В мае Центр тестирования Минобразования РФ завершил четвертую ежегодную централизованную проверку знаний выпускников общеобразовательных учреждений России.
На сей раз с помощью системы “FineReader Рукопись”, разработанной компанией ABBYY Software House*, за 20 дней было обработано свыше миллиона анкет-тестов, заполненных будущими абитуриентами из 75 субъектов Российской Федерации. Директор Центра тестирования В. А. Хлебников утверждает, что на ручную обработку этих анкет ушел бы год и еще полтора месяца.
Собственно тестирование проводилось в апреле на добровольной платной основе. Его результаты, отраженные в именных сертификатах центра, согласно приказу министра общего и профессионального образования РФ могут засчитываться (а могут и не засчитываться, это где как решит конкретный чиновник от образования) в общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) в качестве оценок итоговой аттестации и в вузах как вступительные испытания.
В 2000 г. 318 вузов России засчитывали результаты централизованного тестирования в качестве оценок вступительных экзаменов. Ожидается, что в 2001 г. эта цифра вырастет до 350, что составляет более половины всех высших учебных заведений страны.
Предполагается, что централизованное тестирование позволит унифицировать и “объективизировать” критерии оценки знаний. Ведь не секрет, что на сегодня оценки в аттестате сильно разнятся от школы к школе: то, за что в одной школе поставят “пять”, в другой еле-еле потянет на “тройку”.
К огромному сожалению, масса факторов субъективного характера влияет и на оценки вступительных экзаменов: кто поступал в так называемые “бесплатные” вузы в последние годы, прекрасно знает, о каких именно факторах идет речь.
Централизованное тестирование является тем базисом, на основе которого разрабатывается схема проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ, см. PC Week/RE, № 18/2001, с. 8).
Для обработки результатов ЕГЭ будет использована новая версия системы “FineReader Рукопись”, выходящая в конце мая. Она будет называться ABBYY FormReader. Смена названия обусловлена несколькими причинами, в первую очередь значительным расширением функциональности.
* В задачу ABBYY входила не только поставка ПО, но и разработка бланка ответов (ныне эту работу с успехом выполняют специалисты самого Центра тестирования), а также консультирование по организации непосредственно процесса тестирования.