Производственный сектор уже давно использует роботизированную автоматизацию для снижения затрат, повышения безопасности и увеличения производительности. Другие отрасли следуют этому примеру, рассказывают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

Роботы существуют уже несколько десятилетий, но сейчас они становятся гораздо интереснее благодаря технологическому прогрессу и расширению сфер применения. Например, роботизированные руки использовались на производстве для выполнения задач, требующих высокой точности, таких как покраска, комплектация и сварка, но теперь различные типы роботов находят свое применение и в других отраслях, таких как сельское хозяйство, электронная коммерция и логистика.

«Это почти универсальная тенденция, — говорит Питер Финн, управляющий директор по промышленным технологиям инвестиционно-банковской компании Brown Gibbons Lang & Company. — В последние годы она в большей степени была связана с промышленными приложениями, такими как складская логистика. Во время пандемии, когда произошел массовый переход к покупкам через Интернет вместо покупок в магазинах, а рабочая сила все равно была ограничена, компании пытались найти способы добиться такой же или более высокой производительности, используя меньшее количество людей, как часть решения, особенно для электронной коммерции, но эта динамика актуальна [в других отраслях], будь то агропромышленный комплекс, строительство, любые другие».

Множество преимуществ

Большинство роботов сегодня используются для выполнения узких, повторяющихся задач — в отличие от гуманоидных роботов общего назначения, изображаемых в научной фантастике, которые выглядят, двигаются и рассуждают очень похоже на людей. Оказывается, есть очень веские причины, по которым в реальной жизни применяются специализированные роботы, и не последняя из них — современный уровень развития в этой области.

В настоящее время автоматизация в автомобильной промышленности расширяет количество сценариев использования роботов, в то время как другие отрасли стремятся к аналогичному росту производительности, снижению затрат и конкурентным преимуществам.

«Раньше автоматизация была применима только в очень структурированных сценариях, а теперь мы видим менее структурированные. Вопрос лишь в том, кто сумеет вывести правильную формулу и кто сможет довести технологию до такого уровня, чтобы она стала рентабельной для всех», — говорит Джордж Конидарис, соучредитель и главный робототехник компании Realtime Robotics и профессор робототехники Брауновского университета.

Роботы также способствуют трансформации бизнеса.

«В таких областях, как логистика, когда вы управляете бизнесом электронной коммерции, которому нужно отправлять миллион товаров в день, и все они немного отличаются друг от друга, возможность автоматизации появилась относительно недавно, примерно в последние 10-15 лет, — говорит Конидарис. — Я думаю, что робототехника — это одна из технологий, которая позволяет проводить автоматизацию, делает ее дешевой и доступной».

Есть и проблемы

Одной из главных проблем, связанных с роботами, является свойственная им сложность, которая распространяется как на аппаратные, так и на программные аспекты. Кроме того, существуют вопросы, как оптимизировать взаимодействие между роботами и между роботами и людьми. Еще одна проблема — высокая стоимость робототехнических систем, затрудняющая окупаемость инвестиций в них.

Стартапы в этой области показывают неоднозначные результаты, потому что роботы дороги в проектировании и изготовлении, существует нехватка специалистов в области исследований и разработок, а то, что они продают, стоит дорого. Кроме того, им необходимо демонстрировать заказчикам окупаемость инвестиций, а в зависимости от отрасли роботы могут не совсем точно вписываться в существующую среду.

Например, склады не были рассчитаны на роботизированную рабочую силу. То же самое можно сказать и о больших торговых точках и продуктовых магазинах, которым приходится расширять свои проходы с прицелом на автоматизацию.

По словам Эрика Нивеса, генерального директора и соучредителя компании Plus One Robotics, две наиболее серьезные проблемы — это культура заказчика и заинтересованность персонала. Будут ли сотрудники рассматривать робота как угрозу их существованию, как неприятность, которая не всегда работает, или как инструмент, который поможет им выполнять свою работу более эффективно?

«Одно из самых больших заблуждений, которое мне приходится разъяснять, заключается в том, что робототехнические системы с искусственным интеллектом не предназначены для создания полностью автоматизированного склада или фабрики, по крайней мере, с нашими нынешними технологическими возможностями, — говорит Нивес. — Всегда будут возникать нестандартные ситуации и исключения, требующие человеческого вмешательства. Поэтому вместо стремления к полной автономности нам нужно разрабатывать ИИ-робототехнику для беспрепятственного взаимодействия человека и робота и оперативного наблюдения под контролем человека. Если говорить более образно, не ждите волшебного робота, настолько „умного“, что он сможет делать все. Вместо этого подключите робота к умному человеку».

Существуют и юридические проблемы. По словам Джона Пауэлла, партнера и патентного поверенного юридической фирмы Sunstein LLP, компании, занимающиеся разработкой роботов, вкладывают средства в портфели патентов, чтобы защитить свои технологические инвестиции, например, от копирования. Эти портфели также могут им понадобится, если конкурент предъявит им патентный иск. Имея собственный патент (патенты), который можно предъявить конкуренту, можно заключить соглашение о перекрестном лицензировании, что позволит обеим компаниям продолжать вести бизнес.

Кроме того, робототехнические компании следят за другими компаниями в своей области, чтобы быть в курсе патентных заявок конкурентов и понимать патентные риски. В некоторых случаях, когда речь идет о менее значимых изобретениях, вместо подачи заявки на патентную защиту организации могут предпочесть опубликовать технический документ с описанием изобретения, чтобы раскрыть уровень развития технологии (prior art) и не дать конкурентам впоследствии запатентовать изобретение. Эти так называемые «защитные публикации» могут быть размещены в малоизвестных изданиях, чтобы снизить риск предупреждения конкурентов, но при этом добиться эффекта prior art.

Интересно, что организации, приобретающие робототехнические решения, также могут быть привлечены к ответственности за нарушение патентных прав при использовании этих решений. «Приобретая робототехническое решение, вы должны понимать, что можете столкнуться с патентными разбирательствами в связи с использованием решения, приобретенного у поставщика, — говорит Пауэлл. — При заключении договора с поставщиком необходимо убедиться, что он предоставит вам адекватную компенсацию в случае предъявления претензий о нарушении патентов третьей стороны. Если такое заявление поступит, компания должна уведомить об этом поставщика, чтобы он мог защитить и возместить компании убытки в связи с заявлением о нарушении, как того требует контракт».

Что ожидать в ближайшем будущем

Сферы применения роботов будут расширяться в разных отраслях, а аппаратное и программное обеспечение будет развиваться.

«Это „момент персонального компьютера“ в робототехнике, только он продлится десятилетие, потому что здесь процессы намного сложнее и запутаннее, — говорит Конидарис. — Я думаю, что сценарии применения в складском хозяйстве и логистике будут сильно расширяться. Вы увидите, как очень ручная работа, для которой очень дорого и трудно найти рабочую силу, будет автоматизирована по вертикали. Затем, после того как это произойдет, вы увидите роботов в ресторанах быстрого питания».