Горячая новость второй декады сентября — приезд в Москву Майкла Делла, основателя и главы корпорации Dell, второго по величине производителя ПК, чью долю в этом сегменте мирового рынка во II кв. нынешнего года аналитики из Gartner оценили в 15%. Это всего на 3,2% меньше, чем у лидирующей здесь Hewlett-Packard, и почти вдвое больше, чем у ближайшего преследователя — компании Lenovo. Примечательно, что это первый визит в Россию столь высокопоставленного представителя известной во всем мире компании при том, что её представительство в нашей стране через несколько месяцев (в январе 2008-го) отметит свое пятилетие. Тому есть вполне понятное объяснение. Для быстро развивавшейся Dell — единственной ИТ-компании, которой удалось всего за пять лет увеличить свой оборот с 30 до 60 млрд. долл. (по словам Майкла Делла, подобные результаты в мире показали всего шесть компаний), российский рынок долгое время оставался малоинтересным, тем более что требовал поддержки единственно возможной здесь, но несвойственной корпорации модели продаж через партнеров. Не удивительно, что на сегодняшний день позиции Dell на российском рынке вовсе не соответствуют мировому рейтингу компании (например, в сегменте настольных ПК, по данным аналитического агентства ITResearch за второй квартал, она занимает лишь восьмое место по числу поставленных систем).
Между тем ещё год назад под давлением обстоятельств руководство Dell заявило о коррекции приоритетов в своем развитии и приступило к реализации стратегии Dell 2.0. С этого момента визит главы корпорации в Россию фактически был предопределен. "То, что мы делали раньше, работало очень хорошо, и у нас не было необходимости предпринимать что-либо дополнительно, — пояснил Майкл Делл на состоявшемся в ходе его визита пресс-брифинге. — Но теперь мы видим, что глобальный рынок информационных технологий меняется. Серьезным фактором становится рост экономик развивающихся стран и смещение спроса в сторону потребительского сегмента. Наступило время расширить охват наших клиентов, расширить наш бизнес".
Желание первого лица корпорации лично пообщаться с ключевыми партнерами и заказчиками, почувствовать атмосферу российского рынка — прямой признак готовящихся инвестиций. Собственно это подтвердил и сам г-н Делл, пояснив, что приехал в Москву, чтобы "…лучше понять возможности развития здесь бизнеса компании и обеспечить правильные направления инвестиций. Мы видим, что этот рынок консолидируется, и число основных его участников будет сокращаться, — констатировал он. — Dell намерена стать одним из них".
В решении этой задачи корпорация, по словам Майкла Делла, рассчитывает опереться на партнерскую сеть. Сегодня в России у Dell насчитывается одиннадцать прямых партнеров, в число которых вошли крупные дистрибьюторы и системные интеграторы. Но, как было заявлено на пресс-брифинге, компания намерена активно расширять этот перечень с тем, чтобы охватить все рыночные сегменты, включая СМБ и потребительский. Действительно, ставка только на корпоративный сектор вряд ли позволит решить задачу выхода в группу лидеров по поставкам компьютерной техники в России. Опыт давно присутствующих на российском рынке фирм, в том числе занимающей ныне первую позицию Acer, наглядно свидетельствует о возрастании роли федеральных розничных сетей, сотрудничество с которыми превращается для поставщиков ПК в один из важнейших факторов роста. Совершенно очевидно, что Dell не сможет игнорировать этот фактор, тем более что ей есть что предложить розничным сетям (в частности, новейшие модели семейств Inspiron и XPS). Как сообщили "Ведомости", уже в ходе своего визита Майкл Делл, вероятно, подпишет контракт с "M.Видео". Отмечая определенный прогресс компании на российском рынке (наряду с другими крупнейшими производителями ПК), аналитики из ITResearch полагают, что такой контракт безусловно придаст ей дополнительное ускорение, хотя его и не стоит переоценивать, поскольку здесь серьезно представлены и конкуренты Dell, явно не намеренные уступать свои позиции. Ещё один важный фактор, который будет способствовать налаживанию хороших связей с партнерами и соответственно росту бизнеса, — запланированное на ближайшее время открытие нового завода Dell в Польше: это упростит логистику поставок и позволит сократить время исполнения российских заказов. Вместе с тем, как отмечают в ITResearch, российскому представительству Dell предстоит более внятно сформулировать политику работы в секторе СМБ, для которого в ближайшее время ожидаются поставки компьютеров Vostro.
Важным направлением инвестиций Dell в развитие бизнеса в России, очевидно, должна стать и система сервисной поддержки клиентов. Не исключено, что это оказалось одним из аргументов в пользу недавнего назначения на должность генерального менеджера представительства Dell в России Жан-Жака Мокье (фактически он приступил к обязанностям в начале сентября), ранее занимавшего пост управляющего директора регионального отдела корпоративных решений (Enterprise Business Unit) компании Dell в Италии. В ходе своей многолетней карьеры в Dell он накопил немалый опыт именно в организации сервисной поддержки клиентов в Западной Европе. Несомненно, этот опыт весьма пригодится и в России, хотя, как заявил г-н Делл, основные проблемы с организацией сервиса здесь уже решены во всех часовых поясах, по крайней мере для корпоративных заказчиков. Но, как известно, в России сервис всегда оставлял желать лучшего.