Товар, облагаемый НДС, или права, не облагаемые налогом на добавленную стоимость?
1 октября состоялось очередное* собрание членов Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП), организованного в ноябре 2000 г. с целью координации борьбы с различными видами компьютерного пиратства. Одним из пунктов повестки дня собрания стал прием в организацию новых членов и исключение из нее предприятий, нарушающих устав. В итоге количество членов НП ППП увеличилось до 291. При этом география партнерства осталась весьма представительной: кроме России в ней можно обнаружить такие страны, как Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Молдавия, Узбекистан, Украина и Эстония.
Интересное обстоятельство отметил на собрании НП ППП его президент Борис Нуралиев. Он обратил внимание собравшихся на то, что согласно федеральному закону № 195-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности”, принятому Государственной Думой 29 июня, одобренному Советом Федерации 6 июля и подписанному президентом РФ 19 июля 2007 г., “…реализация исключительных прав на изобретения, … программы для электронных вычислительных машин, базы данных, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора причислены к операциям, не подлежащим налогообложению… В качестве расходов, уменьшающих доходы, введены расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, …программы для электронных вычислительных машин, базы данных и …прав на их использование на основании лицензионного договора, а также расходы по патентованию, регистрации товарных знаков, НИОКР”.
Поэтому можно предположить, что с нового года поставщики ПО начнут четко разделять все продажи программных продуктов на поставку экземпляров ПО (товар, облагаемый НДС) и продажу лицензий (права, не облагаемые НДС). Но это в теории, а что будет происходить на практике, неизвестно никому. Г-н Нуралиев в шутку отмечает: “Не важно, как трактуют законы юристы, а важно, как их трактует ваша налоговая инспекция!”.
Собраниям НП ППП обычно предшествуют электронные опросы его членов. По итогам сентябрьского анкетирования (в нем приняли участие 117 членов этого партнерства) общий вывод таков: по “черным внедренцам”, рознице и предустановке ПО на продаваемые компьютеры уровень пиратства в большинстве регионов падает. Но пираты не унывают и переходят от открытой уличной торговли к распространению контрафактной программной продукции через Интернет или под прикрытием других услуг. Это, конечно, снижает доступность нелицензионного ПО для массового пользователя, но требует от сотрудников милиции специализированных знаний для выявления и пресечения такого рода преступлений.
В то же время ответы на вопрос: “Кто из компьютерных пиратов приносит вашему бизнесу наибольший вред?” — распределились следующим образом: “черные внедренцы” (64% респондентов), “распространители контрафактной программной продукции через Интернет” (13%), “черные предустановщики” (12%), “лоточники” (10%), “пользователи, переписывающие программы друг у друга” (1%). То есть позиции “черных внедренцев” еще достаточно сильны. Особенно в небольших городах, где почти все жители являются если не родственниками, то хорошими знакомыми. Ведь еще ревнитель традиций Павел Фамусов из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” говорил: “Ну как не порадеть родному человечку”. Правда, при этом речь шла не о “черных внедрениях”, а о правительственных наградах и “теплых местечках”.
На пиратов сеть бежит!
К радости собравшихся, один из представителей Управления “К” МВД РФ объявил о том, что в ближайшее время начнется общефедеральная операция “Чистая сеть”, направленная на выявление и обезвреживание сайтов, способствующих распространению контрафактной программной продукции не только через Всемирную паутину, но и через так называемые домашние сети. Другой представитель Управления “К” призывал “ловить” этой сетью не только владельцев пиратских сайтов, но и хостинговые компании, приютившие данные пиратские Web-ресурсы. Однако осуществлению этого замысла пока препятствует несовершенство нашего законодательства, которое не обязывает “хостеров” следить за тем, как на практике используется интернет-пространство, сдаваемое ими в “аренду”.
Вообще говоря, анонимность Интернета начинает досаждать добропорядочным жителям Сети всё в большей степени. Об этой проблеме уже давно говорит Евгений Касперский и предрекает появление “вандалоустойчивого” Интернета-2, где возможность появления анонимных пользователей, рассылающих спам и различные вредоносные коды, будет сведена к минимуму.
Еще одну темную сторону анонимности Интернета отмечает директор НП ППП Дмитрий Соколов: “Во многих интернет-изданиях порой совершенно невозможно отличить правду от вымысла. И невозможно понять, кто именно и с какой тайной целью написал и опубликовал тот или иной материал”. Ну что тут можно сказать? Разве что посоветовать: “Читайте лишь издания с хорошей репутацией!”.
Однако вернемся к собранию членов НП ППП. Заместитель директора некоммерческого партнерства Анна Лавринова сообщила, что по жалобам его членов и при содействии Управления “К” в нынешнем году уже приостановлена деятельность примерно ста пиратских информационных ресурсов, причем более двух третей из них относятся к категории так называемых “домашних сетей”. Желающие сообщить о пиратских сайтах могут посылать письма по адресу: k@1c.ru. По этому же адресу принимаются жалобы на произвол со стороны “черных внедренцев”.
Существенным вкладом партнерства в борьбу с нарушением авторских прав разработчиков ПО стал выпуск тринадцатого издания методики НП ППП “Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы” (объем — 280 страниц, тираж — 1500 экземпляров) и очередного (по состоянию на IV кв. 2007 г.) издания “Справочника цен на программное обеспечение” (он насчитывает 76 страниц и предназначен для помощи работникам правоохранительных органов и экспертных учреждений в работе по определению стоимости программных продуктов).
Собрание показало, что членам НП ППП мешают нормально жить и работать не только пираты, но и не в меру активные члены правоохранительных органов, без особых раздумий арестовывающие корпоративные серверы и рабочие станции по подозрению в том, что на них используется нелегальное ПО. Нередко это происходит даже в том случае, если с корпоративными лицензиями у владельцев компаний всё в порядке. Ситуация обусловлена тем, что схемы корпоративного лицензирования зачастую настолько сложны, что разобраться в них под силу только специально сертифицированным специалистам. При этом стать специалистом-универсалом в данной области практически невозможно: ведь двух вендоров ПО с абсолютно одинаковыми схемами корпоративного лицензирования в природе не существует. Поэтому, если накал борьбы с компьютерным пиратством в нашей стране не уменьшится, можно смело прогнозировать расцвет консалтинговых компаний, в портфеле предложений которых есть пакет по аудиту корпоративного ПО на предмет его лицензионной чистоты. Ведь бесплатно такой аудит никто проводить не станет.
* Репортажи с некоторых предыдущих собраний НП ППП опубликованы в PC Week/RE, № 39/2004, с. 49; № 9/2005, с. 10, № 37/2006, с. 12, и № 9/2007, с. 2.