Приобретение год назад компании Mercury Interactive не только существенно (почти в два раза) расширило объем софтверного бизнеса HP, но и привело к серьезному пересмотру всей структуры портфеля программных решений корпорации. Конечно, речь не идет о появлении за это время каких-то новых средств. Однако тут важнее как раз сама “перегруппировка софтверных сил” компании, которая отражает важное изменение стратегических целей HP Software: если ранее семейство OpenView было ориентировано в основном на повышение эффективности использования существующий ИТ-инфраструктуры предприятия, то теперь объединенный программный комплекс HP направлен на возможности управления стратегией развития этой инфраструктуры и ее оптимизацией в ходе внедрения и эксплуатации ИТ. Эта коррекция курса компании нашла отражение в новой стратегии НР Business Technology Optimization (оптимизация ИТ для бизнес-процессов, BTO), представленной теперь в виде модели взаимосвязи стратегических и функциональных инициатив ИТ для бизнеса (см. рисунок).
Мы уже отмечали, что хотя по объему бизнеса приобретенное ПО Mercury уступает HP OpenView, идеологическую основу нового программного комплекса составляет именно подход Mercury: именно оттуда пришел и сам термин BTO и новый подход комплектации ПО в форме набора центров оптимизации Optimization Center (центра оптимизации). В этой ситуации неудивительно, что “новички” HP Software пользовались особым интересом на прошедшей недавно в Москве конференции “Программные миры HP” (см. PC Week/RE № 36/2007, с. 1).
Как известно, Mercury изначально, с момента своего создания почти 20 лет назад, фокусировалась на разработке ПО для управления портфелями проектов и предложений, поддержки качества и производительности, управления уровнями предоставляемых бизнес-услуг и управлений изменениями приложений. Для определения сферы своей деятельности компания придумала свое определение нового направления корпоративных ИТ — Business Technology Optimization, нацеленного на тесную увязку используемых заказчиками технических решений с задачами основного бизнеса предприятий. С технологической точки зрения, BTO лежит на стыке проблем управления ИТ-ресурсами и управления жизненным циклом приложений.
В состав нового комплекса ПО HP для решения задач BTO вошли четыре пакета Mercury: Project & Portfolio Management Center, Performance Center, Quality Center и Business Availability Center.
Программный комплекс Project & Portfolio Management Center (PPMC, ранее назывался Merсury IT Governance Center) реализует высокоуровневый набор функций, используемых CIO и руководителями ИТ-подразделений для управления в реальном времени сотрудниками, проектами (в том числе отданными на аутсорсинг) и процессами в режиме “ИТ-служба как бизнес-подразделение”. Технологически PPMC включает ряд самостоятельных, но интегрированных между собой компонентов:
- PPM Dashboard позволяет в реальном времени принимать решения, связанные с управлением приоритетами, процессами и сотрудниками ИТ-службы, предоставляя руководству информацию о тенденциях, состоянии и результатах деятельности ИТ-службы, группируя ее по ролям и указывая на отклонения от нормы;
- Demand Management обеспечивает полный цикл управления ИТ, включая отслеживание всех запросов, поступающих в ИТ-службу, консолидацию сведений по стратегическим проектам и текущей деятельности, установку приоритетов работ и контроль заданного уровня обслуживания;
- Portfolio Management предназачен для управления портфелем ИТ-проектов: их оценки, расстановки приоритетов, нахождения баланса между ними и др. С его помощью можно проводить вероятностный анализ различных сценариев принятия решений;
- Program Management поддерживает управление программами (от формулирования концепции до выполнения), предоставляя возможность совместной работы. Этот модуль позволяет представить в электронной форме процессы управления масштабами, рисками, качеством, процессами и планами проектов. Данный компонент в свою очередь включает следующие модули: Project Management (поддержка взаимодействия при работе как над повторяющимися работами, так и над разовыми проектами), Financial Management (управление портфелем ИТ-проектов с точки зрения их финансового обеспечения) и Resource Management (управление ресурсами в рамках проекта);
- Change Management позволяет планировать, объединять, выпускать и устанавливать изменения для эксплуатируемых приложений (Oracle, PeopleSoft, SAP, Siebel, ПО собственной разработки, унаследованное ПО, и т. д.), реализованных с использованием различных сред ((Java, .NET, C, COBOL, и т. д.) на разных платформах (мэйнфреймы, UNIX, Windows, Linux, и т. п.);
- Time Management нацелен на оптимизацию планирования работ отдельных сотрудников;
- PPM Foundation выполняет управление PPMC в целом, предоставляя интегрированную архитектуру обработки транзакций в рамках взаимодействие всех приложений пакета.
Quality Center и Performance Center — два продукта категории Application Delivery (доставка приложений), которые используются разработчиками и тестировщиками для функционального и нагрузочного тестирования и настройки бизнес-приложений до и после их развертывания на предприятии.
Performance Center нацелен на оптимизацию производительности информационных систем, он включает интегрированный набор компонентов (LoadRunner, Diagnostics и Capacity Planning) для автоматизированного нагрузочного тестирования, отладки и диагностики приложений и планирования аппаратных ресурсов. Применение этих средств позволяет избежать рисков при внедрении важных систем, предоставляя точные прогнозы их производительности до ввода в эксплуатацию. С помощью данного пакета можно заранее определить узкие места и обеспечить высокую доступность приложений. Кроме того, это решение помогает оптимизировать расходы на инфраструктуру и обеспечивает использование стандартных методик на всем предприятии.
Quality Center — интегрированная система с Web-интерфейсом, которая призвана обеспечить важнейшие требования системы качества при разработке и внедрении приложений и сложных программных комплексов. Она включает следующий набор компонентов:
- TestDirector обеспечивает последовательный, повторяемый процесс и организацию работ по сбору требований, планированию тестов, составлению расписания их проведения, а также анализу полученных результатов и управлению дефектами;
- Functional Testing — средства автоматизации функционального тестирования, предназначенные для записи, проверки и воспроизведения сценариев взаимодействия пользователя с интерфейсом приложения для обнаружения дефектов;
- QuickTest Professional — индустриальное решение для автоматизации функционального и регрессионного тестирования основных распространенных типов приложений и рабочих сред. С ним могут работать как технические специалисты, так и продвинутые пользователи. В нем используется технология тестирования Keyword-driven (тестирование по контрольным словам);
- WinRunner — инструмент, аналогичный по своим задачам QuickTest Professional, но ориентированный больше на квалифицированных тестировщиков и на работу с различными популярными средами разработки ПО;
- Business Process Testing — логическое развитие идеи “Keyword-driven”-тестирования. Данное средство позволяет бизнес-аналитикам, не знакомым с технологией написания тестовых скриптов, создавать автоматизированные тесты бизнес-процессов и проводить функциональное тестирование приложений;
- Business Process Testing основывается на концепции использования так называемых “бизнес-компонентов”, представляющих собой шаги бизнес-процесса приложения. С помощью этого средства аналитик может собирать из них сколь угодно сложные бизнес-процессы и тестировать их на соответствие функциональным требованиям без помощи специалистов-тестировщиков. Это позволяет начинать тестирование на самых ранних этапах разработки и внедрения приложений.
Business Availability Center — решение класса Application Management (управление приложениями), применяемое специалистами групп поддержки для оптимизации производительности и доступности работающих приложений и обеспечения проактивного подхода к решению проблем. Оно позволяет управлять производительностью деловых приложений с точки зрения бизнес-процессов. Анализ производительности “сверху-вниз” объединяет три объекта: бизнес, пользователя системы и программно-аппаратную инфраструктуру. Такой подход позволяет заранее определять возможные проблемы с производительностью, обеспечивать непрерывную работу приложений в соответствии с требованиями к уровню обслуживания и приоритетами бизнеса, а также количественно выразить влияние простоя приложений на деятельность компании. Пакет также состоит из ряда компонентов:
- End User Management осуществляет в реальном времени проактивный мониторинг доступности приложений с точки зрения конечного пользователя, позволяя обнаруживать проблемы до того, как клиенты или сотрудники компании столкнутся с ними. Он позволяет моделировать пользовательские транзакции, поддерживая более 50 протоколов взаимодействия с приложениями — от Web до внутренних протоколов крупных бизнес-систем, таких как Siebel, SAP, PeopleSoft, Oracle, Citrix и др.;
- Service Level Management обеспечивает контроль соответствия реального уровня сервиса бизнес-задачам компании с учетом требований к доступности и производительности приложений;
- System Availability Management — система мониторинга ИТ-инфраструктуры, интегрированная с более чем 60 ведущими системами управления сетью, системами и мейнфреймами (включая BMC Patrol, Tivoli, CA UniCenter, HP OpenView, Concord, Micromuse, NetIQ, Candle и ASG);
- Application Mapping дает наглядное представление сложных, динамичных взаимозависимостей между приложениями и обслуживающей их инфраструктурой. Это приложение сканирует сеть, находит в ней известные ему устройства, группирует их по приложениям и создает своеобразную “карту” всех систем. Затем оно регулярно проверяет все взаимосвязи, обнаруживает новые устройства и приложения, позволяет быстро оценивать влияние потенциальных изменений, уменьшая стоимость и риски, связанные как с внедрением новых сервисов, так и с изменениями в уже существующих;
- Application Management Analytics — средство формирования аналитических отчетов по всему комплексу задач управления приложениями.