растет. Эксперты предполагают, что к 2022 г. ежегодный рост на 39% обеспечит 4D доход в 100 млн. долл.
В отличие от 3D-штамповки, для которой можно задавать длину, ширину и глубину объекта, для 4D задается четвертое измерение — время, когда напечатанное изделие примет нужную форму. Это означает, что один и тот же 4D-объект может по-разному менять форму в зависимости от типа воздействия. Такая особенность позволяет напечатать, например, плоскую фотоэлектрическую панель, затем подвергнуть ее воздействию воды, чтобы она приняла компактный вид для транспортировки, а перед началом использования подвергнуть тепловому воздействию, чтобы панель приняла оптимальную форму для эффективного улавливания солнечных лучей.
• Связь стандарта 5G. Значение скорости передачи данных сложно переоценить — от этого зависит количество передаваемого контента, объём которого при медленном подключении лимитирован. Настоящий прорыв состоялся при внедрении технологии 4G: максимальная скорость WiMAX- и LTE-Интернета составляет 40 и 100 Мбит/с соответственно, тогда как в 3G-сетях она не превышала 3 Мбит/с.
Этот прорыв меркнет на фоне ввода в строй сетей 5G, который приведет к увеличению пропускной способности вплоть до 1 Гбит/с и позволит использовать новые бизнес-сценарии, включая VR и 4K/8K-видео. Коммерциализация новинки займет продолжительное время — её появления не стоит ждать раньше 2019 г. Тем не менее ожидается, что она окажет влияние на многочисленные отрасли и рынки.
Один из действующих проектов 5G — Google Skybender. Это разработка по раздаче высокоскоростного Интернета с помощью дронов, оснащенных солнечными батареями. В проекте используются пилотируемые воздушные судна Centaur («Кентавр») и стратосферные планеры-дроны Solara 50, питающиеся от солнца через панели, которые закреплены на их крыльях. Google экспериментирует с распространением доступа к Интернету через миллиметровые волны в диапазоне 28 ГГц. Основное преимущество таких волн — использование пока еще свободного от нагрузок спектра, но у них есть и недостаток — низкая дальность передачи.
Вплоть до 2025 г. расходы на закупку оборудования стандарта 5G ежегодно будут расти примерно на 70%. В означенном году они составят 28 млрд. долл., прогнозируют эксперты Market Reports Center.
• Потоковая обработка данных и аналитика. Лучшими примерами программных и облачных сервисов, которые обслуживают возрастающие потребности в обработке данных, генерируемых IoT-устройствами, являются Apache Spark и Amazon Kinesis. Они занимаются анализом изменений — как метаданных событий, так и самих данных, — которые поступают из сервисов и оконечных девайсов без временных задержек. Потоковая обработка данных и аналитика являются значимыми технологиями для компаний, которые занимаются обработкой данных. Вплоть до 2025 г. среднегодовой рост рынка технологий потоковой обработки данных и аналитики будет исчисляться 33%.
Продолжение следует.