Каждый новый проект — это азартная игра. Опрошенные порталом InformationWeek эксперты обсуждают, как повысить шансы на успех.
Для того чтобы запустить новый ИТ-проект, необходимы концепция, цель, тщательное планирование и, пожалуй, самое главное — готовность взять на себя определенную долю риска. Именно последний пункт часто не дает ИТ-руководителям спать по ночам.
По словам Анбанга Сюя, основателя JoggAI, видеоплатформы на базе ИИ, бывшего старшего менеджера по продуктам Apple и старшего инженера-программиста Google, рассмотрение рисков перед запуском ИТ-проекта имеет решающее значение, поскольку помогает установить четкие ожидания, определить потенциальные препятствия и создать дорожную карту для решения непредвиденных проблем. «Понимание рисков — будь то технологии, безопасность данных, масштабируемость или таланты — может сделать разницу между успешным запуском и провалом инициативы, особенно когда речь идет о проектах, основанных на ИИ, — отмечает он. — Заблаговременное решение этой проблемы позволит эффективно распределить ресурсы, а ваша команда будет лучше подготовлена к неожиданностям».
По мнению Олы Чоунинг, партнера консалтинговой компании ISG, создание надежного механизма учета рисков при планировании проектов имеет решающее значение для обеспечения прозрачности всех принимаемых решений с точки зрения затрат, выгод и рисков. «Проектные решения, которые не оценивают риск и его материальные или нематериальные последствия на начальном этапе или даже в ходе проекта, скорее всего, не имеют данных, необходимых для принятия обоснованных решений и соблюдения баланса между стоимостью, риском и выгодой, — поясняет она. — Более того, если не учесть риски, можно потерять время, если произойдет непредвиденное событие и команда будет вынуждена искать ответные меры».
Существуют и вторичные риски, включая возможные проблемы с бюджетом, ресурсами и технологиями, говорит Мунир Хафез, технический директор Independence Pet Holdings: «Каждый из этих рисков должен быть рассмотрен до запуска ИТ-проекта, чтобы гарантировать, что проект начнется на прочном фундаменте и будет согласован со всеми заинтересованными сторонами».
Точные оценки
По словам Хафеза, благодаря количественной оценке рисков руководители проектов могут объективно оценить их потенциальные вероятность и влияние, что позволит эффективно распределить ресурсы и разработать соответствующие стратегии по снижению рисков. «Такой структурированный подход гарантирует, что никакие существенные риски не будут упущены из виду и что проект останется в графике», — отмечает он.
Лучший способ оценить риск — это разделить проект на небольшие компоненты и оценить неопределенность по каждому из них, говорит Сюй. Этот процесс включает в себя изучение технической реализуемости проекта, способности команды справиться со сложностью, а также возможных зависимостей от сторонних инструментов или услуг. Сюй утверждает, что в своей практике опирается на сочетание исторических данных из аналогичных прошлых проектов и прогностических моделей — особенно когда речь идет о приложениях ИИ и машинного обучения, где зачастую неизвестно, как алгоритмы будут работать в масштабе. «Это позволяет разработать более тонкий профиль риска, а не полагаться на предположения», — объясняет он.
Многие организации используют инструмент оценки рисков, основанный на опыте предыдущих проектов и общих категориях рисков, чтобы сориентировать проектные группы по типам рисков для конкретного проекта, говорит Чоунинг. «Некоторые организации даже располагают статистикой о том, как часто риски возникали в прошлом и каковы в среднем были их последствия для предыдущих проектов», — добавляет она.
Советы по оценке рисков
Если оценка риска кажется слишком оптимистичной, руководитель должен пересмотреть ситуацию и внести соответствующие коррективы в план проекта, говорит Хафез: «Это может включать в себя консультации с отраслевыми экспертами или пересмотр уроков, извлеченных из предыдущих внутренних проектов, для точного отражения риска».
Самая большая ошибка — недооценка влияния технического долга и сложности масштабирования решений, предупреждает Сюй. «Руководители часто уделяют слишком много внимания начальному этапу разработки и не учитывают необходимость постоянного обслуживания и оптимизации, — объясняет он. — Риск следует оценивать не только по первоначальному запуску, но и по долгосрочным последствиям поддержания и улучшения системы после запуска».
Заключительные размышления
По мере реализации проекта существующие риски могут изменяться, а новые — появляться, отмечает Хафез. «Регулярный пересмотр и обновление плана управления рисками гарантирует, что проект останется устойчивым и адаптируемым к этим изменениям», — считает он.
По словам Хафеза, формирование культуры открытого общения и поощрение членов команды к раннему информированию о потенциальных рисках может значительно повысить способность проекта к эффективному реагированию. Такой проактивный подход помогает избежать «эффекта арбуза», когда показатели эффективности на первый взгляд кажутся положительными (зелеными), но при более внимательном рассмотрении обнаруживаются глубинные проблемы (красные).
Примите гибкость, советует Сюй. В технологиях, особенно в таких областях, как ИИ, все постоянно развивается. «Способность лидера приспосабливаться и менять направление, когда это необходимо, так же важна, как и способность планировать, — отмечает он. — Важно продолжать совершенствовать оценку рисков на протяжении всего срока реализации проекта».
По словам Чаунинг, важно, чтобы члены проектной команды и лица, принимающие решения в бизнесе, понимали, что риски — это не плохо. «Основная цель управления рисками заключается в том, чтобы понимать и снижать риски, а также быть готовым к наступлению рисковых событий. Если высокие показатели проектных рисков будут считаться „плохим явлением“, то руководители и члены команды будут просто недооценивать, игнорировать или даже пытаться скрыть потенциальный риск», — поясняет она.