Использование технологий в сфере здравоохранения становится все более популярным трендом среди компаний по всему миру. ИТ-решения помогают медорганизациям как упрощать административные задачи, так и повышать эффективность рабочих процессов: будь то бизнес- или клинические задачи. По данным Precedence Research, в течение следующих 10 лет мировой рынок ИТ в здравоохранении будет продолжать расти. В 2024 году его объем составил 279,90 млрд. долл., а к 2034 году, по прогнозам, он достигнет 1383,03 млрд. долл.

В России цифровая трансформация тоже является одним из трендов в сфере здравоохранения. В начале 2024 года эксперты отмечали ее как один из главных векторов развития отрасли на грядущий год. Более того, цифровизация здравоохранения является приоритетом российского правительства. Например, с 2019 по 2024 годы реализуется федеральный проект по созданию единого цифрового контура здравоохранения, для чего регионам России в этом году было выделено 5 млрд. руб.

Но помимо преимуществ цифровизация здравоохранения несет в себе и риски. Медицинские организации работают с огромным объемом персональных данных, что делает их привлекательной мишенью для киберпреступников. Например, в России в первом полугодии 2024 года количество критических кибератак на организации в сфере здравоохранения выросло на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, и эксперты прогнозируют, что в будущем такие атаки станут еще более опасными.

Согласно закону «О здравоохранении», медицинские учреждения обязаны сохранять врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в их информационных системах. Возможные утечки информации могут иметь негативные последствия как для пациентов, так и для медорганизаций. Например, для частных фирм это означает потерю репутации и части клиентов, а для их сотрудников — не только увольнение или штраф, но и даже риск уголовного преследования.

Для обеспечения кибербезопасности медорганизации должны принимать специальные меры. Они включают в себя как повышение осведомленности персонала о киберрисках и способов их избежать, так и установку программного обеспечения и использования инструментов, способных снизить уязвимость ИТ-архитектуры. В этой статье мы подробнее остановимся на последних, в особенности на IAM-решениях.

Какую роль IAM-решения играют в обеспечении безопасности данных в здравоохранении

Решения для идентификации и управления доступом (IAM, identification and access management) помогают управлять допуском пользователей к ИТ-инфраструктуре. С одной стороны, они могут помочь медицинским организациям обеспечить безопасность персональных данных и соблюсти правила работы с ними. С другой стороны — упростить работу персонала с такой информацией. Рассмотрим каждое преимущество IAM-решений более детально.

Повышение уровня кибербезопасности

Утечки часто происходят из-за того, что мошенники получают несанкционированный доступ к конфиденциальным данным. Управление идентификацией и доступом позволяет ИТ-администраторам предоставлять доступ к ИТ-инфраструктуре в зависимости от местоположения, IP-адреса, доступа к сети Wi-Fi, даты и времени попытки входа. Помимо этого, с помощью таких решений ИТ-команды могут давать привилегии для входа локальным администраторам и конкретным пользователям, а также использовать геозонирование для определения локации, в границах которой пользователи могут получить доступ к инфраструктуре.

Это позволяет предоставлять информацию только авторизованному персоналу, снижая риск угроз безопасности. ​Например, с помощью IAM-решений ИТ-администраторы могут допускать сотрудников только к тем данным, которые им положено знать в соответствии с их должностными полномочиями. А когда у сотрудника меняется должность, он переходит в другой отдел или покидает компанию, IAM-решение позволит ИТ-команде легко изменить параметры его доступа к корпоративной информации.

Помимо этого, в IAM-систему входят инструменты обнаружения и анализа угроз. С их помощью можно отслеживать объем входящего и исходящего трафика в сети, а также аномальные закономерности путем анализа попыток входа в систему. Это помогает выявлять угрозы и блокировать их до того, как они попадут в сеть медицинской организации.

Улучшение пользовательского опыта медицинских работников

У медработников много важных задач, и запоминание большого количества паролей и логинов — это последнее, о чем они хотели бы беспокоиться. IAM-решения упрощают процесс входа в систему без необходимости использования нескольких учетных записей. Технология единого входа (SSO, single sign-on) позволяет пользователям получить доступ ко всем необходимым приложениям с помощью одной комбинации логина и пароля. Это экономит время, не нагружает сотрудников дополнительной информацией, а также повышает эффективность рабочего процесса, позволяя медицинским работникам больше времени уделять пациентам.

Минимизация человеческого фактора

Автоматизация входа в систему с помощью IAM-решений позволяет исключить ошибки, связанные с ручным управлением учетными записями и предоставлением доступа ИТ-администраторами. Кроме того, решения минимизируют ошибки, которые могут допустить небрежные сотрудники, тем самым избегая штрафов от надзорных органов.

Выполнение требований регуляторов

IAM-решения помогают организациям соблюдать нормативные правила благодаря контролю за доступом к инфраструктуре и ведению журналов аудита.

Таким образом, использование IAM-решений выгодно всем — сотрудникам, пациентам и медицинской организации в целом.

Как повысить безопасность данных пациентов с помощью IAM. Чеклист с ключевыми шагами

Шаг 1. Провести оценку рисков для выявления угроз безопасности данных пациентов и возможных лазеек, которые могут использовать хакеры.

Шаг 2. Выбрать IAM-решение, которое будет отвечать потребностям компании.

Шаг 3. Создать политики и настроить IAM-процедуры, описывающие правильную реализацию и защиту аутентификации пользователей, контроля доступа, создания, управления, обновления и удаления учетных записей пользователей и предоставления им доступа к ресурсам организации с соответствующими правами, а также журналов аудита.

Шаг 4. Провести обучение сотрудников. ИТ-администраторы должны объяснить преимущества этих решений и научить правильному применению политик и процедур.

Шаг 5. Регулярно контролировать доступ пользователей к данным пациентов, чтобы убедиться, что он предоставляется только по принципу служебной необходимости.

С помощью IAM-решений медицинские учреждения смогут обеспечить надежность хранения конфиденциальных данных, предоставить сотрудникам больше времени для ухода за пациентами и соблюсти все необходимые нормативные требования.

Хранение больших объемов данных о пациентах делает медицинские организации привлекательной мишенью для киберпреступников. Для повышения уровня безопасности ИТ-систем необходимо применять комплексный подход, включающий повышение киберграмотности персонала, установку определенного ПО и использование специальных инструментов, в том числе IAM-решений.

Свапнил Шете, вице-президент по маркетингу Scalefusion