Одним из основных направлений использования компьютерных технологий в системе образования можно назвать дистанционное тестирование. Ему была посвящена конференция “Тестовые технологии и Единый экзамен”, проходившая 13 апреля на V Московской международной выставке “Школа-2001”.
Дискуссию о необходимости Единого экзамена, совмещающего выпускные в школах и вступительные в вузах, о возможности использования тестовых технологий при его проведении и их преимуществах перед устным и письменным контролем знаний учащихся вел профессор, д.п.н. МГУ Александр Георгиевич Шмелев.
Обкатку новой образовательной технологии (Единого экзамена) планируется начать в Чувашии, Мордовии, Марий Эл и Якутии в 2001—2003 гг. Учащимся предложат ответить на вопросы, после чего на компьютерах будет производиться обработка ответов и вычисление процента правильных ответов.
Единственная трудность, с которой столкнутся в школах при внедрении Единого экзамена, — необходимость покупки сканеров для распознавания ответов учащихся (тесты выпускники получат в бумажном варианте, так как не во всех школах есть компьютеры).
Надо сказать, что в России уже есть опыт компьютерного тестирования (первый раз оно состоялось весной 1997 г.) — это проект “Телетестинг”, организованный Центром довузовского обучения МГУ им. М. В. Ломоносова и Центром тестирования “Гуманитарные технологии”.
Основные цели “Телетестинга” – контроль знаний старшеклассников, аттестация выпускников школ, выявление способных молодых людей и содействие их поступлению в лучшие вузы страны. Именно использование современных компьютерных технологий позволяет найти одаренных старшеклассников в разных, в том числе и отдаленных, регионах России.
В проекте предусмотрена одновременная реализация четырехуровневой защиты данных от преднамеренных искажений и фальсификаций. Все рабочие контакты с региональными представителями, обработка результатов тестирования производятся по каналам сети Интернет, что обеспечивает быстроту получения результата. Итоги работы по проекту “Телетестинга” позволяют говорить о востребованности компьютерных технологий для проведения выпускных и вступительных экзаменов и реальной полезности данной формы оценки знаний.
Хотя вопрос об обязательном введении Единого экзамена, очевидно, будет решен не скоро, тем не менее до начала эксперимента осталось два месяца.
От редакции. История повторяется — в свое время я сдавал какие-то тесты машине и не получил никакого удовольствия. Более того, поняв, как это работает, весь класс “объективно” выставил себе нужные оценки.
Представим себе, что мы, имея систему распознавания речи, автоматизировали сдачу экзаменов в театральный институт.
Разумеется, что из большей половины сдавших экзамен, артистов не получится. Хороший экзаменатор ведь смотрит не только что, но и как.