12 сентября вступит в силу очередной пакет санкций: разработчикам ПО из США будет запрещено оказывать ИТ-услуги пользователям из России. Это значит, что большинство популярных сервисов могут окончательно отключиться, в том числе — Microsoft Teams.

Западные вендоры обязаны соблюдать санкционный режим страны, в которой они зарегистрированы. Поэтому, чтобы не потерять основной рынок, разработчики вынуждены закрывать сервисы в России. Так, например, не дожидаясь сентября, российских пользователей отключил мессенджер Slack. Блокирует российские учетные записи и сервис пользовательской поддержки Intercom.

Microsoft Teams и Zoom говорить «‎прощайте» пока не торопятся: они до сих пор имеют гораздо более значительную долю российского рынка. Но, скорее всего, и им придется уйти. Российские компании действуют на опережение и уже выбирают альтернативные решения. В этой статье я углублюсь в тему видеоконференций (ВКС) и расскажу, на что смотреть при выборе нового сервиса.

Пять критериев хорошего сервиса для видеоконференций

1. Возможности, сравнимые с функциями привычных сервисов, или лучше

Чтобы окупить потраченные на переезд время и ресурсы, бизнес хочет не потерять в качестве. Как правило, у клиентов есть минимальный список требований, при выполнении которых они рассматривают сервис к внедрению:

  • минимум 300 участников с включенными камерами и микрофонами — лучше брать с запасом, на случай роста компании;
  • запись звонков в один клик, в HD-качестве — особенно важно для тех, кто проводит тренинги, брейнштормы и стратегические совещания;
  • настраиваемая демонстрация экрана — показать рабочий стол или отдельное окно;
  • возможность ставить реакции и поднимать руку — полезно для больших собраний, где нужно поддерживать порядок и структуру;
  • чат участников с возможностью отправлять файлы и проводить опросы;
  • работа на любых устройствах и браузерах, гостевой доступ по ссылке.

К дополнительным фишкам можно отнести режим контроля присутствия, более высокое качество трансляций, зал ожидания для настройки звука и изображения. А еще, экосистемность продукта — те смежные функции, которые он может предложить клиенту. Например, наличие мессенджера или планировщика задач.

2. Размещение на серверах клиента для безопасности данных

Полный перенос инструментов для бизнеса на облачные серверы так и не произошел. Скорее наоборот, крупные и средние компании предпочитают устанавливать сервисы на собственных серверах. Причем это общемировой тренд.

По данным опроса Selectel, в компаниях преобладает гибридная ИТ-инфраструктура (в опросе был возможен множественный выбор):

  • 55% предпочитают гибрид: облако провайдера + свои серверы;
  • 37% используют только облако провайдера;
  • 21% устанавливают все на своих серверах.

Более того, за последние пару лет облачность потеряла свою привлекательность для российских компаний: многие обожглись с потерей данных в результате ухода западных продуктов. Тот же Slack, хоть и предупредил об отключении заранее, но экспорт данных не облегчил: на части тарифов это можно было сделать только по заявке и без гарантии результата.

Теперь для многих компаний возможность установки on-premise — обязательное условие при выборе любого сервиса. Это помогает избежать ситуаций, когда доступ к данным может быть ограничен в одностороннем порядке или утрачен из-за неполадок на сервере вендора, на которые бизнес никак не может повлиять.

В случае с видеоконференциями данные — это записи встреч, переписки в чатах, отправленные файлы. В сервисах с on-premise они принадлежат только компании и всегда доступны администраторам.

Еще одна веская причина выбора on-premise — защита данных. По данным аналитического центра InfoWatch, на сеть и облако приходится 92,8% всех утечек информации в России. Поэтому крупные компании отдают предпочтение on-premise решениям из-за внутренних регламентов информационной безопасности.

3. Универсальный доступ к конференциям

В случае ухода Zoom и Microsoft Teams на рынке не останется единого стандарта: есть множество сервисов для видеозвонков, и каждая отдельная компания использует тот продукт, который подходит ей по внутренним требованиям.

По результатам опроса информационно-аналитического агентства TelecomDaily, доли ВКС-сервисов на российском рынке за последние 2-3 года существенно изменились:

Источник: TelecomDaily

Использование разных решений создает еще одно условие, которое бизнесу стоит учесть при выборе сервиса ВКС — продукт должен позволять без лишних сложностей проводить встречи с внешними партнерами, даже если они используют у себя другие приложения.

За это отвечает функция гостевого доступа, которая позволяет подключиться к встрече из браузера, без регистрации и установки специального софта.

Это особенно актуально для тех, кто проводит переговоры с компаниями, в которых установка любых новых приложений строго регламентирована и возможна только после доскональной проверки. Пример таких организаций — госсектор, который занимает более 20% от общего количества потребителей услуг ВКС-сервисов.

Гостевой доступ упрощает сразу несколько шагов: пользователям не нужно никуда переходить, скачивать сервис и регистрироваться в нем. Достаточно кликнуть по ссылке-приглашению и подключиться к звонку в браузере.

Кроме того, чтобы обеспечить универсальный доступ к конференциям, система ВКС должна быть кроссплатформенной — одинаково работать на компьютерах, планшетах, смартфонах и поддерживать все основные операционные системы.

4. Стабильность, скорость и удобство приложения

Качество работы и простота интерфейса Zoom — стандарт для многих компаний. Новый продукт должен работать так же хорошо, как привычные сервисы.

Это поможет «‎продать» сервис не только бизнесу, но и его сотрудникам. Если продукт работает быстро и хорошо, а интерфейс привычный — переход на него не вызовет проблем. А значит, и саботировать внедрение никто не будет.

Три свойства надежного продукта:

  • Стабильная работа: видеосовещания итак занимают достаточно рабочего времени. Если команде придется бороться еще и с неработающим сервисом, это принесет прямые убытки компании.
  • Скорость работы: люди привыкли к мгновенному отклику приложений и, даже если сервис работает корректно, но тормозит, ожидание снизит продуктивность работы и будет раздражать пользователей.
  • Понятный интерфейс: чем проще и «‎легче» сервис — тем лучше. Все нужные функции должны быть доступны в 1-2 клика.

5. Интеграции с другими сервисами для работы

Весомое преимущество Microsoft Teams — то, что он является частью большой экосистемы Microsoft 365 и легко интегрируется с другими ее сервисами. Zoom тоже может похвастаться своей платформой для командной работы — Zoom Workplace. С ними пользователи могут работать в режиме одного окна, не переключаясь между приложениями.

Среди российских вендоров пока ни один не создал подобную систему. Причина — гораздо более ограниченные ресурсы. У западных продуктов были десятилетия и возможность нанять тысячи специалистов. К примеру, у Microsoft в 2023 году было 215 000 сотрудников, а у «Битрикс24» — менее 1000. У российских разработчиков нет такого количества времени, сотрудников и объема инвестиций.

Многие отечественные сервисы стараются строить экосистему, но из-за нехватки ресурсов не могут развивать все и сразу. Так получаются ситуации, когда есть крутой флагманский продукт, например CRM-система, а остальные функции разрабатываются по остаточному принципу.

Преимущество получают те сервисы, которые налаживают систему интеграций. Тогда, даже если смежная функция продукта не сможет закрыть потребности компании, сервис все еще можно будет использовать с другими приложениями.

Для видеоконференций обязательна совместимость с календарями и таск-трекерами, а дополнительным бонусом будет связь с почтой и инструментами для совместной работы.

Бонус: аудиты безопасности или открытый исходный код

Прежде чем заключать договор и платить за продукт, желательно убедиться в его безопасности. Обрести уверенность поможет соблюдение одного из двух условий:

  • Продукт прошел проверку. Самым релевантным считается сертификат ФСТЭК, но получать его долго, поэтому многие ИТ-продукты начинают с независимого аудита безопасности. Такие услуги оказывает много компаний, в том числе «Лаборатория Касперского».
  • У продукта открытый исходный код. Это позволяет досконально проверить сервис силами своих специалистов, убедиться в отсутствии уязвимостей и даже доработать под себя дизайн или несколько важных для компании функций.

Подведем итог

Окончательный уход Zoom и Microsoft Teams потребует выделить время и ресурсы на поиск нового ВКС-сервиса. С другой стороны, это — возможность получить продукт с лучшими параметрами. Но, чтобы отключение не застало врасплох и не пришлось выбирать впопыхах, — советую уже сейчас начинать тестировать новые сервисы.

Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass