ERP-система SAP Business One для предприятий СМБ предлагается российским заказчикам на протяжении десяти последних лет. За это время она была внедрена в нескольких сотнях отечественных компаний. В мире же в целом таковых более 40 тыс. Результаты впечатляющие, но емкость данного сегмента рынка гораздо выше, и у SAP в этом отношении есть куда расти. За счет чего это можно сделать? Прежде всего доведя до потенциальных заказчиков весьма важную информацию о том, что за последний год, с выпуском версии 9, продукт этот приобрел целый ряд новых, во многом уникальных полезных качеств.
Новые платформа и модель доставки
Во-первых, он был перенесен на высокопроизводительную платформу in-memory СУБД SAP HANA, что позволило существенно увеличить скорость выполнения ряда транзакционных и аналитических операций и благодаря этому придать новое качество основным бизнес-процессам, приблизив их к реальному времени. Заметно упрощается ИТ-инфраструктура, поскольку для анализа и генерации отчетности теперь не нужно строить отдельное хранилище данных: достаточно просто обратиться к транзакционным источникам. Увеличиваются масштабы бизнеса, который способен поддерживать SAP Business One. В то же время сохраняется поддержка традиционной СУБД Microsoft SQL Server.
Во-вторых, теперь продукт поставляется в комплекте с мобильным приложением, которое позволяет работать с ERP-системой независимо от местоположения сотрудника, что особенно важно для предприятий с географически распределенной структурой рабочих мест или имеющих удаленные филиалы.
В-третьих, начиная с
И наконец, в-четвертых, клиентам предлагается облачная модель развертывания SAP Business One Cloud, которая в сочетании с упомянутыми выше тремя новшествами придает продукту синергетическое новое качество. Поскольку облачное решение по базовому функционалу не отличается от онпремисного, стоит иметь в виду, что SAP Business One обеспечивает полноценное управление финансами, продажами, закупками, складскими запасами, производством, отношениями с клиентами, а также предоставляет инструменты для настройки и моделирования бизнес-процессов, построения аналитических приборных панелей и генерации отчетов (что при выборе HANA в качестве платформы позволяет принимать управленческие решения практически в реальном времени).
На внедрение системы уходит от 2 до 8 недель, а средняя стоимость вполне доступна и быстрорастущему бизнесу. У SAP есть в России ряд партнеров, сертифицированных по Business One, которые помогают установить и кастомизировать систему, а также обучить будущих пользователей. В их распоряжении 550 дополнений (add-ons), учитывающих региональные или отраслевые особенности бизнеса клиента, которые были созданы партнерами SAP по всему миру. В SAP продукт Business One позиционируется как единое готовое приложение, а не как платформа, поэтому интеграция с внешними приложениями близкой функциональности (скажем, бухгалтерскими) для большинства клиентов нецелесообразна. Впрочем, интеграция с ее собственной флагманской системой SAP ERP, а также с такими популярными приложениями, как Microsoft Outlook, Word, Excel, Adobe Acrobat и Ariba, в данный продукт заложена изначально.
Почему в облаке
Чем же привлекателен для СМБ-компаний облачный вариант Business One? Поскольку он предполагает хостинг продукта во внешнем дата-центре, который от развертывания системы до ее эксплуатации и поддержки в режиме 24?7 осуществляется партнером, клиенту не нужно приобретать и разворачивать на своих площадях ИТ-инфраструктуру (в частности, на базе мощных серверов с большими объемами ОЗУ, сертифицированных для SAP HANA) и заниматься поддержкой ее работоспособности (содержа в штате выделенного квалифицированного ИТ-специалиста). Ему не придется думать об отказоустойчивости, резервном копировании данных, обновлениях версий, обеспечении доступа с мобильных устройств: все будет обеспечено провайдером облачной услуги Business One Cloud, которая оплачивается ежемесячно по подписке фиксированной суммой за каждого пользователя. Перенос затрат из категории капитальных в операционные сулит не только определенные фискальные преимущества, но и прямую выгоду в терминах совокупной стоимости владения (TCO). Ну и, в конце концов, если клиента по каким-то причинам облачный вариант перестанет устраивать, он легко может перенести приложение Business One вместе со всеми данными на свою площадку.
Не секрет, что успех вендора на рынке СМБ во многом определяется широтой и качеством партнерской сети. Облачная модель доставки Business One Cloud дает новые возможности и партнерам, которых в SAP делят на три категории. Стратегические — компании, обладающие собственными дата-центрами и квалифицированными консультантами по данному бизнес-приложению, способные предоставлять весь спектр услуг: от хостинга до поддержи; инфраструктурные партнеры, предлагающие свои дата-центры для хостинга, и VAR-реселлеры, арендующие ИТ-ресурсы у инфраструктурных партнеров и оказывающие дополнительные консалтинговые и сервисные услуги.
Одним из первых глобальных партнеров по Business One Cloud со статусом стратегического стал португальский мобильный оператор Portugal Telecom, предлагающий указанный облачный сервис на базе собственных дата-центров в глобальном масштабе, в том числе и на платформе SAP HANA. По сути он также исполняет роль инфраструктурного партнера, предоставляя свои ИТ-ресурсы любым консультантам и VAR-реселлерам сервиса Business One Cloud. Еще одно важное предложение Portugal Telecom ориентировано на особую категорию партнеров, занимающихся разработкой дополнений и расширений продукта Business One. Им предоставляется облачная версия разработчика Business One на платформе HANA. С ее помощью ISV-партнеры смогут создавать новые расширения или переносить уже существующие с традиционной реляционной СУБД на SAP HANA. Напомним, что с введением в эксплуатацию российского облачного дата-центра SAP местные партнеры по решению Business One Cloud смогут использовать и его облачную инфраструктуру.
Как рассказал PC Week Павел Растопшин, директор подразделения облачных технологий и бизнес-решений SAP СНГ подобное партнерство заключено и в России с «Ростелекомом»: «Согласно нашей обновленной стратегии, SAP становится облачной компанией, и это проявляется не только в создании облачных версий наших традиционных решений. Совместно с „Ростелекомом“ мы запускаем первый российский дата-центр, с помощью ресурсов которого наших заказчики смогут развернуть собственную инфраструктуру либо арендовать уже готовые, преднастроенные приложения SAP и хранить свои данные на территории РФ, согласно изменяющемуся законодательству».
Примеры внедрений
Уже есть примеры успешных внедрений SAP Business One Cloud на предприятиях разного масштаба и профиля деятельности. Одно из них — венгерская компания Esszencia, занимающаяся оптовой и розничной торговлей винами разных марок: в своем штате она имеет всего четырех сотрудников, и три из них являются пользователями системы. Для компании важно, что менеджеры могут обращаться к ее функциям независимо от своего местонахождения. Отмечается повышение эффективности управления складскими запасами и логистикой, а также возможность принятия оптимальных решений.
Еще один проект реализован в Petronect, закупочном подразделении крупного бразильского нефтяного концерна Petrobras, позволив сократить цикл пресейла с 29 до 6 дней.
Небольшая британская семейная фирма Polyurethane Progress, вот уже более 30 лет выпускающая по заказам пластмассовые уплотнения и детали трубопроводной арматуры, остановила свой выбор на облачном варианте SAP Business One, когда столкнулась с проблемами управления, вызванными бурным ростом бизнеса в последние годы.
А Total Carbide, поставляющая свои изделия из синтетического карбида вольфрама в сорок стран, была вынуждена модернизировать свою систему управления и отчетности после ее поглощения концерном Versarien. Внедрение SAP Business One Cloud позволило решить эту задачу за 8 недель, не делая существенных капитальных затрат в ИТ-инфраструктуру, и дало возможность удаленным офисам иметь доступ ко всем корпоративным данным из облака.
Подобные примеры успешного использования SAP Business One Cloud дают основания ожидать, что с ростом популярности облачных вычислений в целом число компаний, отдавших предпочтение облачной версии ERP-решения SAP, будет увеличиваться, в том числе и в России, тем более что сама компания видит в облачной модели свое будущее.
«В России у нас уже есть первый партнер, который успешно предлагает заказчикам в РФ SAP Business One as a service на базе своего облачного ЦОДа. Это компания „Танаис“, — сообщил Илья Юрьев, заместитель генерального директора SAP СНГ. — Она недавно начала данный проект, но для нас крайне отрадным фактом является ее комплексный подход в предоставлении услуг: заказчикам предлагается консалтинг, хостинг, сопровождение. Кроме того, имея прямые контракты с рядом производителей индустриальных надстроек для SAP Business One из Евросоюза, наш партнер предлагает кастомизированные решения на базе SAP B1 клиентам из разных отраслей».