В конце сентября в Москве в рамках Недели Гонконга в России прошла выставка “Стиль Гонконг”, на которой среди 200 модных брендов этого специального административного района Китая закономерно была представлена и потребительская электроника (порядка 20% стендов).
Подобные мероприятия обычно носят символический характер, однако эксперты прогнозируют реальный экономический эффект.
Ворота в Китай
Перспективы экономического сотрудничества с Китаем сегодня очевидны практически каждому. По объему ВВП Поднебесная сейчас официально занимает четвертое место в мире, но, по предварительным оценкам аналитиков (в том числе Национального бюро статистки этой страны), к концу 2007 г. Китай обгонит Германию и выйдет на третье место, пропустив вперед только Японию и США. При этом, по расчетам американского инвестиционного банка Goldman Sachs, если нынешние темпы роста экономики сохранятся, Китай сможет стать мировым лидером уже к 2027 г. (ранее прогнозировалось, что это произойдет лишь к 2035 г.).
Гонконг, для которого в 1997 г. закончился 150-летний период британского правления, в настоящий момент имеет статус специального административного района Китая. И несмотря на весьма высокую степень автономии (все функции государственного управления за исключением внешней политики и обороны), на международной арене Гонконг всё больше воспринимается как неотъемлемая часть КНР. В результате сегодня он не только представляет самостоятельный экономический интерес (этот уникальный город является одиннадцатой по величине крупнейшей экономикой в мире), но и в силу особого географического положения уже стал для остального мира торговыми воротами в большой Китай, как в прямом, так и в переносном смысле. По словам министра торговли и экономического развития Гонконга Фредерика Ма, посетившего Россию в рамках Недели Гонконга, простота, с которой в этом районе Китая можно вести дела, привлекают предпринимателей со всего света и сейчас в городе насчитывается более 1200 представительств зарубежных компании.
Развитие партнерства
Взаимоотношения России с Китаем вообще и с Гонконгом в частности в последнее время развивались весьма активно. Как отметил выступивший на открытии выставки “Стиль Гонконг” заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма Валерий Виноградов, наша страна сейчас успешно укрепляет не только деловые, но и культурные связи с различными регионами Китая. Совсем недавно прошли Дни Пекина и Дни Тибетской культуры в Москве, и все это происходит в рамках официального Года Китая в России.
Разумеется, односторонними визитами отношения не исчерпываются. Со слов руководителя российского представительства торгового совета Гонконга Леонида Орлова, торговые выставки этого города в 2006 г. посетило более 4000 наших компаний. При этом с июля текущего года для наших соотечественников начали действовать более мягкие условия получения визы, которая к тому же выдается на два года с правом многократного посещения страны.
Как отметил г-н Ма, также выступивший на открытии выставки “Стиль Гонконг”, за первое полугодие 2007 г. совокупный товарооборот между Россией и Гонконгом вырос на 23%. Разумеется, пока можно говорить о потоке товаров преимущественно в одном направлении, что косвенно подтверждается информацией торгового совета Гонконга о росте экспорта в Россию за первые семь месяцев текущего года на 64%.
Абсолютные данные этой статистики достаточно противоречивы, однако с уверенностью можно сказать, что речь идет уже о сотнях миллионов долларов ежегодно.
Style Hong Kong
Выставка “Стиль Гонконг” — событие знаковое. Маркетинговая программа под этим названием разработана сравнительно недавно (в 2003 г.), а ее учредителем является Совет по развитию торговли Гонконга — государственная организация с многолетней историей, которая отвечает за продвижение товаров и услуг из Гонконга на иностранные рынки.
Для выставочных мероприятий наибольшее значение, естественно, имеет внешняя сторона — в составе делегации, прибывшей в Россию, к примеру, приехала Мисс Гонконг 2007 Кайи (Kayi Cheung), а на открытии выставки новые меха демонстрировали гонконгские манекенщицы.
Впрочем, в Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), являющейся соорганизатором выставки, призывают не рассматривать “Стиль Гонконг” (как минимум в отношении рынка электроники) в качестве сугубо политического события. В Китае производится порядка 80% мировой электроники; любые товарные выставки на территории Гонконга традиционно привлекают огромное количество посетителей. Поэтому, по мнению директора по связям с общественностью РАТЭК Антона Гуськова, то, что сегодня Гонконг приехал к нам, — очень большое и важное событие, и интерес к нему со стороны отечественных ИТ-компаний должен быть колоссальным. Будут ли прямо на выставке заключены какие-то конкретные коммерческие соглашения, г-н Гуськов прогнозировать не взялся, но то, что в перспективе выставка будет иметь серьезный экономический эффект, по его мнению, бесспорно.
Проверить обоснованность этих предположений мы сможем довольно скоро, когда будут обнародованы новые показатели роста товарооборота между Гонконгом и Россией. Пока что в рамках быстроразвивающихся отношений с Китаем и в свете того, что посетивший нас Фредерик Ма только начал свою карьеру в должности министра торговли и экономического развития Гонконга, они кажутся вполне реальными.