У человечества осталось не так много неоткрытых ресурсов для извлечения прибыли. Один из таких ресурсов — новые знания. Несмотря на кажущуюся бесконечность океана знаний, этот ресурс вполне может оказаться ограниченным. Судите сами: уже давно осознаны физические ограничения в области технологий создания вычислительных устройств, и достижение этих естественных пределов — вопрос времени. Близко лежащие заманчивые проблемы искусственного интеллекта и создания жизни “из пробирки” имеют аналогичные ограничения, в значительной степени определяемые законами квантовой механики. А там, где ресурсы ограничены, конкуренция неизбежна.
Многие ведущие компании не вчера осознали наличие такого ресурса и перспективность его разработки и вступили в конкурентную борьбу в новой области. В частности, корпорация IBM давно уже взяла курс на его эксплуатацию, постепенно избавляясь от производственных мощностей и сосредотачиваясь на торговле знаниями и умениями. Такой бизнес требует решения ряда задач, одна из которых — поиск кадров, способных добывать этот специфический “минерал”. Обладая возможностью предоставления таким специалистам подходящих условий для самореализации, компания имеет явные преимущества перед конкурирующими организациями, также испытывающими дефицит в исследовательских кадрах, но полагающими, что это задача еще не первостепенной важности.
11 сентября , выступая в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, директор исследовательской лаборатории IBM в Цюрихе Маттиас Кайзерсверт объявил о запуске программы Great Minds (“Великие умы”, www.zurich.ibm.com/greatminds2007). Эта программа предоставит студентам из стран Центральной и Восточной Европы возможность пройти практику в этой лаборатории, являющейся европейским филиалом подразделения IBM Research. В её штат входят около 330 сотрудников из более чем 30 стран мира, среди которых два лауреата Нобелевской премии. В лаборатории ведутся исследования мирового уровня в области фундаментальных научных проблем физики и математики, разработки перспективных компьютерных систем и ПО, а также создаются новые бизнес-модели и услуги.
Программа Great Minds нацелена на поддержку студентов, имеющих неординарные способности в области вычислительной техники. Она предоставляет возможность совместной работы со специалистами IBM в одной из лучших в мире отраслевых исследовательских ИТ-организаций.
“Мы хотим знать, какие проблемы ИТ-отрасли ближайших лет кажутся этим ярким талантам наиболее интересными и сложными и какие они могут предложить новые и передовые идеи, способные продвинуть ИТ-отрасль вперед и стимулировать инновации”, — заявил Маттиас Кайзерсверт.
Great Minds открыта для всех студентов, обучающихся по программам магистерского уровня на очных отделениях колледжей и университетов в восточноевропейских странах-участниках (Россия, Польша, Чехия, Украина, Румыния). Первичный отбор претендентов осуществляется преподавательским составом соответствующего учебного заведения, затем предложенные кандидатуры будут рассматриваться экспертным комитетом. Три лучших студента будут приглашены в лабораторию в Цюрихе для прохождения летней практики. Всем прошедшим отбор студентам будет полностью оплачен проезд в Цюрих и обратно, а также проживание и суточные на весь период прохождения практики.
Другим источником новых идей и кадров являются многочисленные программы IBM по сотрудничеству с учебными заведениями, ставящими цель разработки новых учебных программ, обеспечивающих улучшение качества образования, изучение новых технологий и услуг, а также развитие навыков, востребованных сегодня на рынке труда. Например, недавно IBM в сотрудничестве с университетами, отраслевыми партнерами и правительственными агентствами разработала новую учебную дисциплину — Service Science, Management and Engineering, SSME (услуги: теория, управление и конструирование), нацеленную на изучение, совершенствование и преподавание вопросов, касающихся оказания услуг. В этом курсе, основанном на реальных примерах из практики бизнеса и научных программах, главное внимание будет сосредоточено на том, как эффективно организовать взаимодействие людей и технологий с выгодой для поставщиков и пользователей услуг. Актуальность таких знаний подкрепляется тем, что услуги в настоящее время составляют более 75% всего объема экономики США, и эта доля быстро растет. Среди первых высших учебных заведений, внедряющих новую дисциплину, — Калифорнийский университет в Беркли, Стэнфордский университет, Северо-Западный университет, Университет штата Аризона, Массачусетский технологический институт, Политехнический институт Ренсселера и Технологический институт Джорджии. Недавно IBM обсудила необходимость преподавания SSME с представителями Оксфордского университета и Университета Уорвика — двух ведущих школ бизнеса Великобритании. В России по этой программе будут заниматься в Государственном университете управления. В следующие десять лет IBM планирует принять на работу 50 тысяч выпускников, прошедших подготовку по этой дисциплине.
Всего же в портфеле предложений IBM в области высшего образования находится более 70 учебных курсов и свыше 100 технологий. Программа Academic Initiative, в рамках которой ведётся разработка учебных курсов, призвана помочь учреждениям образования дать студентам навыки в области технологий открытых стандартов, необходимые для конкуренции на завтрашнем рынке труда. В настоящее время на базе этой инициативы преподается порядка двух с лишним тысяч курсов, слушателями которых являются около 280 тыс. студентов. В России в “Академической инициативе” участвуют 57 университетов. Эта программа предоставляет российским учебным заведениям широкий набор ресурсов и поддержку в области Java, Web-сервисов и Grid-вычислений.
Кроме Academic Initiative в нашей стране действуют академическая программа IBM Shared University Research, ставящая целью развитие передовых исследований совместно с ведущими университетами, и программа “Центры инновационных исследований” — ЦИИ. В настоящее время в рамках российского ЦИИ ведутся следующие проекты: теоретический анализ бизнес-связей в Институте математики им В. А. Стеклова, разработка учебных материалов по менеджменту услуг в ГУ-ВШЭ и разработка процесса автоматизации больших программных систем в МГИЭМ.