В 2024 году российский рынок продолжает переживать массовый исход западных сервисов. Microsoft, Miro, Slack и Notion уже отключили доступ к своим решениям всем компаниям в России. Ситуация с Google пошла еще дальше — теперь даже обычные ру-пользователи не могут создавать аккаунты в сервисах корпорации.

Сейчас компании все реже предпочитают искать обходные пути для использования иностранных продуктов и переходят на российские сервисы.

В основном компании выбирают между облаками и локальным размещением продуктов. В статье рассмотрим плюсы и минусы этих подходов. А еще поговорим о частном облаке и как оно помогает быстро заменить западные продукты.

Сервисы on-cloud

Рынок отечественных облачных сервисов значительно вырос за последние два года. Можно без проблем перейти на популярные российские платформы, и они не будут сильно уступать по функционалу и надежности западным приложениям.

Основная причина, по которой крупные компании выбирают облачные сервисы, — их можно легко и быстро масштабировать. Если бизнес растет, дополнительных сотрудников можно подключить, просто докупив лицензии без приобретения оборудования. Это актуально для компаний, которые работают на динамичных рынках, где важна гибкость.

Плюсы:

  • Быстрый старт. Можно запустить работу команды за несколько часов. Не нужно ждать поставки оборудования, настраивать серверы или устанавливать сложный софт на каждый компьютер.

    Например, по такому принципу работает большинство корпоративных мессенджеров. Достаточно скачать облачную версию, и можно начинать общаться с командой по рабочим вопросам.
  • Простая оплата. Оплата в рублях снимает головную боль с бухгалтерии. Нет проблем с международными транзакциями или конвертацией валют. Многие сервисы предлагают гибкие тарифы и возможность оплаты по факту использования.
  • Стабильность на рынке. Российские провайдеры никуда не денутся из-за санкций или политических решений. Можете быть уверены, что завтра не проснетесь с заблокированным доступом к важным данным и инструментам.
  • Соответствие законодательству. В отличие от западных облаков, российские сервисы изначально разрабатываются с учетом российских законов. Они соблюдают требования к хранению персональных данных граждан РФ на территории страны. Это снижает риски штрафов и проблем с регуляторами.

    Часто у отечественных сервисов есть сертификаты ФСТЭК, и, как правило, они включены в реестр российского ПО. Это, например, планировщики задач, мессенджеры, офисные пакеты. Последние еще должны поддерживает работу с российскими стандартами и шрифтами, такими как Times New Roman.

Минусы:

  • Зависимость от провайдера. Если у провайдера возникнут проблемы с инфраструктурой, это напрямую отразится на нашей работе. Клиент не может контролировать техническое состояние серверов или каналов связи провайдера.
  • Долгосрочные затраты. Несмотря на низкие порог входа и гибкость в масштабировании, долгосрочное использование облачных сервисов может оказаться дорогостоящим для бизнеса, особенно при росте компании.

Сервисы on-premise

Коробочное решение особенно востребовано в крупных корпорациях, где трудится большое количество сотрудников и есть много чувствительной информации.

On-premise решения удобны для бизнеса, так как работоспособность сервисов не зависит от стороннего разработчика или облачного провайдера. Это значительно снижает риски, которые связаны с возможными проблемами у вендора или его уходом с рынка. Рассмотрим остальные плюсы и минусы этого решения.

Плюсы:

  • Максимальная безопасность. On-premise решения дают компании полный контроль над своими данными и инфраструктурой. Бизнес сам определяет, где и как хранить информацию, у кого будет к ней доступ и какие меры безопасности использовать. Это особенно важно для организаций, которые работают с конфиденциальными данными или в строго регулируемых отраслях.
  • Резервная инфраструктура. В on-premise решении можно закупить и подключить к одной цепочке дополнительные мощности. Это поможет при серьезных сбоях, если один из серверов выйдет из строя. Кроме того, системы могут продолжать функционировать даже при проблемах с интернет-соединением, что критично для многих бизнес-процессов.
  • Глубокая кастомизация. Коробочные решения можно настроить под уникальные бизнес-процессы компании. Можно внедрить новые инструменты и обеспечить бесшовное взаимодействие всех компонентов ИТ-инфраструктуры. А если потребуются специфические функции, которых нет на старте, можно разработать и интегрировать их самостоятельно.

Минусы:

  • Длительный процесс внедрения. Установка новых on-premise решений занимает много времени. В среднем этот процесс может длиться от 3 до 6 месяцев. Нужно не только выбрать и закупить подходящее оборудование, но и настроить его. Поиск подходящих программных решений и их адаптация под нужды бизнеса также занимают немало времени. Кроме того, нужно обучить персонал работе с новыми системами, что также увеличивает срок полноценного внедрения.
  • Высокие начальные затраты и дорогое масштабирование. Хорошее серверное и сетевое оборудование стоит дорого. К этому добавляются расходы на лицензии программного обеспечения. Часто требуется создание или модернизация серверных помещений, что влечет за собой дополнительные затраты. Кроме того, когда придет время масштабироваться, затраты придется повторить.

Источник: Cloud.ru

  • Ответственность за обновления и поддержку. С on-premise решениями вся ответственность за обновление и поддержку систем ложится на компанию. Она должна самостоятельно отслеживать выход обновлений для всех компонентов инфраструктуры.

Private cloud

Кроме on-cloud и on-premise, бизнес может арендовать выделенные серверы для установки корпоративных сервисов в формате private cloud. Это позволяет избежать затрат на покупку и обслуживание оборудования, а также сохранить полный контроль над инфраструктурой.

Частное облако отличается от публичных облаков тем, что ресурсы выделены исключительно под нужды одной компании, что повышает безопасность и надежность работы сервисов.

Преимущества частного облака:

  • Экономия на оборудовании — вместо покупки серверов и сетевого оборудования компания оплачивает аренду у поставщика IaaS.
  • Отсутствие затрат на поддержку — обслуживание серверов берет на себя провайдер, что снижает расходы на техническую поддержку.
  • Быстрое развертывание продуктов — вендор сам устанавливает и настраивает сервис, что ускоряет запуск сервисов.
Основной минус — зависимость от состояния инфраструктуры провайдера. Если у поставщика возникают проблемы, это влияет на доступность сервисов компании.

Что же выбрать

  • On-cloud подойдет небольшим компаниям, которым важна гибкость и оперативность. Это идеальный выбор для тех, кто хочет быстро запустить работу и не хочет вкладываться в ИТ-инфраструктуру.
  • On-premise лучше всего подходит для компаний, которым важно полностью управлять данными и безопасностью. Этот вариант часто выбирают крупные организации с высокими требованиями к защите информации, которые готовы к затратам на оборудование и ресурсы.
  • Private cloud — компромиссное решение для тех, кто хочет избежать затрат на оборудование и сохранить контроль над инфраструктурой. Это оптимальный выбор для компаний, которым нужно быстро масштабироваться, но при этом важна безопасность.

Федор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass