Судя по всему, тема управления корпоративным контентом (ECM) вступает сейчас в качественно новый этап развития: если до сих пор основные дискуссии здесь шли по вопросам перехода от бумажных документов к электронным, то сейчас акценты быстро смещаются в направлении повышения эффективности работы электронных систем на основе новейших достижений ИТ. Именно такой вывод можно сделать по итогам прошедшей в середине сентября в Москве
Искусственный интеллект, блокчейн, автономное самоуправляемое ПО, естественный интерфейс — именно эти инновации и тенденции, по мнению руководителя направления Oracle Cloud компании Oracle в России и СНГ Андрея Пачикина, будут определять стратегию ECM/СЭД в самой ближайшей перспективе, начиная с сегодняшнего дня. Радикальные изменения уже сейчас происходят в пользовательском интерфейсе — этот касается и средств взаимодействия, где все шире применяются технологии мессенджеров, и обычного ввода данных. Все чаще используется речь как наиболее удобная естественная форма общения человека с компьютером. „«Разговорный ИИ заменит „cloud-first, mobile-first“ — это один из важнейших трендов на ближайшие 10 лет», — сослался докладчик на исследование Gartner этого года. Конкретным примером реализации этого тренда являются чат-боты, которые уже сегодня применяются в корпоративных ИТ-системах. Он также отметил, что сегодня мы все чаще используем не только речевой ввод текстов, но и аудиовоспроизведение содержания документов.
Блокчейн сегодня быстро переходит из разряда модных новинок в статус рабочей повседневности. Пока новости о применении этой технологии приходят в основном из банковской сферы, но, как сообщил Андрей Пачикин, в ряде стран блокчейн уже начинают использовать в важных государственных системах, таких как ведение различных реестров, в том числе для решения задачи защиты критических важных данных от несанкционированного их изменения.
«Надо признать, что переход от бумаги к компьютеру обеспечивает не столько повышение производительности работы организации, сколько получение бизнес-эффекта за счет „наведения порядка“. Цифровизация же бизнеса ставит перед собой целью как раз резкое повышение производительности труда конкретного человека в результате автоматизации операций, причем это касается, не только каких-то стандартных бизнес-процессов, но и принятия достаточно серьезных решений», — такой тезис сформулировал руководитель направления по продвижению продуктов для цифровой автоматизации бизнеса IBM в России и СНГ Андрей Михеев, высказав уверенность, что одним из ключевых направлений развития ECM-систем сегодня является автоматизация (помощь человеку) и роботизация (замена человека) с использованием технологий ИИ.
Результаты глобального исследования McKinsey показывают, что 60% компьютерных рабочих мест может быть автоматизировано. Причем, если еще несколько лет назад, говоря об автоматизации, имели в виду достаточно простые, повторяющиеся операции, то сегодня технологии позволяют в существенной мере заменить человека, по крайней мере частично, при выполнении экспертной работы и при принятии решений. IBM при создании своей платформы цифровой автоматизации бизнеса определила пять основных направлений: управление бизнес-правилами, бесшовные бизнес-процессы, хранение и управление информацией, дополнение или даже замена людей ботами и автоматизация захвата данных.
Жизнь документа — независимо от того, бумажный он или электронный — начинается в ИТ-системе с формирования его карточки, куда заносятся ключевые реквизиты: номер документа, его дата, автор, исполнители и пр. Это операция обычно выполняется вручную, она не только требует времени, но и является одной из основных причин появления ошибок в системе. Но сегодня уже имеются средства, позволяющие автоматически с высокой точностью вычленять необходимые данные даже из сложных документов с неструктурированной информацией. Говоря о возможностях роботизации (применительно к теме ECM речь идет, в первую очередь, о ботах), Андрей Михеев подчеркнул, что речь идет не только о замене человека на его рабочем месте, но и о принципиально новых возможностях интеграции различных ИТ-систем, когда вместо привычной общей шины используется более сложный механизм роботизированного диалога. Что касается автоматизации принятия решений, то до сих пор основным механизмом было использование системы правил, которые формулируются человеком-экспертом, но сейчас тут начинают все более широко применяться механизмы ИИ, когда сами правила создаются автоматически.
Технологии ИИ позволяют по-новому подойти к решению задач использования всего объема корпоративной информацией, которые включает как структурированные, так и неструктурированные данные. Именно такой подход лежит в основе сформулированной корпорацией Open Text концепции «Intelligent and Connected Enterprise» (интеллектуальное и связанное предприятие). Рассказывая об этом, руководитель подразделения консультантов по продуктам и технологиям Open Text Дмитрий Сергеев подчеркнул, что применение ИИ в управлении корпоративной информации позволяется решить целый комплекс разных задач, при этом речь может идти о качественных эффектах, которые трудно напрямую измерить деньгами. В качестве примера он привел проблемы мотивации сотрудников и использования клиентского опыта для совершенствования деловых процессов, а также возможность принятия прорывных решений, способных вывести компанию на качественно новый уровень бизнеса. В частности, уже сегодня средства ИИ позволяют применять прогнозные (предиктивные) методы в сфере обслуживания промышленного оборудования, повысить эффективность расследования инцидентов и принятия решения в рамках досудебных разбирательств.
Однако эксперт Фонда «Цифровые платформы» (и по совместительству — научный сотрудник ВНИИДАД) Владислав Тюрин повернул ход обсуждения проблем ECM/СЭД от технологических и функциональных аспектов к методической стороне, предложив участникам конференции посмотреть на тему с точки зрения изменения наших представлений о документе. Практически до сих пор то, что мы традиционно называем «электронный документ», является прямым аналогом бумажного документа — в том плане, что мы говорим о сформированном в какой-то момент целостном автономном информационном объекте, который, вообще говоря, не привязан к техническим средствам, обеспечивающим работу с ним людей. Несколько упрощенно говоря, электронным аналогом бумажного документа является файл, который может храниться на каком-то носителе, не будучи связанными с приложениями и даже с операционными системами.
Но сегодня мы видим, что понимание документа как автономного файла уже не позволяет описать все разнообразие документационного мира. Все чаще электронный документ представляет собой связанные структурированные распределенные записи в базах данных, причем отдельные компоненты документа, в том числе его реквизиты, уже не являются статичными. В качестве примера докладчик привел выписки из ЕГРЮЛ, которые формируются в режиме реального времени в ходе конкретного запроса, а не хранятся в виде заранее сформированных файлов.
Для обозначения современного расширенного понятия документа Владислав Тюрин предложил использовать термин «электронный документ 2.0», подчеркнув, что для полноценной работы с качественно новым классом документов требуется не только создание соответствующих ИТ-средств, но также достаточно серьезная коррекция терминологии и, что еще более важно, нормативно-законодательной базы.