По итогам прошлого года отечественный рынок ERP вырос на 15-20% и почти достиг 100 млрд. руб., CRM — на 16-18%. Среди основных причин положительной динамики эксперты называют уход зарубежных вендоров из России и плановое импортозамещение ПО, что повлекло рост отечественной разработки и повышенный спрос компаний на российские сервисы. Однако это не единственные причины, стимулирующие увеличение спроса на российские CRM- и ERP-системы. Рассмотрим основные тренды и драйверы в данных направлениях.

CRM: что из свеженького?

Мировой рынок CRM уверенно расширяется и, согласно прогнозам IndusryARC, уже к началу 2026-го достигнет объема 96,39 млрд. долл. при среднегодовом темпе роста 10,6%. Предпосылкой для этого стал тот факт, что все больше компаний по достоинству оценивают преимущества внедрения системы и ее синергии с другими ИТ-решениями для бизнеса. Однако ожидаемого эффекта, который позволяет сэкономить только за счет использования инструментов сквозной аналитики (как части грамотной CRM), нельзя добиться при помощи только коробочного решения.

Именно поэтому тренд № 1 на рынке CRM — это кастомизация и персонализация. Переход от стандартных коробочных решений, которые предлагают универсальный функционал без учета особенностей компании, к индивидуальным CRM-системам, имеет весомые преимущества для бизнеса. К ним относятся:

  • гибкость настройки под задачи бизнеса и оперативность адаптации к внутренним и внешним изменениям;
  • улучшенная защита конфиденциальных данных внутри компании;
  • автоматизация корпоративных процессов и повышение производительности сотрудников;
  • всесторонняя поддержка от компании-интегратора (техподдержка, обучение персонала и оценка эффективности внедрения системы).

Также персонализированная CRM позволяет оптимизировать бизнес-процессы за счет интеграции с другими решениями, например, с корпоративным порталом, IoT-устройствами и другими сервисами. Это способствует оптимизации как взаимодействия с клиентами, так и внутренних процессов компаний. Автоматизация обмена информацией между разными системами сокращает временные затраты на обработку данных и сводит к минимуму вероятность ошибок, работая на повышение производительности сотрудников, обеспечение быстрого реагирования на запросы клиентов и улучшение общего уровня сервиса. При этом сбор и хранение данных становятся точнее и надежнее, что важно на фоне ужесточения требований к информационной безопасности.

Усиление мер кибербезопасности — это тренд № 2 в сегменте.

СRM-решения в 2025 году способны значительно повысить уровень информационной безопасности (включая хранение персональных данных) благодаря следующим технологиям и подходам:

  • Криптографическая защита: современные CRM применяют методы полного шифрования при хранении и передаче данных. Это минимизирует риск компрометации информации даже при попытках несанкционированного доступа.
  • Усиленная авторизация: многоступенчатая идентификация пользователей создает дополнительную преграду для злоумышленников.
  • Политики управления правами доступа: гибко настраиваемые правила входа обеспечивают строго контролируемый доступ к конфиденциальным сведениям только уполномоченным пользователям.
  • Постоянный мониторинг поведения пользователей: непрерывный контроль действий сотрудников внутри CRM дает возможность вовремя выявить нарушения и предотвратить потенциальные угрозы безопасности.

Расширенная и предиктивная аналитика — тренд № 3 текущего года в CRM. Это передовые методы анализа данных клиентов, позволяющие извлекать ценные инсайты и предсказывать поведение пользователей для повышения эффективности бизнеса.

Расширенная аналитика — это углубленный анализ клиентских данных для выявления скрытых закономерностей и взаимосвязей между различными аспектами взаимодействия клиента с бизнесом. Она включает такие инструменты, как сегментация аудитории, выявление паттернов поведения, кластерный анализ и многомерная статистика.

Использование CRM с возможностями расширенной аналитики позволяет:

  • персонализировать маркетинговую стратегию, предлагая клиентам именно то, что им интересно;
  • выявить наиболее прибыльные сегменты рынка и направить финансирование туда, где они принесут наибольший эффект;
  • выделить ключевые факторы успеха сделок, оптимизировать процессы продаж и маркетинга.

Предиктивная аналитика базируется на имеющихся данных и алгоритмах машинного обучения, что позволяет прогнозировать вероятное поведение клиентов в будущем. Это помогает компаниям заранее подготовиться к изменениям спроса, оттоку клиентов или, наоборот, ажиотажному спросу и другим рискам.

Соответственно, при помощи предиктивной аналитики в CRM можно прогнозировать продажи, что обеспечивает точность планирования бюджета и стратегии роста. ПА также может предсказать вероятность ухода клиентов, что позволит бизнесу вовремя принять меры по их удержанию.

Тренд № 4  использование мобильных версий CRM-систем, способствующих эффективной работе.

Большинство сотрудников компаний, работающих в удаленном формате, используют смартфон для выполнения своих обязанностей. По данным исследования Nucleus Research, внедрение мобильного интерфейса CRM-систем позволило добиться поставленных целей по продажам в 65% опрошенных компаниях, тогда как среди бизнеса, который использовал только ПК, этот показатель составил 22%.

Мобильная версия CRM обеспечивает представителю компании доступ к полной информации о клиенте в любом месте — дома, в кафе или на форуме. Исследование компании Forester показало, что свыше половины опрошенных команд, применявших мобильную версию CRM одновременно с десктопной, отметили рост своей продуктивности.

Что по трендам ERP?

В 2024 году объем российского рынка ERP увеличился примерно на 15-20%, приблизившись к 100 млрд. руб. Ближе к концу года темпы роста замедлились из-за экономических факторов: реализация проектов внедрения систем управления ресурсами требует значительных финансовых вложений и часто осуществляется за счет кредитов. Сохраняющаяся высокая процентная ставка вынудила представителей бизнеса ограничивать использование заемных средств. Помимо этого увеличились издержки на оплату специалистов, способных эффективно настроить ERP. Так, по данным портала hh.ru, средняя заработная плата ERP-программиста на сегодняшний день составляет 117-175 тыс. руб.

Несмотря на это, объем российских разработок в сегменте ERP продолжает расти, и к концу 2024 года отечественные решения заняли 60% рынка. Наибольшее распространение отечественное ПО получило в сферах торговли, финансов и промышленного производства. Около 70-80% отечественного сегмента ERP принадлежит платформе «1С», причем эта ситуация сохраняется неизменной уже второй год подряд: другие поставщики программного обеспечения значительно отстают по функциональному охвату потребностей бизнеса.

Однако трендом № 1 2025 года в сегменте является рост конкуренции среди отечественных разработчиков и интеграторов ERP-систем, стремящихся занять место ушедших зарубежных компаний. Все активно работают над расширением функционала своих продуктов, и ожидается, что к 2026 году разрыв между лидером рынка и альтернативными поставщиками станет минимальным (в том числе, за счет гибкого и индивидуального подхода к каждому заказчику).

Второй тренд в сегменте ERP — интеграция с другими решениями.

Интеграция ERP-системы с другими приложениями, базами данных и внешними ресурсы создает непрерывный обмен информацией, согласованность действий и позволяет получить следующие преимущества:

  • Повышение точности данных: уменьшается вероятность ошибок благодаря автоматической передаче информации между системами, гарантируя ее надежность и сохранность.
  • Рост производительности сотрудников: экономится время на ручное внесение данных, устраняется дублирование информации.
  • Доступ к актуальным данным: интегрированная система обновляет важные сведения мгновенно, помогая быстро анализировать ситуацию и своевременно принимать управленческие решения.
  • Высокое качество клиентского сервиса: полная информация обо всех взаимодействиях с клиентом повышает уровень удовлетворенности клиентов и ускоряет реакцию специалистов компании на входящие запросы.
  • Углубленные аналитические возможности: консолидация данных открывает доступ к продвинутым инструментам анализа, позволяющим глубже понимать состояние дел и принимать взвешенные стратегические решения.

Но для успешной интеграции разработчикам необходимо не только расширять функционал предлагаемых решений, но и совершенствовать сами механизмы интеграции. В тренде сейчас — организация взаимодействия между системами управления предприятием и производственными операциями, обеспечение полной совместимости ERP- и MES-систем. Такая связь даст компаниям возможность быстрого реагирования на любые перемены в бизнес-процессах.

В заключение

Большие корпорации в 2025 году всё чаще выбирают смешанный ИТ-ландшафт, включающий компоненты CRM-, ERP-систем и других цифровых решений, и этот тренд будет присутствовать на российском рынке на протяжении всего текущего года. На мой взгляд, в ближайшие годы усилится спрос на объединение разных решений в единое окно, что позволит сформировать целостный цифровой стек компании. Внедрение CRM- и ERP-систем в 2025 году и их интеграция с другими ИТ-решениями позволят бизнесу использовать широкий спектр технологий и подходов. Перечисленные тенденции в сегментах CRM и ERP подчеркивают важность инноваций и цифрового преобразования компаний, способствуя оптимизации ресурсов, повышению качества услуг и снижению расходов. Бизнес, следующий этим трендам, сможет достичь устойчивого роста и укрепить свое положение на рынке.

Сергей Ковтун, генеральный директор Notamedia.Integrator