Российский облачный рынок, в отличие от других сегментов отрасли, не прекращал свой рост ни в один год с момента появления первых отечественных провайдеров. Он развивается быстрее, чем на Западе — ежегодно демонстрирует динамику минимум в 20%. Есть множество причин такой популярности. Но ключевая — ненасыщенность рынка, где облачными услугами традиционно пользуется крупный бизнес и существенно реже — малый и средний.
Между тем, мы видим, что постепенно растет спрос в среде молодых компаний, которые делают ставку на развитие digital-инструментов и выбирают в качестве базы для своего развития гибкие облачные платформы. Эти же молодые игроки начинают теснить крупные компании, которые, оценивая перспективы цифровой экономики, перестраивают свои процессы и поворачиваются лицом к облаку. Таким образом, процессы диджитализации и развития индустрии 4.0 идут рука об руку с облачными услугами, обеспечивая их рост.
Другие причины роста популярности облачных услуг в России
Модернизация ИТ как назревшая проблема
Если некая компания закупила вычислительное оборудование в 2014 году, то в
Прозрачность и прогнозируемость ИТ-затрат
Чем хорошо облако? Это всегда оплата по факту с возможностью рассчитать затраты на потребляемые мощности в зависимости от возможной нагрузки на бизнес-системы. Например, если ритейлер ожидает двукратный рост посетителей онлайн-магазина, он может заранее подключить нужные ресурсы, обеспечив таким образом бесперебойную работу сайта. Можно также отключать на ночь виртуальные машины, если по факту ими никто не пользуется, и тем самым экономить до 50% от счета на облачные услуги. Подобный кейс есть в нашей практике. Одна медицинская организация таким образом уменьшает затраты на ИТ, управляя ими в ручном режиме.
Использование в облаке биллинговой системы с гранулярностью в один час — это также возможность для продукт-менеджера рассчитать четкий финансовый план на развитие ИТ-проектов в разбивке затрат на каждый. Подобную схему работы, например, использует портал по бронированию билетов, отелей и туров.
Безопасность на уровне
Заказчики знают, что облако — это безопасная среда. Часто существенно более безопасная, чем собственная локальная инфраструктура. Крупный провайдер, которому дорога репутация, обязательно позаботится о том, чтобы работали все современные средства защиты, все процессы на случай форс-мажоров были задокументированы и отработаны, а безопасность облачной платформы регулярно проверялась. Например, при ресертификации облачной платформы КРОК на соответствие требованиям PCI DSS дважды в год проводятся пент-тесты — симуляции взлома облачной платформы.
Отдельно стоит упомянуть решение вопросов аттестации инфраструктуры. Обычно заказчики, размещая сервисы определенного уровня доступа, берут на себя получение сертификатов на соответствие требованиям регуляторов. Но мы со своей стороны готовы предоставить пакет документов, касающийся облачной платформы, помогая тем самым существенно сократив время на аттестацию.
Международный класс
Одна из тенденций последнего времени — увеличение интереса к облачным услугам со стороны иностранных компаний, которые запускают в России бизнес. Это подтверждает исследование Iks Consulting, в котором говорится, что Россия становится экспортером облачных услуг. Международные клиенты идут в отечественные облака по двум причинам. Во-первых, степень проникновения облаков на Западе выше, чем в России. Благодаря этому иностранные заказчики часто благосклоннее относятся к облачной модели потребления ресурсов и используют ее масштабно: централизованно перенося в облако сервисы и инфраструктуру всей транснациональной корпорации. Во-вторых, на решение использовать облако оказывает влияние российского законодательства, в частности,
Акцент на профильных задачах
Чтобы не раздувать штат и не обременять себя поиском и удержанием профессиональных ИТ-специалистов, многие компании просто передают на аутсорсинг все, что связано с поддержкой и развитием инфраструктуры. Это востребовано в том числе среди те же иностранных компаний, чей головной офис — всего лишь пара десятков управленцев, курирующих работу множества внешних исполнителей. Использование аутсорсинга в формате управляемого сервиса позволяет компаниям, с одной стороны, привлекать с рынка нужную экспертизу без сложных мотивационных схем, которые потребовались бы для собственного персонала. А с другой стороны — дает возможность сконцентрироваться на стратегических задачах и не тратить время на рутину.
Автор статьи — директор по развитию «КРОК Облачные сервисы».