Сегодня рынок телемедицины развивается настолько стремительно, что он стал одним из самых перспективных сегментов для инвестирования — в России в 2019 году объем инвестиций в сферу телемедицинских коммуникаций оценивался в 1,5 млрд. руб., а в пятилетней перспективе, по данным VEB Ventures, должен был вырасти в 60 раз. Почему же потенциал этого рынка используется все еще недостаточно, какие вызовы и препятствия стоят перед телемедициной в России сегодня, и что нужно для того, чтобы их преодолеть, мы постарались рассказать в данной статье.
Рынок телемедицины сегодня
В телемедицине как индустрии можно выделить два больших сегмента. Первый обеспечивает взаимодействие врачей, проведение консилиумов внутри медицинских учреждений и между ними. Это уже вполне развитый и устоявшийся рынок, но о нём сейчас мы не будем говорить, поскольку нас интересует второй сегмент, а именно — взаимодействие между врачами и пациентами, которое происходит посредством систем телемониторинга. Такие цифровые платформы позволяют предоставлять медицинские услуги в дистанционном режиме. Этот рынок существует уже более 10 лет, но несмотря на это находится в зачаточном состоянии. А для такой консервативной сферы, как здравоохранение — это не такой уж большой срок. Сейчас рынок только начинает в полной мере формироваться. Его характеризует то, что появляется много телемедицинских сервисов, рынок сильно фрагментирован, создаётся множество стартапов, которые занимаются разработкой собственных решений. Конкуренция растёт. При этом отсутствуют какие-то стандарты в этой области, все только пытаются нащупать работающую бизнес-модель. Сейчас продолжается время поиска, когда участники рынка пытаются понять, в каких областях и для какого рода заболеваний те или иные системы будут наиболее эффективны и нужны.
При этом отметим, что такого рода решения могут в полной мере использоваться только когда все хорошо с точки зрения автоматизации внутри медицинских учреждений, т. е. когда первичный этап автоматизации уже позади. В нашей стране это не так. Большинство медицинских учреждений только сейчас стали массово приходить к электронному документообороту, автоматизации основных бизнес-процессов и внедрению МИС. Поэтому объективно нужно время для достижения полной ИТ-зрелости, как это уже произошло во многих других отраслях — таких как банки или телеком.
Влияние пандемии на рынок телемедицины
Пандемия коронавируса способствовала развитию телемедицины во всем мире. Например, в России спрос на дистанционные консультации врачей за шесть месяцев вырос на 177% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Более того, пандемия радикально подстегнула рынок телемедицины, изменив его принципиально. Мы бы это назвали формированием «новой нормальности». Дело в том, что до пандемии всё, что касалось удаленного взаимодействия, считалось чем-то незначимым или второстепенным, а сейчас это стало нормой в бизнес-среде и в обычной жизни. Такая новая парадигма привела к двум важнейшим последствиям. Первое это то, что люди стали воспринимать онлайн-общение как нормальное, а второе — то, что широкие слои населения, включая старшие возрастные группы, быстро освоили информационные технологии и способы удаленного получения услуг, причём не только медицинских. Многие страховые компании включили телемедицинские услуги в своё предложение по ДМС. Кроме того, сейчас телемедициной стали заниматься не только специализированные поставщики этих услуг, но и компании, бизнес которых традиционно к ним никакого отношения не имеет — например, банки, провайдеры интернет-сервисов. Резко увеличилось количество инвестиций, появилась масса стартапов, что подстегнуло конкуренцию еще больше. Можно сказать, что такому взрывному росту способствовало совпадение ряда факторов — объективно созрела потребность рынка, сформировался развитый технологический инструментарий, появились «длинные» деньги для инвестиций и изменился менталитет широких слоёв населения.
Телемедицинские сервисы пользуются все большим спросом у частных клиник, постепенно становясь востребованной и даже обязательной сервисной услугой современного медицинского учреждения. Подтверждают спрос на услуги телемедицины и страховые компании.
Факторы, препятствующие и помогающие движению вперёд
Тормозит развитие рынка то, что правовое поле не поспевает за технологическим развитием. Ведь до сих пор удаленные консультации законодательно не являются медицинскими услугами, их попросту нет в реестре медицинских услуг Минздрава. Это считается информационным сервисом, а не медицинской услугой. Соответственно, есть проблема, каким образом медучреждения могут монетизировать предоставление таких услуг, оставаясь в правовом поле. Еще один фактор — это взаимодействие стационаров и поликлиник. Если пациент уже выписался из стационара, то он уже не их пациент. Поликлиническое звено должно бы подхватить его, и именно таким пациентам в первую очередь и нужны решения, позволяющие контролировать их состояние после выписки, после проведенного лечения. В усилении этого взаимодействия есть перспектива роста для телемедицинских решений.
Другой момент — сами медики должны нащупать, в каких областях, для каких нозологий эти технологии могут быть эффективны и стоит ли в них вкладывать деньги. Сама система здравоохранения должна дать на это ответ. Это как с лекарствами — какие-то помогают, а какие-то нет. Поэтому надо проводить клинические исследования на больших выборках, чтобы добиться научно доказанных результатов. Такой поиск идет сейчас по всему миру, и у нас в том числе. И это при том, что технологических возможностей сейчас больше, чем медицина способна освоить.
Третий тормозящий фактор — недостаточно высокий уровень существующих измерительных приборов для измерения жизненно важных показателей здоровья в домашних условиях. Темп их усовершенствования не поспевает за тем уровнем возможностей, которые предоставляют современные телемедицинские системы. Кроме того, по целому ряду заболеваний остаётся всё ещё проблематичным получение первичных показателей здоровья без визита в медучреждение — например, это касается снятия кардиограммы. Существующее положение вещей можно сравнить с тем, как если бы в автомобиле был только один показатель — что бензин уже кончился. Жизненно важно измерять показатели постоянно, делать это правильно, корректно вводить с систему, чтобы сигнализировать о проблеме не тогда, когда она случилась, а тогда, когда она только может произойти. А нынешние приборы не позволяют этого делать.
Позиция государства играет здесь очень важную роль, если не сказать определяющую. Например, в Германии две трети участников опроса, который проводился среди медицинских клиник, считают отрасль здравоохранения низкоцифровой, в том числе потому, что только 36% медицинских технологических компаний имеют четкую цифровую стратегию.
Перевешивают, конечно же, движущие факторы. К ключевым драйверам роста, помимо пандемии, можно отнести возможность телемедицинских решений контролировать пациентов с хроническими заболеваниями, предоставлять услуги в удалённые районы (в особенности узкоспециализированных специалистов), а также постепенное совершенствование правовой базы удалённой медицинской помощи.
Так, В 2020 году уже стали доступны первые телемедицинские консультации по полису ОМС. Частные клиники также всё больше интересуются телемедицинскими сервисами.
Будущее онлайн-медицины
Медицина не может не использовать открывающиеся возможности. Поэтому мы убеждены, что это только вопрос времени и слаженной работы всех участников рынка, их командной работы. К ним относятся профессиональные медицинские работники и их ассоциации, вся система управления здравоохранением на государственном уровне, а также технические специалисты, разрабатывающие телемедицинские системы. От их слаженной работы зависит то, насколько быстро будут преодолены существующие трудности и найдены оптимальные решения.
Объективно потенциал развития онлайн-медицины очень велик. Это обусловлено тем, что нехватка врачей ощущается по всему миру, системы здравоохранения очень сильно перегружены, идет повсеместное старение населения, растёт число людей с хроническими заболеваниями, а это значит, что больше требуется постоянное и длительное врачебное наблюдение за их состоянием. Здоровье нации — это безусловный приоритет, а телемедицина может и должна стать действенным, доступным и надёжным инструментом для его поддержания и защиты на протяжении всей жизни.