О системах дистанционного обучения (СДО) PC Week/RE рассказывал неоднократно. См., например, “Дистанционные сюжеты” (№ 32/2003, с. 20, и № 33/2003, с. 33), “е-Learning: этапы большого пути” ( № 32/2006, с. 23) и др. Эксперты, которых мы привлекли к подготовке данного обзора, высказывают единодушное мнение о том, что рынок услуг дистанционного обучения активно развивается. “По нашим оценкам, он растет на 25-30% ежегодно, — говорит Олег Пинский. — Причем если раньше рост был определен модой на современные решения, то сейчас он обусловлен реальным спросом со стороны государственных структур, корпораций и частных лиц”.
Вместе с тем, отмечает Тамара Рыжикова, на российском рынке образовательных услуг недостаточно дистанционных программ, соответствующих отечественным и мировым стандартам качества образования и гарантирующих слушателю системный подход к обучению. Схожего мнения придерживается и Игорь Морозов: “Нельзя сказать, что рынок дистанционного обучения уже сформирован. Корпоративные заказчики, как правило, используют технологии ДО не для создания полномасштабных обучающих систем, таких, например, как порталы корпоративного университета, а для решения специфических задач проектного характера: создания курсов для обучения сотрудников по той или иной тематике. Такие и подобные им решения пользуются наибольшим спросом, и все они имеют несколько общих черт — их нужно внедрить в кратчайшие сроки с минимальным бюджетом. Но основной плюс системы ДО как раз и состоит в том, что она легко встраивается в другие электронные системы компании, в состоянии отслеживать историю обучения сотрудников от приема в компанию до ухода из нее. Для того чтобы СДО было под силу решать масштабные задачи, она должна быть создана не под конкретный проект, а с учетом стратегических целей компании”.
В данном обзоре мы обсудим новую концепцию дистанционного получения знаний “Обучение 2.0” (eLearning 2.0), которая зарождается в рамках Web 2.0. Но почему потребность в “Обучении 2.0” возникает именно сегодня, и связана ли она только с технологиями Web 2.0?
Новые образовательные перспективы
Известно, что обучение наиболее эффективно тогда, когда люди пересказывают тот материал, который они изучили, описывают процесс учебы, рефлексируют по поводу собственной деятельности. Преподаватели корпоративных тренингов знают, что недостаточно лишь сообщить человеку некоторую информацию — надо, чтобы он за короткий срок и желательно без отрыва от рабочего места получил конкретный полезный навык; при этом нужно учитывать индивидуальные способности каждого занимающегося. Практика показывает, что лучше всего люди обучаются, либо участвуя в совместной деятельности, либо занимаясь самостоятельно с помощью интерактивных тренажеров. Наименьший эффект дает традиционная схема пассивной передачи (диктовки) учащимся сведений из книг.
Эксперты в области образования в ходе специального опроса CNN выделили следующие отличительные моменты будущего школьного обучения в ХХ веке: процесс образования будет основан на сотрудничестве учителей и учеников, которые будут получать все больше знаний об окружающем мире и станут мыслить гораздо шире, чем их родители, — междисциплинарно. Они научатся самостоятельно докапываться до новых источников информации и развивать не только коэффициент интеллектуального развития, IQ, но и коэффициент эмоционального развития -- EQ, оценивающий умение сопереживать другим людям. В сфере образования сегодня открываются новые перспективы, связанные с переносом традиционных схем ДО на платформу Web 2.0. Впрочем, и до ее появления дистанционное обучение, несмотря на сохраняющееся к нему скептическое отношение в обществе, часто дает лучший эффект, нежели обычное, очное. Как показывает практика, люди с большим удовольствием занимаются по индивидуальным схемам, а качество приобретенных таким образом знаний подчас не хуже, чем в самых престижных вузах. Но в ДО ведущую роль, конечно, играет мотивация самого студента, потому что усилий в таком процессе надо прикладывать больше. “Известна проблема самоорганизации сотрудников, — говорит Елена Чиннова. -- Человеку, привыкшему к стандартному процессу обучения, постоянному контролю со стороны преподавателей, достаточно сложно заставлять себя самоорганизовываться”.
Но современную молодежь трудности не страшат. Сегодня практически все американские и европейские университеты предлагают дистанционное образование, да и большинство российских государственных институтов и половина частных учебных структур развивают услуги онлайновых курсов. Так, в США ежегодно около 2 млн. студентов получают высшее образование в онлайновом режиме, и это число продолжает расти, причем нацеленность на дистанционное образование считается в большинстве американских вузов стратегической. Положительны и оценки преподавателей — чуть больше половины из них считают, что эффект от ДО как минимум не ниже чем от традиционного способа обучения.
Дистанционные технологии охватывают практически весь спектр образовательных потребностей. На одном его полюсе — быстрое обучение большого числа людей базовым профессиональным навыкам, что практикуют почти все крупнейшие производители программного и аппаратного обеспечения. Например, известные сертификационные программы ИТ-корпораций затрагивают миллионы человек, и предоставить всем желающим реальную возможность подготовки к сертификации можно, пожалуй, только с помощью типовых компьютерных курсов. Недаром коэффициент возврата инвестиций от внедрения системы дистанционного обучения сотрудников и партнеров в Cisco составляет 900%! На другом полюсе — выработка более сложных профессиональных навыков, обучение детальному взаимодействию с конкретными системами, повышение квалификации ведущих сотрудников. Такие задачи эффективнее всего решать в форме деловых игр, приближенных к конкретным рабочим ситуациям.
Рынок э-обучения в мире стабильно растет — в среднем на 10--20% в год в зависимости от страны. По оценкам фирмы Cortona Consulting, к концу десятилетия во всём мире он составит 50 млрд. долл., а по мнению Национального института стандартов и технологий США, эта сумма Америкой достигнута уже сегодня. В Европе доля онлайновых решений, согласно IDC, достигает уже трети на рынке обучения. Половина всех турецких студентов получает образование дистанционно, рубеж в миллион занимающихся достигнут в Индийском университете им. Индиры Ганди, а Совет по дистанционному обучению при Министерстве образования РФ объединяет уже десятки вузов. При этом российской учебной структуре не требуется специальное разрешение этого министерства на организацию дистанционной формы обучения, хотя качество и полнота курсов всё равно подлежат государственной проверке. В перспективе возможна и сдача ЕГЭ в дистанционном режиме через Интернет — учителя в ходе экзамена будут лишь контролировать корректность авторизации школьников на рабочих местах. “С развитием каналов передачи информации ДО всё чаще будет использоваться не только на предприятиях и в организациях, но и студентами вузов, частными лицами”, — отмечает Игорь Морозов.
Довести действующую СДО до каждого рабочего места намерен Сбербанк РФ, а в рамках проекта ГАС “Выборы” в 2006 г. объем ДО составил 10 тыс. человеко-курсов, при этом 90% учащихся позитивно отозвались о полученном эффекте. По одной из крупнейших государственных СДО при МВД РФ, сданной в эксплуатацию в 2007 г., будут ежегодно заниматься 120--180 тыс. сотрудников, проходящих переподготовку. Эта система объединяет центральную службу и 22 региональных вуза. Всего же в мире каждый год около 100 млн. человек пользуются услугами э-обучения.
“Провайдерами ДО сегодня охвачены практически все сферы деятельности человека, начиная от дистанционного обучения парикмахеров, туроператоров, риэлторов, медработников и заканчивая различными программами по МВА. Всё чаще встречаются анонсы социальных программ: в школах внедряется ДО для детей с физическими недостатками. Например, в Российском онкологическом научном центре им. Н. Н. Блохина была запущена специальная образовательная программа дистанционного обучения “Интернет-школа для детей с онкогематологическими заболеваниями”. Во многих областях нашей страны идут работы по формированию информационной среды профессионального образования на базе дистанционных технологий”, — отметила Елена Чиннова.
Причина роста популярности ДО и активная государственная поддержка этого способа образования понятны. Новые технологии позволяют за короткий срок и при относительно небольших затратах подготовить достаточно квалифицированные кадры, причем нередко без отрыва от производства. Современное ДО имеет преимущество перед традиционными формами и по ценам: оно весьма эффективно, экономит время, отсутствуют траты на материальные учебные материалы, нет расходов на содержание классов и т. д. Особенно высокий эффект СДО приносят при обучении больших аудиторий, так как легко масштабируются, а эксплуатационные расходы при увеличении числа пользователей растут довольно-таки медленно. “Системы ДО позволили минимум на 30% сократить время на подготовку специалистов, экономия на транспортных расходах в среднем составила не менее 80%, а слушатели онлайновых курсов на 56% лучше усваивали материал по сравнению с теми, кто обучался на традиционных курсах”, — приводит конкретные цифры Олег Пинский.
Качественное образование посредством дистанционных механизмов становится доступным в любой точке страны, и если классическая заочная форма имеет естественные ограничения по выразительности и интерактивности учебных материалов и охвату аудитории, то современные СДО лишены подобных недостатков. Кроме того, немалое число ведущих вузов сосредоточено в крупных городах, и дистанционный доступ к их ресурсам и научной базе из глубинки представляется позитивным фактором. Однако положительные моменты всех форм ДО смогут успешно и полноценно воплотиться в жизнь лишь при определенных условиях. Эксперты по передовым учебным технологиям сформулировали подробный список необходимых организационных и технических условий, который неформально определяет концепцию ”Обучения 2.0”. Сегодня есть множество образовательных сайтов, где доступны всевозможные материалы для самоподготовки, однако люди пользуются ими весьма неохотно —зачастую потому, что эти материалы выполнены в скучноватой классической форме школьных учебников (набор текстовых уроков и заданий с небольшим числом картинок). Преодолеть этот недостаток и призвано “Обучение 2.0”, которое охватит множество социальных слоев — от школьников и студентов до ведущих специалистов, менеджеров и чиновников.
Что такое “Обучение 2.0”?
Концепция “Обучения 2.0” неразрывно связана с ДО. Под последним понимают самые разные формы передачи знаний: от высылки учебных курсов по обычной почте или их электронного аналога (набора текстов) по э-почте до видео- и телевизионных курсов, всех видов взаимодействия через Интернет, мобильных уроков и компьютерных обучающих программ, работа с которыми происходит индивидуально или при минимальной помощи инструктора. Немаловажно, что во многих случаях учебный процесс в рамках “Обучения 2.0” будет напоминать реальную деятельность на рабочем месте. Только он заметно ускорится и дополнится интеллектуальными подсказками, средствами анализа и помощи в приобретении нужных навыков и повышении производительности труда. Ресурсы “Обучения 2.0” будут представлять собой не механический набор объектов, а превратятся в сеть знаний, по аналогии с Интернетом, системами водо- и электроснабжения, ресурсы которых доступны повсеместно и в любое время. При этом СДО начнут активнее учитывать индивидуальные интересы, способности и нужды конкретного ученика. “Обучение 2.0” станет иммерсивным — реализующим эффект присутствия человека в изучаемой среде. Сам процесс познания будет выдержан в свободной игровой форме, моделирующей конкретные ситуации реального мира.
Классический способ поиска нужной информации подразумевает отбор сведений на основе сопровождающих ее дескрипторов и метаописаний. В системах “Обучения 2.0” знания станут распространяться в основном по рекомендациям пользователей -- они будут выставлять материалам “оценки”, дополнять их, комментировать их полезность и актуальность. А сам процесс поиска будет базироваться на алгоритмах выявления шаблонов и нахождения “похожих” данных. При этом сами обучающие материалы физически будут выполнены как распределенные наборы учебных компонентов. Такое сетевое знание представляет собой набор связанных друг с другом “узлов” контента, которые легко создаются и редактируются, удобны для восприятия и допускают совместное изучение и обсуждение. Занимающиеся будут сами создавать существенную часть подобного контента в пиринговых сетях и блогах, объединяя сведения из разных источников с помощью открытых механизмов управления, взаимодействия и поиска. Так, по крайней мере, полагает канадец Стефан Доунес, автор концепции e
Learning 2.0, провозгласивший лозунг “Знание — это сеть”. Его определение дополняет английский журнал eLearn Magazine, отмечая, что “Обучение 2.0” основывается на принципах “Делай это сам” и “Информация как инструкция”.
Стефана Доунеса поддерживает Олег Пинский: “Использование в обучении технологий Web 2.0 (блоги, подкастинг, социальные сети) позволяет ему стать более персонализированным, социально ориентированным, гибким, актуальным, а значит, и более полезным. Зачем ехать в другой город или страну, чтобы выступить с речью для ста человек? Намного проще опубликовать ее в своем блоге, где десятки тысяч людей из разных уголков мира прочтут эту речь и дадут свои комментарии. И это всё сохранится, а не канет в Лету подобно кулуарным разговорам”.
Характеристики “Обучения 2.0”
В общем случае в платформе “Обучения 2.0” объединятся сразу несколько технологий: собственно средства поддержки учебного процесса, механизмы коллективного взаимодействия и системы управления знаниями.
Перечислим основные характеристики “Обучения 2.0”.
- Организационные особенности:
- обучение на рабочих местах, существенно сокращающее финансовые и временные расходы, связанные с отвлечением сотрудников от основной деятельности;
- развитые механизмы поддержки творчества и личной инициативы, ориентация на “самоделкиных”;
- повсеместная и круглосуточная доступность услуг э-обучения в сочетании с их высоким качеством, поддержка в СДО мобильных платформ. “Получать высокопрофессиональный качественный обучающий контент можно будет и в транспорте, и в кафе, и на пикнике, и по старинке в библиотеке, только уже в цифровом формате”, — полагает Елена Чиннова;
- встраивание СДО в организационную структуру предприятия;
- государственная поддержка — технологии “Обучения 2.0” будут доступны учащимся во всех школах и институтах;
- создание и внедрение игровых решений, деловых игр;
- использование интерактивных онлайновых видеоконференций, включая дистанционный доступ к сложному лабораторному оборудованию;
- массовое развитие видеоуроков и других видео- и анимационных форм представления обучающих материалов;
- перенос учебных курсов в трехмерные виртуальные миры, где в дополнение к обычным механизмам взаимодействия с другими людьми и окружающими объектами добавляются “фантастические” игровые средства, резко повышающие наглядность обучения. Одновременно продолжится совершенствование классической, текстово-графической формы э-обучения, которая будет переориентирована на нужды регионов со слаборазвитой ИТ-инфраструктурой;
- виртуальные университеты — ресурсы учебного заведения для ДО, развернутые в Интернете и внутренней корпоративной сети;
- интегрированная среда обучения, объединяющая множество тем, схожих с изучаемой. Например, в любой момент можно отступить в сторону (перейти по гиперссылке), чтобы познакомиться с понятием или определением из смежной области;
- интеграция корпоративных учебных ресурсов с контентом, наработанным партнерами и клиентами.
- Технические особенности:
- “Обучение 2.0” базируется на технологиях Web 2.0, соответствующих средствах создания контента и доступа к нему (блоги, wiki-справочники, интерактивные трехмерные миры и др.). Однако особенностью систем “Обучения 2.0”, отличающих их от типовых решений Web 2.0, считаются развитые механизмы контроля доступа к содержимому и анализа его усвоения. Это особо отмечает Тамара Рыжикова: "Непременным условием развития данных технологий является построение эффективной системы контроля над уровнем знаний слушателей и ее дальнейшее совершенствование. Для бизнес-школы приоритетными являются: эффективность системы контроля знаний; качество дистанционно предоставляемого учебного и практического материала; возможность максимально увеличить контакт авторов курсов и слушателей. Данное сочетание позволяет обеспечить системный подход к обучению”;
- использование открытых и свободно распространяемых программных решений;
- модульное формирование учебных курсов из компонентов, физически расположенных на множестве сетевых ресурсов, и развитие рынка обучающих модулей;
- метамиры, объединяющие ресурсы нескольких виртуальных миров;
- сайты-агрегаторы (mash-ups), стыкующие контент из разных источников, который доступен в открытых форматах или через сервисные интерфейсы;
- открытые технологии объединения контента наподобие RSS и ATOM;
- интеллектуальные документы, хранящие описание смысла своего содержимого и упрощающие поиск нужных тем;
- микроформаты — промежуточный способ описания контента, разработанный в преддверии “тяжёлых” технологий семантического веба. Поддержка микроформатов обещана в браузерах Internet Explorer 8 и Firefox 3. С помощью микроформатов уже сегодня можно включать в веб-ресурсы описание смысла содержимого на базе тегов HTML.
В частности, по мнению Данила Динциса, “преподаватель и ученик могут обмениваться обычными сообщениями (через э-почту или конференцию), а могут установить виртуальный контакт с использованием Skype, Windows Live и т. д. Важна и возможность корректировки преподавателем лабораторных работ, выполняемых на удаленных серверах — всегда есть возможность отследить, что сделал слушатель, каких успехов достиг, а в чем возникли проблемы. Современные технологии позволяют также проводить “смешанное” обучение, когда преподаватель и ученики находятся каждый за своим компьютером. Занятие ведется с использованием веб-камер и иных способов обеспечения аудио- и визуального контакта. Людям не придется тратить время на дорогу к учебным центрам. В одной группе смогут собираться и обмениваться опытом люди из разных регионов и стран”.
Особо отметим такую отличительную черту “Обучения 2.0”, как стремление к использованию не только открытых решений, но и бесплатного контента. Пока учебные центры делают акцент на платном содержимом курсов, однако в будущем, полагают сторонники Web 2.0, обучающая информация будет распространяться свободно, а бюджеты подобных социально значимых проектов станут формироваться за счет государства, спонсоров и энтузиастов. Но главную роль в подготовке учебных материалов сыграют сами занимающиеся.
Платформа “Обучения 2.0” будет полностью настраиваемой — человек сам формирует персональную среду обучения и наиболее подходящие ему учебные ресурсы. В такой среде объединится множество технологий и инструментов: социальные сети, э-почта, средства упрощенной авторизации на различных веб-ресурсах, интеграторы RSS, wiki-справочники, подкасты, календари, планировщики и списки дел, системы поиска в Сети и локальных ресурсах, несложные программы создания графических демонстрационных роликов и интерактивных презентаций, приложения для управления закладками, блоги личного обучения (как инструмент рефлексии) и т. д. Специальных знаний от пользователя не потребуется, однако желательны навыки работы с языками разметки XML и DHTML и флеш-технологией.
Проблемы современных СДО
К технологическим недостаткам “Обучения 2.0” относят прежде всего повышенные требования к сетевому трафику и полосе пропускания, да и к ресурсам самого компьютера — если, например, используются продвинутые технологии трехмерных миров. “Основная проблема ДО — пользователю практически негде опробовать приобретаемые навыки, — отмечает Данил Динцис (в этом с ним солидарны и другие эксперты). — На работе нельзя, в домашних условиях не всегда возможно из-за требований к оборудованию. Ведь многие средства ДО требуют высокоскоростных каналов связи”.
Достаточно трудоемко создание и обновление самих компьютерных учебных курсов, что, впрочем, компенсируется отсутствием расходов на их копирование и распространение. Стоимость разработки контента для eLearning достаточно высока, отмечает Олег Пинский, однако при большой численности учащихся стоимость э-обучения в пересчете на одного сотрудника в десятки раз меньше, чем обучения традиционного. Коллегу дополняет Елена Чиннова: “На мой взгляд, технические проблемы, связанные с маленькими скоростями передачи информации по сетям, уходят в прошлое. А вот проблема разработки качественного контента еще довольно актуальна и является определенным препятствием на пути развития ДО в России. Для получения правильного учебного контента недостаточно простого перевода существующих бумажных учебников в электронный вид. Немаловажной проблемой также является оценка качества электронного курса”.
Особое внимание придется уделять компьютерной безопасности, защите СДО от хакеров и соблюдению авторских прав. Коррупция в учебных заведениях при переходе на СДО вряд ли снизится, однако она примет иные формы. Появятся новые способы обмана преподавателей — ведь однозначно идентифицировать личность ученика в СДО весьма трудно. По этой причине схемы ДО сохранят форму, характерную для всего заочного образования — личное присутствие на контрольных сессиях и выпускных экзаменах. Впрочем, постепенно разовьются промежуточные подходы на базе видеоконференций. По словам Олега Пинского, проблема с идентификацией слушателей решается с помощью видеокамеры или идентификации по отпечаткам пальцев. Если такая система представляется дорогой, возможны более простые, организационные способы решения: например, слушатели получают доступ к СДО только со своего рабочего места или проходят персональную авторизацию в учебном классе.
В то же время не следует забывать, что “Обучение 2.0” — это все-таки технологии, говорит Данил Динцис и добавляет: “В обучении в первую очередь важны методика построения курса и методика преподавания. И отношение к eLearning 2.0 — именно как к технологии, которая дает возможность построения интерактивного обучения, обучения в процессе игры и т. п. Если подойти грамотно с методической точки зрения, то использование eLearning 2.0 может облегчить восприятие сложного материала, особенно в школах, вузах и на управленческих курсах”. Солидарна и ним и Тамара Рыжикова: “В большинстве случаев современные технологии дистанционного образования — это учебник с чистыми страницами. Поэтому для нашей бизнес-школы приоритетное значение имеют не электронные технологии, а качество, новизна и практическая значимость материала, которым наполняются “чистые страницы” технологий ДО”.
Играют свою роль и организационные проблемы.
- “В первую очередь организационные проблемы связаны с человеческим фактором, причем как на этапе внедрения корпоративной системы, так и на этапе самого обучения. На этапе внедрения подчас трудно найти выделенных людей со стороны заказчика, в чьи задачи входит взаимодействие с компанией-исполнителем. Обычно дополнительные функции возлагаются на специалиста, который уже достаточно загружен по основному виду деятельности” (Е. Чиннова);
- “Организационные трудности чаще всего обусловлены общим уровнем бизнес-процессов в организациях. Из-за них приходится сталкиваться, например, с такой проблемой, как отсутствие единого менеджера заказчика, который управлял бы всем проектом в целом. Обычно СДО внедряются в бизнес-единицах компании, расположенных на дальних расстояниях друг от друга, и в каждой из них назначаются менеджеры, отвечающие только за организацию на местах. И хотя по срокам обучение должно проходить одновременно, в одном регионе оно может пройти, в другом — только начаться, в третьем вообще группу не могут собрать” (И. Морозов);
- “Несмотря на заметный прогресс в области технологических решений, мы наблюдаем сильное методологическое отставание разработок, соответствующих концепции eLearning. Сейчас в основном переводят устаревшие по своему формату лекции в электронный вид с добавлением тестовых вопросов. А качественных интерактивных учебных курсов практически нет, за исключением единичных разработок зарубежных компаний. Это будет уже следующий этап развития рынка eLearning в России” (О. Пинский);
- “В целом рынок ДО ограничивается низким уровнем доверия потенциальных слушателей к качеству дистанционных программ. Нет достаточно эффективной системы контроля уровня знаний, учащихся смущает общение с тьютором, а не с непосредственным автором курса, а также разрозненность курсов (даже очень высокого качества), которые не представляют систематизированного и качественного образовательного продукта” (Т. Рыжикова).
Стандартизация э-обучения
Э-обучению со стандартами повезло. В отличие от большинства других ИТ-сфер, где существует множество плохо совместимых друг с другом спецификаций, в современном ДО массово применяются фактически два основных стандарта — Sharable Content Object Reference Model (SCORM) и IMS Instructional Management Systems (IMS), разработанный в 1990-х гг. в США для представления обучающего материала в э-виде. Другие спецификации пользуются значительно меньшей популярностью.
SCORM — пожалуй, наиболее развитый и распространенный стандарт для СДО. Он задает способ распространения учебных сведений в формате XML, подразумевая представление любых обучающих материалов в виде компонентов — отчуждаемых от исходной темы “кусочков” знаний, которые можно встраивать в разные курсы. Он также определяет особенности функционирования среды поддержки и приемы навигации и управления контентом.
История SCORM такова. В середине 1990-х гг. федеральные структуры США всерьёз озаботились проблемой обучения сотрудников. Чиновникам не давала покоя разница в эффективности группового и индивидуального видов обучения — ведь при персональной работе с преподавателем учащийся “обрабатывает” в сотни раз больше вопросов, нежели когда он находится в составе группы. Поэтому была запущена инициатива Advanced Distributed Learning, в рамках которой и был выработан SCORM. Сегодня эта открытая спецификация столь популярна, что, например, в 2004 г. МО США решило готовить все свои обучающие материалы только в данном стандарте.
Еще одна популярная спецификация AICC, первоначально разработанная для ДО в авиационной индустрии, сегодня тесно совместима со SCORM (как, впрочем, и с IMS). Отметим также спецификацию eLML, предназначенную для создания э-уроков в формате XML и реализованную в виде общедоступного ПО в исходных текстах.
Немаловажно, что эти стандарты популярны и в России.
- “Наша система поддерживает современный стандарт SCORM, который предусматривает обмен учебными материалами в формате XML, что делает её совместимой с решениями других независимых разработчиков” (Е. Чиннова);
- “Предлагаемые нами системные решения и разрабатываемые курсы соответствуют международным стандартам — SCORM, AICC, IMS” (О. Пинский);
- “Курсы создаются с учетом международных стандартов SCORM и ICC, это сделано для того, чтобы они не были строго привязанными к тому или иному технологическому решению, а являлись универсальны и могли быть использованы в различных СДО или системах доставки этого обучения” (И. Морозов);
- “Мы полностью поддерживаем стандарты IMS, а следующий шаг — полная совместимость со SCORM”, — говорит Данил Динцис. При этом он относит к издержкам роста развивающегося отечественного рынка ДО слабое следование стандартам: “Многие разработчики программного обеспечения и курсов, декларируя поддержку международных стандартов IMS, SCORM и других, на практике реализуют только часть из требований. А это приводит к проблемам совместимости”.
Тренды
“Обучение 2.0” зародилось как одно из приложений концепции Web 2.0. Эксперты ведущих образовательных изданий и порталов э-обучения ведут сегодня активное обсуждение новой модели, массовое распространение которой начнется, как ожидается, в 2008 г. В июне на Тайване прошла первая международная конференция по открытым СДО и э-обучению -- ICOE 2007. На ней были представлены оценки японского Номурского исследовательского института, согласно которым через пару лет в широком доступе появятся версии Web 2.0-сервисов для мобильных платформ. Их возникновение связано с внедрением технологий связи поколения Super 3D и началом развития 4G-сетей. В развитых странах станут реальностью широкополосные мобильные цифровые сети с пропускной способностью каналов в десятки мегабит в секунду, а также домашние гигабитные оптические сети. С 2010 г. войдут в практику так называемые “вездесущие сети”, когда посредством электронных коммуникаций пользователи смогут получать любой контент на любую приемную платформу в любое время и в любом месте. Появятся также мегауниверситеты, которые объединят сотни тысяч людей из разных стран.
Пока же происходит первичный перенос накопленного организациями учебного э-материала на технологии Web 2.0. В более далекой перспективе, согласно оценкам ICOE 2007, ожидается появление автоматических преподавателей — программных агентов-учителей, учитывающих индивидуальные особенности студента и гибко подстраивающих курс под уровень подготовки конкретного человека. К 2011 г. технологии wiki-энциклопедий и блогов будут поддерживаться всеми основными портальными решениями. Начнется массовое внутрикорпоративное распространение систем управления знаниями. Наберут популярность средства ведения “блогов жизни” (lifelogs), в которых будет накапливаться вся видимая и слышимая человеком информация, непрерывно снимаемая мобильными устройствами в реальном времени. Интересно, что, по мнению японцев, подобные технологии быстро войдут и в корпоративную практику, что откроет новые возможности в изучении трудовой мотивации и повышении эффективности профессионального обучения.
Поставщики услуг СДО, по данным опроса сообщества The eLearning Guild, проведенного в 2006 г., самой важной задачей на данный момент считается создание качественного контента, причем в сжатые сроки. Актуальными также признаны вопросы разработки корпоративной стратегии э-обучения и создания и использования учебного инструментария. При этом поставщики средств разработки СДО будут ориентироваться на малоподготовленных пользователей. Современные системы э-обучения сильно усложнены и начинают проигрывать в рыночной борьбе простым и легким решениям. Новые СДО будут существенно проще, а в готовый комплект войдет множество шаблонных уроков.
Вот мнения экспертов в отношении тенденций современного ДО.
- “Будет расти роль преподавателя. Какими бы ни были продвинутыми технологии, их надо уметь использовать с пользой для ученика. Технологий становится всё больше, а значит, всё больше возможностей для обучения и подачи материала” (Д. Динцис);
- “Выделим три основных направления: m-learning, мобильное обучение; активное развитие методических и педагогических аспектов e-Learning; развитие интегрированных систем управления знаниями в корпоративном секторе. Также стоит отметить быстрый рост числа поставщиков различных решений в данной сфере. За три последних года их число удвоилось. Наряду с крупными вузами, которые уже несколько лет предлагают программы ДО, около десятка компаний оказывают услуги eLearning. Однако в данный момент этот рынок сильно сегментирован и выделить лидеров очень сложно. Серьезная борьба за него только начинается” (О. Пинский);
- “Интенсивный рост рынка ИТ, высокие темпы развития промышленности, нехватка квалифицированных кадров и рост потребностей специалистов в постоянном повышении квалификации и получении дополнительного образования позволяют предположить, что развитие ДО в системе российского образования будет продолжаться. Мне видится, что дальнейшее развитие ДО будет происходить в сторону мобильности и доступности в любой точке без привязки к конкретному рабочему месту” (Е. Чиннова);
- “В будущем для получения новых знаний будут использоваться мобильные устройства, включая мобильные телефоны, коммуникаторы — либо для самостоятельного доступа к материалам курсов, то есть асинхронного обучения, либо для синхронного обучения при помощи видеоконференций, телефона и т. д. Это направление ДО будет развиваться уже в ближайшем будущем, так как оно делает получателя информации более свободным в использовании своего времени и в территориальном расположении” (И. Морозов).
Мнение пользователей
PC Week/RE провел опрос своих подписчиков по теме СДО. Существенная доля респондентов (80%) уже пользуется услугами СДО или намерена ими воспользоваться в ближайшее время, и почти никто не исключает такой возможности в общей перспективе (диаграмма 1). Примерно поровну поделились потребители услуг ДО для корпоративных нужд и для личного развития (диаграмма 2).
Пожалуй, главный позитивный вывод по результатам опроса — единодушие (84%) в отношении целесообразности внедрения новых концепций ДО, подразумевающих высокую интерактивность и активное участие самих обучаемых в формировании учебного контента. Да и те, кто высказался против новых концепций, в комментариях отмечали, что их смущают в первую очередь организационные и технические сложности внедрения подобных подходов, нежели сомнения в их потенциале. С другой стороны, подобная востребованность передовых решений говорит о том, что структура, качество и цена нынешних услуг пока далеки от идеала — удовлетворены ими лишь 52% опрошенных (диаграмма 3). Чаще всего люди обучаются работе с конкретным ПО (около половины опрошенных), четверть респондентов проявляет интерес к теме проектного управления. Пользуются спросом курсы по работе с оборудованием, а также по освоению методологических и педагогических приемов обучения с использованием ИТ.
Заключение
В России сегодня широко представлены все виды дистанционного обучения. Некоторые компании предлагают курсы на основе Web 2.0 и SCORM, большинство образовательных структур поставляет учебные материалы по э-почте, немало организаций работают по старинке, через бумажную почту, и борьба за необъятный отечественный рынок ДО лишь начинается. Как отмечает Тамара Рыжикова, в Эвенкийском автономном округе, например, самая низкая плотность населения в мире — 0,03 чел. на кв. км, а общая территория страны — более 17 млн. кв. км, поэтому без дистанционного образования России не обойтись.
Наши эксперты:
Данил Динцис, руководитель направления систем ДО и сертификации ЦКО “Специалист” при МГТУ им. Н. Э. Баумана
Игорь Морозов, ректор “Академии АйТи”
Олег Пинский, руководитель направления образовательных решений компании “РБК СОФТ”
Тамара Рыжикова, руководитель дистанционной программы “МВА — Общий менеджмент” школы бизнеса МИРБИС, профессор, доктор экономических наук
Елена Чиннова, директор московского учебного центра “Микротест”