На нас движется цифровое цунами. Готова ли к нему наша инфраструктура?
Предсказывать технологические тренды — дело порой неблагодарное, но один прогноз сделать наверняка можно: будущее Интернета — в видео. Netflix уже занимает до 35% интернет-трафика в Северной Америке. Добавить сюда YouTube, и общая цифра вырастет до 55%. Через несколько лет около 80% всего мирового интернет-трафика придется именно на видео.
Гейминг тоже скажет свое слово, как только в онлайне полномасштабно начнут функционировать стриминговые сервисы от Sony, Microsoft, Nvidia и других. Придет черёд телевидения: в 2015 году только в США было выпущено более 400 оригинальных телесериалов — это почти вдвое больше, чем несколько лет назад. Судя по всему, наконец, заявит о себе в полный голос виртуальная реальность (VR) — технология, которая уже дала несколько фальстартов в прошлом. Дополненная реальность, в которой виртуальные элементы встраиваются в реальную жизнь (яркий пример — PokemonGo), тоже может кардинально изменить способы взаимодействия людей с окружающей реальностью — дома и на работе.
В видео идут даже нетрадиционные игроки. Так, например, британская телекоммуникационная компания British Telecom запустила платный сервис, который транслирует футбольные и регбийные игры. Amazon.com производит онлайн ТВ-программы, а в прошлом году даже выпустил свой первый оригинальный фильм. Китайский ecommerce-гигант Alibaba.com сегодня — одна из крупнейших кинокомпаний Китая.
Рано или поздно весь этот видеоконтент выльется в онлайн. Также как и все другие данные, которые позволяют бизнесу функционировать, а потребителям выходить в Интернет. Одним словом, поток цифровых данных растет на глазах, а вместе с ним — и требования к цифровым сетям.
Информационная инфраструктура, как и любая относительно невидимая система, пока функционирует без перебоев, что всеми воспринимается как должное. Но в ближайшее время, чтобы справиться с растущим «ливнем данных», нам понадобятся гораздо более широкие и быстрые каналы с большей пропускной способностью.
На фоне отсутствия новых инвестиций в каналы, потребителей и масштабные проекты мы рискуем столкнуться с «бутылочным горлышком» в пропускной способности современной интернет-инфраструктуры. В итоге это может привести к задержке появления на свет и развития новых инновационных сервисов, которые «завязаны» на эффективные широкополосные сети. В конце концов растущий поток качественного видео с элементами живого присутствия, интеллектуального анализа данных и др. превысит все возможности нашей цифровой инфраструктуры.
Что это будет означать для потребителей? Вместо того, чтобы в полной мере наслаждаться виртуальной реальностью или видео с эффектом полного погружения, они получат прерывистую и искаженную видеокартинку, которая будет постоянно подвисать или воспроизводиться с задержкой аудиодорожки. Первыми этот эффект заметят большие семьи, в которых несколько человек одновременно смотрят онлайн-видео в разрешении 4К.
Но есть и еще более серьезные угрозы. Взять, например, отрасли, которые целиком зависят от телеком-технологий — здравоохранение или банковскую сферу. Идея электронного здравоохранения строится на возможности быстрой обработки медицинских данных, что позволяет врачам принимать своевременные решения в отношении их пациентов. Но перегруженные сети с замедленным трафиком могут существенно затруднить этот процесс, что может быть критически важно в случае угрозы жизни пациентов. В финансовой индустрии устаревшие и перегруженные сети, затрудняющие быструю передачу данных, могут сказаться на работе в самых разных сферах — от финансовых рынков до ипотечных взносов.
Улучшения в сетевой инфраструктуре критически важны, чтобы справиться с растущим цунами данных. Нужно инвестировать в технологии, которые расширят каналы и позволят большим объемам данным двигаться быстрее. Кто может сделать эти инвестиции? Традиционно этим занимались сами телекоммуникационные гиганты, которые тратили фонды на обновление и расширение сетей. Прежде всего — бывшие госмонополии, которые многие годы получали ощутимую прибыль в виде долларов от налогоплательщиков, что позволяло им инвестировать в строительство сетей в первую очередь.
Сегодня же телеком-гиганты сталкиваются с жесткой конкуренцией, которая делает такие инвестиции минимум обременительными. Консалтинговая компания Ovum спрогнозировала, что в период
Очевидно, что нужна новая модель. Одной из них может стать схема B2B2C (business-to-business-to consumer — бизнес для бизнеса для потребителей). Она предполагает симбиоз, при котором телеком-операторы будут гарантировать качество и устойчивость сетей, а интернет-компании будут распространять через эти сети производимый ими контент. При этом последние будут делиться частью доходов с телеком-операторами, которые, в свою очередь, также предоставят интернет-сервисам доступ к своим абонентским базам (обычно — гигантским). Выиграют в итоге все: и бизнесы, и потребители, которые каждый день все больше и больше используют цифровые каналы.
Общество стало сильно зависеть от сетей, и эта зависимость со временем только усилится. Особенно по мере того, как в нашу цифровую жизнь будут все больше и больше входить беспилотные автомобили, виртуальная реальность, 3D-принтеры, дистанционное здравоохранение и другие технологии. В нестабильной и неравномерно развитой глобальной экономике новые инвестиции в широкополосную инфраструктуру дадут импульс не только для развитых рынков, но также для развития необеспеченного населения в бедных странах.
Телекоммуникационные гиганты действительно торопятся обновить сети. Но если у них не будет достаточно стимулов для инвестиций, сетевая инфраструктура может ослабнуть, что увеличит социальное неравенство и расширит цифровой барьер — социально-экономический разрыв между теми, у кого есть доступ в Интернет и у кого его нет. Более правильным решением для них будет пересмотреть их бизнес-модель таким образом, чтобы найти необходимые ресурсы и стимулы для инвестиций. Все это в итоге приведет к тому, что растущий цифровой поток будет течь свободно, чем будет заложена прочная основа для следующих этапов роста в мировой экономике.
Автор статьи — президент направления сетевого бизнес-консалтинга Huawei.