Директор по продукту (chief product officer, CPO) контролирует все аспекты производственного процесса, от концепции до выпуска продукта, объясняют опрошенные порталом InformationAge эксперты.
Роль CPO в технологическом бизнесе заключается в надзоре за стратегией, разработкой и выпуском продукта в масштабе. В современном постоянно меняющемся ландшафте предложение продукта, который выделяется на фоне конкурентов и идеально соответствует спросу, имеет первостепенное значение и может стать ключевым фактором того, останутся ли клиенты с вами или потеряют к вам интерес.
Рассмотрим подробнее, что подразумевает должность CPO в технологическом секторе.
Интуиция и инновации
CPO должны быть в курсе текущих тенденций развития продуктов, появляющихся в бизнес-сфере компании, и разбираться, как они могут помочь организации использовать пробелы на рынке. Это означает постоянное соответствие потребностям клиентов, которые постоянно меняются.
«Пандемия и события последних нескольких лет значительно ускорили изменения в том, как клиенты используют и покупают продукты, — говорит Мальте Шольц, CEO и CPO компании airfocus. — Люди ожидают, что продукты будут интуитивно понятными и инновационными, и если они не получат исключительного впечатления от продукта, они просто уйдут в другое место. Все это входит в сферу компетенции CPO».
Рост бизнеса, основанный на продукте
Недавнее исследование, проведенное компанией airfocus, специализирующейся на управлении продуктами, показало, что переход от роста, ориентированного на продажи, к росту, ориентированному на продукт, является главной проблемой для 40% менеджеров по продуктам и CPO. Но поскольку инновации по-прежнему жизненно важны для достижения подлинной конкурентоспособности, в таком испытании можно найти новые возможности.
«Если организация может предоставить первоклассный опыт использования продукта, это повышает лояльность, снижает отток клиентов и оказывает ощутимое влияние на рост бизнеса», — объясняет Шольц. По его словам, CPO должен контролировать этот переход к росту на основе продукта. Для этого он должен управлять и объединять приобретение, расширение, конверсию и удержание пользователей с помощью продукта. Это требует участия широкого круга заинтересованных сторон в рамках всего бизнеса и инвестиций в правильные инструменты управления продуктом для поддержки этого перехода.
«Модели роста на основе продукта — это будущее для многих предприятий, и от управления продуктом во главе с CPO зависит то, насколько успешно они перейдут к этой модели», — отмечает Шольц.
Совместная работа над стратегией продукта
Роль CPO также предполагает тесное и последовательное сотрудничество с другими членами команды руководителей, такими как директор по маркетингу (CMO) и директор по работе с клиентами (CCO). В некоторых организациях CMO может взять на себя обязанности, связанные с продуктом, которые в других компаниях курирует CPO.
«В 2022 г. я ожидаю значительных изменений в руководстве компаний в связи с бурным ростом цифровых продуктов и данных, которые они предоставляют. В связи с этим ростом появится новый, ориентированный на продукт CMO, который будет работать в тесном сотрудничестве с появляющимися CCO и CPO, чтобы управлять клиентским опытом и его влиянием на конечный результат. В некоторых случаях мы сможем даже увидеть совмещение некоторых из этих ролей», — считает Дэниел Бейли, вице-президент Amplitude в регионе EMEA. По его словам, выиграют те компании, которые организуют работу своих команд по маркетингу и работе с клиентами вместе с командой по продукту для создания общего набора целей и согласования позиционирования компании и продуктовой стратегии.
Ликвидация разобщенности подразделений
Точно так же, как члены команды руководителей не могут замыкаться исключительно на своих обязанностях, необходимо разрушать разрозненность в более широком кругу сотрудников.
«Изолированность возникает, когда существуют локальные стимулы, и они обычно заставляют команды сосредоточиться на собственной выгоде, а не на клиенте, — говорит Бала Кумар, CPO компании Jumio. — Создавая видение на уровне всей организации, мы предоставляем командам опорную базу для построения их собственных целей и измеримых ключевых результатов (OKR) в соответствии с этим видением». По его словам, команды также будут испытывать чувство ответственности, поскольку они сами разработали свои ОКR. Это естественным образом будет способствовать созданию атмосферы сотрудничества, когда команды будут подталкивать друг друга к мышлению, направленному на рост, и приведет к формированию сильной культуры.
CPO в сфере кибербезопасности
Одним из технологических секторов, где роль CPO занимает важное место, является кибербезопасность. Поскольку кибератаки постоянно развиваются и усиливаются, CPO компаний по кибербезопасности играют решающую роль в обеспечении безопасности клиентов. Часто для этого требуются передовые вспомогательные технологии, такие как искусственный интеллект и безопасный периферийный доступ (SASE).
«В области кибербезопасности мы видим, что методы атак постоянно меняются — и традиционно это означает, что срочная тактическая разработка в ответ на новые атаки отвлекает ресурсы от долгосрочного расширения продукта», — говорит Дейв Палмер, соучредитель и CPO компании Darktrace. Однако, по его словам, применение самообучающейся технологии означает, что продукты не должны меняться, когда атаки эволюционируют.
«Выслушать основные проблемы клиентов гораздо эффективнее, чем просто попросить их поделиться своими идеями. Запросы на изменение интерфейса встречаются часто, но, что важно, они указывают на действия, которые людям все еще приходится выполнять вручную», — отмечает Палмер, обосновывая этим необходимость того, чтобы продукт был автономным насколько это возможно.
«Работа с технологиями, которые автономно самообучаются „на рабочем месте“, кардинально меняет характер роли CPO», — утверждает он.