В этом году традиционная ежегодная конференция Oracle Cloud Day переместилась из центра Москвы за МКАД в Инновационный центр Сколково. Как пояснил старший вице-президент по технологиям и системам Oracle в регионе EMEA и APAC (Европа, Ближний Восток, Африка и Тихоокеанский регион) Эндрю Сазерлэнд, такой переезд мероприятия символизировал не только приверженность Oracle стратегии инновационных ИТ, но и желание компании сотрудничать с Россией в этой сфере. Хотя сам термин «облако» сегодня уже почти исчерпал свой рекламный потенциал и почти не используется ИТ-маркетологами, но, по мнению топ-менеджера корпорации, его использование в названии конференции отражает тот факт, что облачные идеи не только дали старт современному этапу развития ИТ — цифровой трансформациии, но и во многом являются основой ее реализации на практике.
По мнению Эндрю Сазерлэнда, цифровая трансформация по сути представляет собой второй этап облачной революции. На первом этапе заказчики начинали применять облачные модели и технологии, использую традиционную ИТ-инфраструктуру, которая была далеко не оптимальна для реализации облаков. Современные же ИТ-средства изначально ориентированы на облачное применение, что позволяет резко повысить эффективность их применения. «У себя в компании созданную нами программно-аппаратную систему мы называем Oracle Cloud Infrastructure (OCI) 2.0, наши ключевые бизнес-приложения не просто могут функционировать в облаке, они изначально созданы для работы в облачном варианте. Однако ИТ — это лишь инструмент бизнеса. Поэтому говоря о важности инновационных технологий, мы не должны забывать, что целью является повышение эффективности нашей работы или улучшение качества жизни. Поэтому мы постоянно должны делать акцент на том, что же именно внедряемые инновации дают людям», — подчеркнул Эндрю Сазерлэнд, призвав представителей заказчиков делиться своим опытом, в том числе рассказывая о проблемах и способах их решения.
Вице-президент по ИТ «Ингосстраха» Алексей Клепиков начал свое выступление с вопроса к залу: «Кто из вас пользуется или собирается использовать облачные решения Oracle?». Ответом была всего одна поднятая рука. Докладчик с пониманием отнесся к результату опроса, отметив, что переход от модели онпремис к облакам базируется не только на потребностях заказчика, но и его уверенности в жизнеспособности такой модели и в качестве технологий. Именно поэтому «Ингосстрах» для начала решил использовать облака Oracle для решения задач разработки и тестирования ПО: «Анализ показал, что применение облака даст не только экономическую выгоду по сравнению с развертыванием соответствующей онпремис-инфраструктуры, но позволит существенно повысить гибкость процесса подготовки новых релизов».
Как отметил Алексей Клепиков, серьезной проблемой для перевода в облако продуктивных систем является требования к хранению персональных данных, однако эта задача вполне решается с помощью изменения архитектуры баз данных для обеспечения деперсонификации данных (компактный объем именно персональной информации хранится онпремис, а обезличенная информация, которая составляет основной объем, — в облаке). В то же время бизнес должен понимать возможные выигрыши от перехода в облака, выделяя при этом два основных аспекта — сокращение затрат (оптимизация пиковых нагрузок, сокращение площадей ЦОДов, переход от CAPEX к OPEX) и получение качественно новых возможностей для бизнеса (быстрое масштабирование, аутсорсинг непрофильных функций, перераспределение ролей в организации). При этом наиболее оптимальным на сегодня вариантом развертывания облака является схема гибридной архитектуры, которая позволяет бесшовно перемещать ИТ-системы между внешними и внутренними ИТ-ресурсами. По мнению Алексея Клепикова, активно продвигаемые сегодня автономные базы данных пока не вышли на необходимый уровень зрелости, но уже в недалеком будущем можно ожидать их готовности к реальному применению в продуктивном режиме.
«Эффективная цифровизация требует использования новой для нас культуры экспериментирования», — заявил ИТ-директор компании Tele2 Алексей Мартынов. Применение современной цифровой платформы позволяет предприятию перейти к качественно иному стилю развития, когда на смену стратегии достаточно жесткого планирования вполне определенных проектов приходит модель реализации достаточно большого множества экспериментов, из которых потом в производство идут самый лучшие, показавшие свою эффективность и жизнеспособность. Такая схема, в свою очередь, подразумевает вовлечение в процесс экспериментов более широкие слои участников, причем не только сотрудников, но и клиентов. «Чтобы сотрудники включились в процессы цифрового экспериментирования, нужно должна быть создана атмосфера цифровой культуры, когда люди понимают суть цифровизации и уверены в ее перспективах», — отметил Алексей Мартынов. Основой такой культуры является не просто желание выдвигать идеи, а готовность участвовать в ее реализации и более того — понимание своей ответственности за такой проект.
Два года назад руководство Tele2 осознало, что существовавшие на тот момент ИТ-архитектура и ИТ-инфрастуктура не смогут обеспечить прогнозируемого роста нагрузки на биллинговую систему. Тогда было принято принципиальное решение о переходе от единой к нескольким базам данных и о серьезном обновлении программно-аппаратного обеспечения. Такая модернизация не только позволила повысить производительность и масштбируемость ИТ-инфраструктуры, но и перейти к модели экспериментирования. Если до того ИТ-отдел выпускал в год два релиза системы, то сейчас их число возросло до шести, при этом время простоя снизилось с четырех часов до нуля. Алексей Мартынов назвал инсталлированные решения и результаты их внедрения:
- Oracle Goldem Gate для передачи данных в хранилище: вместо выполнения заданий с временными лагами от 15 минут до суток — загрузка данных в реальном времени;
- Oracle Times Ten для задачи нотификации абонентов: вместо временного лага до
5-7 минут — автоматическая нотификация в реальном времени; - Real Application Testing для тестирования инфраструктуры и ПО: вместо отсутствия прогнозируемого поведения после миграции на новые версии ПО — доступность БД 0,9999 и отсутствие аварий БД.
По мнению директора по ИТ логистической компании DPD в России Сергея Климаша, тезис «Данные — это нефть новой экономики» достаточно точно отражает положение дел: данные, как и нефть, никому не нужны, если мы не умеем их обрабатывать. Впрочем, сегодняшняя ситуация с данными существенно отличается от той, что была еще несколько лет назад: их обработка должна выполнятся персонализированно и в реальном времени. Цифровая трансформация — это переход от статических моделей бизнеса к динамическим, от статических массивов данных к динамическим. «Современные ИТ-системы управляют уже не ресурсами, а потоками ресурсов — финансовых, кадровых, продуктовых», — так определил докладчик современное назначение ИТ.
Несколько лет назад владельцы DPD поставили перед ИТ-подразделением задачу создать адаптивную самоуправляемую систему, которая бы не только обеспечивала необходимый уровень гибкости и скорости внесения в нее изменений, но и свела бы к минимуму затраты на ее сопровождения. Как заверил Сергей Климаш, эта задача была успешно решена, используя гибридную схему использования открытого и проприетарного ПО и микросервисной архитектуры: «У нас сегодня уже нет дискретных переходов от одного релиза к другому, изменения в системе производятся постоянно, без остановки бизнес-процессов». В качестве одного из ключевых факторов успеха он назвал необходимость плотного взаимодействия ИТ-заказчика и ИТ-поставщика: цифровой бизнес находится сейчас в стадии пионерского освоения, разные категории первопроходцев должны сотрудничать, оперативно отслеживая и решая неизбежно возникающие на неизведанном пути проблемы.