Российский пессимизм прекрасно согласуется с известным законом Мерфи: если что-то обещано, то это либо не будет сделано никогда, либо будет сделано так, что лучше бы и не было сделано вовсе. Как только широкой сетевой общественности стало известно о возможном переходе российских школ на систему Linux, обе эти точки зрения высказывались многими и неоднократно.
Конечно, поживем — увидим, но пока причин для уныния нет. Во-первых, за решение технической стороны вопроса взялся довольно авторитетный альянс компаний-разработчиков в состав которого вошел пионер отечественного дистрибутивостроения — ALTLinux. Репутация этой фирмы в сообществе пользователей свободного ПО исключительно высока, и пессимистичным прогнозам первого уклона вряд ли суждено сбыться.
Во-вторых, заместитель генерального директора ALTLinux Алексей Новодворский неоднократно заявлял, что он категорически против немедленного и широкомасштабного перехода российских школ на Linux. По его мнению, это вызовет только негативную реакцию работников школ. Так что железной руки, которая заставит образование перейти на свободное ПО, тоже вряд ли стоит опасаться.
В общем, «рубки с плеча» не будет. До конца этого года планируется запустить только пилотный проект по оснащению учебных компьютеров ПО с открытым исходным кодом. Эксперимент будет проводиться в течение двух лет, и только в случае его успеха Linux получит постоянную прописку во всех российских школах.
Казалось бы, поклонники Linux должны праздновать пусть небольшую, но все-таки победу. Тем не менее хочется, чтобы окончательным победителем стала не какая-то концепция разработки ПО, а российская школа. Конкретнее — учителя и ученики. Попробуем взглянуть на ситуацию именно с этой точки зрения.
Новая волна пропаганды в пользу свободных решений в основном опирается на экономические критерии. Мол, нет необходимости платить за то, что можно получить практически даром. Однако следует признать, что этот аргумент спорный и малоубедительный. У неискушенного человека может возникнуть впечатление, что в свободном ПО нет ничего хорошего, кроме практически нулевой цены. Но это совершенно не так. Главное достоинство OpenSource — его открытость. Компьютерная программа рассматривается как некое произведение, куда каждый может дописать свою главу. Такой критерий особенно важен для учебного процесса. Конечно, ученики средних школ вряд ли смогут досконально изучить устройство ядра системы или графического интерфейса. Но знакомить их с наиболее простыми и понятными фрагментами исходных текстов — задача вполне выполнимая.
Разумеется, важность бережного отношения к бюджетным средствам оспаривать глупо. Но также необходимо понимать, что необоснованная экономия на образовании чревата серьезными потерями в будущем. Поэтому рассматривать экономический критерий в качестве определяющего — позиция весьма неубедительная. К тому же сам факт экономии средств еще требуется доказать. Если бы у сторонников любой из существующих моделей разработки имелись неоспоримые аргументы, подтверждающие их правоту в споре о наименьшей стоимости совокупного владения, то о них уже давно знал бы весь компьютерный мир. Однако до сих пор приводятся факты и доказательства, которые никого не убеждают, поскольку представляют собой исключительно частные и очень неоднозначные случаи.
Российская система образования — не более чем один из таких случаев. Причем весьма специфический. Речь ведь идет не о банальной команде использовать какой-либо дистрибутив системы Linux. Во-первых, сначала необходимо создать продукт, адаптированный к нуждам образовательных учреждений. Во-вторых, организовать соответствующую инфраструктуру, включающую в себя центры обучения и технической поддержки. Очевидно, что все это потребует денег, и немалых.
Зато все они останутся в стране, хоть и в неявном виде. Ведь инфраструктура — это не только затраты, но и создание новых рабочих мест. Причем не в отдельных благополучных областях, а везде, где есть школы. Если учесть, что в центрах технической поддержки должны работать квалифицированные ИТ-специалисты, то это позволит хоть как-то снизить трудовую миграцию, при которой грамотные люди вынуждены ехать за тридевять земель в крупные города ввиду отсутствия спроса на их труд на малой родине.
Возможный побочный эффект — некоторое повышение интеллектуального потенциала отдельных регионов, откуда перестанет уезжать хотя бы часть специалистов. Отсюда можно потянуть ниточку к демографии, хотя это уже будет сильно смахивать на знаменитую васюкинскую речь товарища Бендера. В общем, говорить о том, что OpenSource спасет Россию, несколько наивно, но какую-то пользу он, безусловно, принесет.
Таким образом, за страну в целом можно быть относительно спокойным, чего нельзя сказать про систему образования. Во-первых, не факт, что внедрение Linux позволит существенно сэкономить бюджетные средства. Во-вторых, даже если это и случится, то вовсе не очевидно, что сэкономленное будет направлено, например, на повышение зарплаты учителям. Стало быть, если исключить соображения морально-патриотического характера, то школе как сугубо образовательному учреждению этот гипотетический экономический эффект не особенно интересен.
Обратите внимание, что вышеприведенные рассуждения относительно экономии бюджетных средств были бы верны, даже если бы речь шла не об образовательных учреждениях, а о любой другой крупной федеральной системе. В этом смысле пока очевидно только то, что школы помогут свободному ПО, а не наоборот.
Если же говорить об использовании Linux с точки зрения эффективности учебного процесса, то выясняются совсем странные вещи. Вернемся на полгода назад. Именно в апреле Министерство информатизации и связи совместно с Министерством науки и образования предложили концепцию противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности в учреждениях образования. Одна из ее составных частей — некий фиксированный набор ПО, которое предлагалось централизованно закупить для установки на школьные компьютеры. Некоторые позиции списка вызывают, мягко говоря, большое недоумение. Оказывается, школам необходимы MS Visual Studio, Adobe Photoshop, Corel Draw...
Конечно, потом авторы проекта начали уточнять, мол, это всего лишь предложение, которое к тому же готовилось впопыхах. В общем, “ложки нашлись, но осадок остался”. Ведь не с потолка же был взят этот список. Допустим, Мининформсвязи могло быть не в курсе школьных потребностей, но Минобрнауки должно их знать, причем не приблизительно, а точно.
Если это не так, то все тендеры и вытекающие из них проекты — не более чем “сделай то, не знаю что”. Ведь школьная ОС — инструмент для выполнения какой-то вполне конкретной задачи, которую следует сформулировать в первую очередь. По всей видимости, ясности в данном вопросе пока нет. Это привело к тому, что сам предмет информатики воспринимается социумом двояко — и как один из разделов математики, и как элемент профессионального обучения. А поскольку нужно и то и другое, спор между сторонниками обеих точек зрения будет бесконечным.
Впрочем, соломоново решение уже давно существует. То, что принято называть информатикой, разделяется на две дисциплины: непосредственно информатику и информационные технологии. Один предмет предполагает изучение булевой алгебры, алгоритмики и программирования, другой — практикум по использованию ПК. Очевидно, что в первом случае выбор ОС совершенно не важен. По большому счету можно обойтись даже без компьютера (по крайней мере тогда учителю не придется следить за тем, что ученики вместо написания программ раскладывают пасьянсы). А вот в рамках дисциплины по информационным технологиям Linux могла бы здорово пригодиться.
Существующее положение вещей вряд ли можно назвать разумным. Фактически государство готовит пользователей конкретных коммерческих прикладных программ. Да еще и собирается за это платить правообладателям. Кроме как несуразицей это назвать никак нельзя. Обратите внимание: мы опять пришли к экономическим критериям. Объяснить ученику принципы работы с документацией можно, используя и MS Office, и OpenOffice. А азы обработки изображений можно изучить как на Photoshop, так и на GIMP. На качество образования программная платформа вряд ли оказывает решающее влияние. Linux не превратит неблагополучную школу в процветающую и не сделает из нерадивого преподавателя прекрасного учителя.
У перехода образовательных учреждений на открытое ПО может быть очень много самых разных положительных эффектов. Кроме одного — связанного с уровнем подготовки школьников. Ибо это решают не операционные системы, а люди.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=102827]Школа для Linux или Linux для школы?[/URL]
Непонятно о какой адаптации идет речь и какую инфраструктуру нужно создавать именно в связи с переходом на Linux. Жаль что в статье не сказано, была ли проведена адаптация Windows или почему она была не нужна, существовала ли инфраструктура, о которой идет речь, или почему она не была не нужна. Создается впечатление, что кому-то выгодно представить эти проблемы как новые, связанные именно с внедрением Linux. Моё мнение таково, что многие проблемы являются надуманными. Можно сказать, что под Linux придется писать специальные программы для школы, но под Windows их тоже нужно писать. Преподавание в школе программирования считаю излишним как изучения станкостроения на уроках труда. Забивать голову будущих врачей, юристов, экономистов, водителей, продавцов, бизнесменов, строителей таким узким предметом, на мой взгляд, неразумно. А вот практикум по ИТ - это двумя руками "за". Возьмите среднего выпускника российского ВУЗа - он много раз пользовался стилями абзацев? Хорошо если он знает (и использует) отступы, а то ведь так и норовят пробелами всё выровнять. А Excel, который используют только потому, что не знают что таблицы можно в Worde нарисовать? Вот куда нужно направлять силы. Дать учащимся в руки инструмент и научить им пользоваться, а как его разобрать и переделать пускай разбираются те, кому это интересно, а то ведь так можно и до транзисторов дойти, а там и до квантовой механики, чтоб уж наверняка.
Сергей Глита 10.10.2007 14:41:39
Цитата
Непонятно о какой адаптации идет речь и какую инфраструктуру нужно создавать именно в связи с переходом на Linux.
Так очевидно. Техподдержкой пиратской "винды" занимался какой-нибудь более-менее продвинутый школьник. Он же и дистрибутив из дома приносил. Переход на легальный Windows - это просто дистрибутив дадут в РОНО, а не на рынке. Система уже отлажена и худо-бедно крутится не первый год. А как быть с Linux, которого бОльшая часть учителей толком не знает, не говоря об учениках?
Цитата
Можно сказать, что под Linux придется писать специальные программы для школы, но под Windows их тоже нужно писать.
Уже давно написаны. Та же "1С" издает очень много учебных программ, но все они работают под Windows.
Я, кстати, буквально вчера считал так же, как и Вы. Мол, Linux - это хорошо etc. Но потом вспомнил, что хорошо - категория относительная. Что школа-то от этого "люникса" (большинство работников школ, с которыми я беседовал, именно так его называют) получит, кроме головной боли?
Сергей Голубев 10.10.2007 14:52:09
К сожалению Сергей не смог добавить комментарий непосредственно сюда и отправил его мне по почте. С разрешения автора выкладываю.
Сергей Глита пишет:
Поддержка школьных компьютеров учащимися это не инфраструктура - это лотерея, хороший опыт для молодого админа, но плохой для школы, поскольку такое администрирование ничем не ограничено, нет никаких стандартов, всё зависит от опытности и желаний школьного гуру. Я просто хотел сказать, что инфраструктуру нужно было создавать раньше, а не ставить школу перед лицом проблемы. Вчера, кажется, только читал, что в одной из школ, (оказывается!) учителя и учащиеся использовали интернет для посещения сайтов , мягко говоря, не связанных с учебным процессом. Как вы думаете, кто там всё администрировал? То есть можно сделать вывод что инфраструктура нужна не зависимо от используемой ОС. Обучение преподавателей и разработка методических рекомендаций - вот основная проблема, и конечно наконец нужно определиться кого мы хотим получить в результате - программистов, администраторов или пользователей. Мне кажется, что пользователи нужнее, именно они, как потребители, создают рынок ПО и от того насколько они могут использовать ИТ зависит эффективность их работы и их конкурентоспособность на рынке труда. (Ой! Сейчас, точно, до межгалактического шахматного турнира дойдет) По поводу адаптации учебных программ от 1С - я их не видел, и мой сын, учащийся, тоже. То есть, возможно, программы эти распространяются нецентрализованно и в любом случае есть шанс запустить эти программы под Linux (WINE, Cedega). Будет спрос - разработчики перепишут и под Linux. А что получит школа? Да школе должно быть всё равно, и ученикам должно быть всё равно, если их будут учить использовать не MS Word или OpenOffice.Org Writer, а текстовый процессор как таковой, но на конкретном примере. Есть еще несколько вопросов, которые перекликаются с темой статьи и носят уже политический характер. Почему, например, на официальных сайтах государственных учреждений выкладываются документы в проприетарных форматах? Почему организации, вынуждающие предпринимателей сдавать отчетность на магнитных носителях, распространяют программы только для Windows? То есть для того, чтобы государственные органы тратили меньше денег на обработку информации предприниматель должен нести дополнительные издержки. С приемом отчетности по каналам связи - вообще песня! Предприниматель должен купить компьютер, Windows, специальную программу, ключ шифрования, платить абонентскую плату коммерческой организации - оператору спецсвязи. Нельзя ли как-нибудь обойтись без оператора связи и платных программ? Зачем они в этой цепочке? При такой схеме получается, что это выгодно всем, кроме предпринимателя. Где эта обещанная прозрачность всех государственных органов посредством официальных сайтов, почему приходится платить за получение бесплатных гостов, кто виноват и что делать? Вопросы эти, разумеется, не к вам, а просто как выражение обеспокоенности данными проблемами.
Сергей Голубев 11.10.2007 14:01:57
Сейчас много говорят о том, что уже в средних классах каждому школьнику пора "выдать по профессии". Кто-то будет менеджером, кто-то "просто рабочим" (цитата из тв-новостей). И здесь есть доля правды: некоторые школьники - это будущие специалисты в области ИТ, информационной безопасности, талантливые программисты. Считаю, что не надо заводить старый спор "Windows/Linux" . Есть базовый курс информатики сосновами построения алгоритмов, систем счисления и т.п. А вот если человеку надо - то перед ним весь мир ИТ. И это не только Линукс, но и линейка *BSD, и Sun Solaris, вплоть до высоких технологий Cisco Systems. И раз уж речь пока идет непосредственно о выборе в пользу той или иной ОС, то, уважаемые коллег, грамотно было бы внедрить в школы технологию виртуализации. Чем плоха VMWare с её серверами? Сделали цетрализованно виртуальные образы с необходимыми ОС, ПО, разработали методички - и всем будет счастье. Будущего рабочего научат работать с текстовым редактором, чтобы он смог написать объяснительную, а будущий ИТ-специалист уже в школе познакомится с миром Unix! Спасибо.
Николай 11.10.2007 22:05:16
Моя супруга - учитель информатики. Потому я, неравнодушный к проблеме детского воспитания, обучения, волей-неволей, так как нет в школах должности "сис.админ", сам провожу инсталляции. Знаю что многим школьникам интересен мир Линукса. Но почему-то есть Угринович, есть непонятная "Роботландия"(изничтожить на корню - вот мое мнение)... Волосы встают дыбом! В школах творится бардак!!! Начать надо с наведения порядка в управлении образования! А затем уже решать вопрос Windows/Linux. И решать надо, повторюсь еще раз через технологии виртуализации.
Николай 11.10.2007 22:16:32
Как было сказано выше - "есть базовый курс информатики". Вот он и нужен в школе. Всё остальное дети освоят дома, если захотят. Не надо превращать ученика в школе в эникейщика. Такие знания устареют до того, как он выйдет из школы. Работу с такими знаниями он всё равно не найдет. А вот логически рассуждать ему очень пригодится в жизни. Но если выбирать между двумя операционками, то какой смысл учить в школе windows, если многие предприятия переходят на linux (у нас в городе за нелицензию капитально взялись)? Считаю, что компьютер в школе не нужен - нужна алгоритмизация. И, соглашусь с Сергеем Голубевым, системы счисления. А то уже некоторые без практики в магазине сосчитать сумму не могут... Если всё же выбирать между linux/windows, то я за linux - поскольку эта система обеспечивает свободу и не контроллирует пользователя, обладая более новыми технологиями, чем windows. Пора всё же слезть с иглы microsoft! спасибо.
grunewald 12.10.2007 05:42:21
Цитата
В школах творится бардак!!! Начать надо с наведения порядка в управлении образования! А затем уже решать вопрос Windows/Linux.
Сын моих знакомых в этом году поступал в институт. Там был вступительный экзамен по информатике. В аттестате у человека "отлично" и он особо не боялся. Но когда посмотрел брошюрку с типовыми вопросами, то здорово призадумался. Ничего из этого они в школе не проходили, хотя учились по каким-то вполне официальным учебникам.
Сергей Голубев 12.10.2007 09:07:26
А про типовые вопросы, это опять из области организации. Разве у нас школы и ВУЗы разным ведомствам подчиняются? В данной ситуации получается, что образуется зазор между требованиями школы и ВУЗа. И виновата не школа и не ВУЗ, а Министерство образования которое допустило возможность существования этого зазора. А расплачиваться за заполнение этого зазора приходиться нам.
Сергей Глита 12.10.2007 13:43:17
Цитата
А расплачиваться за заполнение этого зазора приходиться нам.
Еще одна проблема, кстати. Представьте себе, что на вступительном экзамене по литературе абитуриент общается с комиссией исключительно на "албанском" и цитирует материалы с Удафф.ком. Мотивируя тем, что у них в школе именно такая программа была. Абсурд? Вовсе нет - это реалии предмета информатика. Я работал в школе два года. Вел именно информатику. Изучали программирование на Паскале и немного Linux (c желающими). Даже сайтик слепили - http://hymnazix.aviel.ru :). Поэтому с проблемой знаком не понаслышке. Главная беда - отсутствие единообразия. Ведь государственная школа - это не компьютерные курсы, где каждый изучает то, что считает нужным. Школа - это прежде всего Система, которая помогает ученикам получить вполне конкретный набор знаний и умений по вполне конкретным дисциплинам. Спросите у сотрудника РОНО - что конкретно в области информатики должен знать и уметь выпускник средней школы? Ведь по этому предмету даже ЕГЭ, вроде, какой-то есть. Скорее всего, ничего определенного он не скажет. Насколько я знаю, через некоторое время школам самим предложат выбирать платформу. Либо бери Linux, либо плати за Windows. Абсурд, однако. По-моему, в государственных школах должна быть единая программа, а не "хочу то, хочу это".
Сергей Голубев 12.10.2007 14:07:59
<quot>Школа - это прежде всего Система, которая помогает ученикам получить вполне конкретный набор знаний и умений по вполне конкретным дисциплинам.</quot> Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ никто не отменял. В стандарте нет и не может быть конкретных указаний на оси и программы. А с ЕГЭ Д.Медведев обещал разобраться:
<quot>Д.А. Медведев обсудил с представителями ИТ-компаний возможность использования СПО при сдаче единого государственного экзамена. Он заявил, что даст поручение Минобрнауки РФ изменить правила, в соответствии с которыми сдача ЕГЭ возможна только при использовании операционной системы Windows компании Microsoft.</quot> <a href="http://www.minsvyaz.ru/news/?id_news=6386">полный текст на сайте Минсвязи</a>
Владимир Черный 13.10.2007 18:36:14
Медведев занимается своими делами. Вот только фамилию Фурсенко забыли, министра образования. Считаю, что почему-то вообще ничего не делается. Здесь упоминается слово "система". А где она? Кто вообще отвечает у нас конкретно за информатику? Я целиком "за", рад за команду ALTLinux - хоть кому-то наши дети небезразличны! Вот довел бы кто существующие проблемы до министра образования! Если ребенку интересно, если ему хочется себя реализовать - почему нет? Почему он должен страдать? А факультатива не надо что ли? Пусть линукс будет хотя бы как факультатив вдобавок к базовому курсу! Самое интересное, что складывается ощущение, что программу по информатике разрабатывали люди далекие от мира ИТ. Привлекайте специалистов!!! Спасибо Вам, команда ALTLinux! Позор управлению образования!
Николай 14.10.2007 19:29:36
Цитата
Николай пишет: Вот довел бы кто существующие проблемы до министра образования!
Вы полагаете, что он не в курсе? Я-то думаю совсем наоборот - знает больше остальных, поэтому если и дергается, то исключительно ради проформы. Беда информатики в том, что она не успела сформироваться как предмет в советской школе, на не до конца разломанных достижениях которой построена школа российская. А информатика висит в воздухе - ей опереться не на что. Создать опору можно либо советскими методами (это никто сейчас не потянет), либо российскими (которых пока в природе не существует). То есть - пока никак. По-моему, самое разумное решение (которое опять же никто не примет) - информатику отменить, а освободившиеся часы отдать физкультуре, ибо на ту дохлятину (долго подбирал слово, но адекватнее так и не придумал), что сейчас выходит из школ, смотреть больно.
Сергей Голубев 15.10.2007 14:25:44
Отдать часы физо? Обмен шила на мыло. Представляется заплывшая во все стороны учительница сего предмета со скакалкой и гоняющая бедных детей по кругу отведенные часы... Если уж и говорить о школе - то там туго со всеми предметами! И в математике разрывы есть между школьным курсом и вступительными требованиями и экзаменами в
Николай 16.10.2007 00:49:51
... ВУЗы. Вопрос не в обмене часов... Вопрос прост: Как образом мы, взрослые, можем и должны помочь детям пройти полноценную подготовку к высшей школе и в большую жизнь? И может ли с точки зрения ИТ помочь нам всем в этом деле Линукс? Ведь Поносова обвинили, учебный процесс и дети - пострадали. Пусть лучше будет open source.
Николай 16.10.2007 00:57:57
> Новая волна пропаганды в пользу свободных решений в основном опирается > на экономические критерии.
Это не совсем так. Почему-то упускается из вида вопрос информационной безопасности. А между тем, это сейчас обсуждается в Думе:
Почему-то упускается из вида вопрос информационной безопасности.
А потому, что к свободным решениям этот вопрос относится "постольку-поскольку". Думаю, что если бы существовала популярная закрытая ОС российского производства, то ни о каком линуксе депутаты и не вспомнили бы.
Сергей Голубев 16.10.2007 10:56:17
Голый субьективизм... LINUX это хорошо, но пусть он живет среди "Линуксоидов" и будет только "Стилем жизни"
субъективизм ученых мужей понизит уровень образования, а расплатятся преподаватели информатики...
Иван И 05.02.2008 13:19:31
Думайте о детях,а не о себе!!!!!! голый субъективизм...
Иван и 05.02.2008 13:23:53
Цитата
LINUX это хорошо, но пусть он живет среди "Линуксоидов" и будет только "Стилем жизни"
Ну это уже эгоизм. Пусть и дети тоже пользуются :).
Сергей Голубев 05.02.2008 16:29:19
Прочитал почти все. Придерживаюсь мнения - Linux в школе нужно внедрять, и как можно скорее. К Windows дети и так привыкли, а с отличной от нее операционкой - не знакомы, ведь государство получит экономический эффект не от экономии средств на внедрении ОС в школах, а гораздо позже. Посчитайте, сколько предприятий использует компьютеры и сколько нужно денег на ПО. В большинстве случаев только для выполнения базовых офисных задач нужно выложить кругленькую сумму (ОС, офис, и т.п.). А уже потом, лет через 10, экономический эффект будет чувствовать каждый ):, ведь сколько же денег останется в стране, а не "уедет" в Америку.
Олег Белый 23.01.2009 23:01:48
Господа! Многие суждения, прозвучавшие здесь, довольно справедливы, никто не спорит с тем фактом, что Майкрософт достаточно прочно вошел в обиход на школьных ПК. Но я хочу обратить Ваше внимание так же и на пакет так называемой «Первой помощи», призванной обеспечить лицензионную чистоту ПО в школах. Прошу заметить, временную! То есть приходит срок и та же начальная школа- детский сад в глубинке, где даже нет (заметьте!) ставки учителя информатики с какой бы-то ни было подготовкой, где, позволю себе заметить, даже Windows устанавливал сторонний специалист за отдельную плату из кармана директора этой школы (потому что управление образования требует, чтобы это работало!) и… Вдруг требуют перехода на linux! И что же теперь? Мы привыкли пользоваться одним продуктом, наладили деятельность – и тут же получаем совсем другой, к тому же не всегда доработанный и практически несовместимый с тем, с чем мы работали раньше? Давайте снова переучиваться! Знающие специалисты смогут предложить какие-то решения, те, кто не знает – их можно научить – скажете вы, и будете во многом правы. У меня остается только один вопрос – КОГДА РАБОТАТЬ, если нам снова предстоит учиться? Допустим, Майкрософт, потеряв, громадные, согласитесь, доходы, сделает очередной ход в плане выпуска ряда программных продуктов для российских школ – нам с вами тогда снова придется «переучивать» новое поколение? Интересная перспектива, ведь Майкрософту достаточно только предложить в России что-то новое. Не для кого не секрет, как развивалась Vista, которая, не завоевав должной популярности, плавно превратилась в windows 7! И все бросились ставить! Я думаю, то же самое будет и в школах. У ОС Linux сильно «хромает» совместимость. Нет ПО для linux? «Настоящий линуксоид напишет его сам» - есть и такая аксиома. В школах – вряд ли, разве что лишь в некоторых кто-то возьмется за доработку кода этой ОС под задачи образования, с учетом того, что даже очень опытные пользователи, заходя с правами рута, не всегда могут знать, к чему могут привести те или иные действия. Далеко не во всех школах есть «настоящие линуксоиды», ведь ни для кого не секрет, что специалисты такого уровня имеют более достойную зарплату! Элементарный пример: linux ubuntu 9.04. Учащимся были изменены параметры клавиатуры посредством графического режима (GNOM). Управление – настройки клавиатуры – раскладка клавиатуры – русская. При перезагрузке системы переход на латиницу для ввода логина/пароля уже невозможен. Что же делать учителю информатики? А совместимость линукса с ПО для интерактивных досок? Давайте вообще от них откажемся или будем долго искать урезанные полурабочие аналоги? И так далее… В связи с вышеизложенным я считаю, что нужно прежде всего адаптировать тот или иной программный продукт под нужды школ прежде всего, выявить путем глобального опроса проблемы и весь перечень задач, возникающих в процессе работы и только потом решать вопрос – что нам больше подходит – linux по цене или MS Windows для поддержания качества образования.
Teacher 01.12.2009 13:02:40
В России должна быть своя операционка, свои компьютеры и свои программы. Линукс никто никогда не будет дорабатывать под пользователя. Почему? Да потому что это во-первых никому не надо. Во-вторых если будет идеальный линукс, то как же сообщество специализурущееся на свободном ПО будет делать деньги? В третьих всегда есть люди готовые постебаться над другими, превознося самих себя и считающих что они выше других, лишь только потому что могут сами откомпилировать ядро и называя криворукими ламерами тех у кого не получается это сделать. Итог линукс предназначен не для пользователя, а значит что продвигать его в массы громко крича что современный линукс ничем не уступает Windows, просто бесполезно.
Тем более если учесть, что не сегодня-завтра принцип программирования в API Windows резко изменится таким образом, что приложение написанное по новому стандарту не подойдет ни к одному существующему вин-эмулятору. А вместе с ним естественно все коммерческие компании начнут писать свои проги по новому. И если учесть что к этому времени все поголовно будут сидеть на никсах и ворочить виндавозовские проги под тем же вайном, то как вы тогда запоете? Ладно, согласен дома можно будет еще использовать старые коммерческие программы которым нет бесплатных аналогов, а на предприятиях. Например, институт, которому позарез нужен новый Fine Reader, позволяющий там чего-нибудь распознавать, да те же формулы к примеру. Или новый интеллектуальный переводчик, выдающий сверхкачественный перевод. Как вы тогда запоете товарищи линуксоиды? Бесплатное ПО это не выход. Это мертвая система, потому что ее все равно никто не будет дорабатывать. Это просто не выход, я на сто процентов уверен, что один из таких планов присутствует у МС. И вполне возможно, что за активным продвижением СПО, которое уже докатилось до правительственных кругов, просто кто-то стоит и выжидает своего часа. Нужно срочно начинать разрабатывать собственную ось и собственные программы, потому что дальше будет еще хуже. Предположим что в недрах МС появились реальные разработки ИИ. Вы всерьез думаете, что они так просто возьмут и запихнут свои разработки в Windows, чтобы кто-то потом мог взломать и написать аналог? Вот когда до этого дойдет, вот тогда вам уже действительно никакой свободный линукс не поможет. Браться за голову нужно было еще на заре Windows 98.
История: Вспомните те годы когда появился Sectrum. Там было все замечательно и почти свободно. Любую программу можно было взять загрузить в исходнике на Basice и посмотреть, переделать, доделать/дописать все что угодно. Сотни тысяч радиолюбителей сами собирали паяли и усовершенствовали компы. Было начало эры компьютеризации, сотни журналов посвященных, компам. То время было веселое и казалось, что оно никогда не закончится (сомневающимся погуглить на тему spetrum). И все-таки оно закончилось. То же самое ожидает и PC, на место него придет какой-нибудь новый нейронный компьютер, новое ПО, новые технологии, которые уже могут и не распространяться на «других». Раньше это делалось исключительно ради прибыли, поскольку все было новым и интересным, сейчас все может делаться целенаправленно, жестко и с использованием стратегии. Линуксоиды говорят что МС монополист. Но проблема в том, что МС находится в США. США это страна. Что может помешать США стать монополистом новых технологий? Им просто достаточно не показывать свои технологии, до поры до времени, а закидывать весь мир генно-модифицированными продуктами, дешевыми писюками, устаревшим ПО, может быть даже «свободным» ПО, показушно показывать свою готовность сделать шаг к СПО (в самом деле это не так уж и страшно сделать word совместимый с форматом .odt). А вы сидите и хаваете то что вам дают и даже не задумываетесь чем потом вам может все это обернуться. Так что господа линуксоды повсеместное внедрение вашего СПО, вместо разработки действительно нормальной пусть, даже и коммерческой, но ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОС, это только отсрочка… в неизвестность…
Аноним 22.12.2009 19:35:54
Предыдущий оратор: Вы некомпетентны. Свободное ПО и linux в частности на данном этапе - синоним соответствия международым стандартам.
Приватбанк - Больше 10 000 рабочих станций работают на Linux. Все ПО банка работает с ОС Linux. Экономия составляет 10ки миллионов долларов.
Peugeot Citroen - 20 000 рабочих станций и 2 000 серверов были переведены на Linux.
Union Bank of California - Банк Калифорнии, вся IT инфраструктура работает на Linux.
Pioner Petroleum - Крупная сеть автозаправок в Канаде перевели все рабочие станции на Linux.
Statoil - Крупнейшая нефтяная компания Норвегии перевела часть своей IT инфраструктуры на Linux.
Priority Healthcare - Фармацевтическая компания из Флориды, перевели всю IT структуру на Linux.
Deutsche Bahn - Немецкие железные дороги начали переход на Linux с 2004 года.
Spanair - Испанские авиалинии используют Linux для большинства своих операций.
Fiat - Использует Linux для работы системы продаж и поддержки в Европе.
Hundai - Система симуляции и анализатор краш-тестов использует Linux.
BMW - Linux установлен во всех датацентрах BMW.
BMW Williams Formula 1 - Использует Linux в системах аэродинамического моделирования.
Volvo - Linux используется в системах для краш-тестирования.
Thrifty - Компания, занимающаяся прокатом автомобилей, большая часть IT инфраструктуры использует Linux.
LIF - Шведская фармацевтическая компания, предоставляет данные о товарах используя OC Linux.
AIG Sales - Компания AIG перевела свою бухгалтерскую систему на Linux.
Amadeus Development Company - Компания Amadeus, которая предоставляет услуги резервации туристических поездок проводит все операции используя Linux.
Starwood Hotels - Сеть отелей по всему миру, используют Linux во всех системах резервации.
Axfood - Скандинавский розничный поставщик продуктов питания использует Linux для всех бизнес операций.
Unilever - Оптовый поставщик продуктов питания (Германия-Великобритания) с 2004 года переходит на Linux.
Banrisul - Один из крупнейших банков Бразилии, использует Linux в своих банкоматах.
Continental Airlines - Система резервации билетов работает на Linux.
Country Energy - Поставщик электричества в Австралии переводит все свои системы на Linux с 1995 года.
PayPal - Система мгновенных платежей в Интернет, используется Linux.
Qantas Airways - Авиакомпания, в которой Linux использует 80% датацентров.
Singapore Airlines - Авиакомпания, использующая Linux для системы сопровождения полетов.
Так же операционная система Линукс используется в государственных органах власти по всему миру:
Германия, налоговая служба - На Линукс переведено свыше 13 000 ПК.
Берлин, правительство - в 2005 году перевели 58 000 ПК.
Мюнхен, правительство - перевели 14 000 ПК на Линукс.
Франция, мин. образования - 3 000 серверов работают на Linux Rad Hat.
Новая Зеландия, налоговая служба - в 2005 году перевели 7 000 компьютеров.
Венисуэла, правительство - начиная с 2004 года, экономия 4 млрд.
Эстрамадура (Испания), правительство - 80 000 ПК в различных органах власти.
Австралия, правительство - экономия 55 млрд, для 55 000 компьютеров.
Австралия, правительство северных земель - с 2005 года экономия 35 млрд.
США, библиотека конгресса.
Португалия, мин. юстиции.
Швеция, армия и мин. обороны.
Швейцария, правительство.
Япония, правительство.
Вена, правительство - в 2005 году перешли на OpenOffice.
ЮАР, налоговая - Работает с SAP для Linux.
Новая Зеландия, мин. здоровья
Флорида, правительство
Индиана, правительство
США, национальная почта - с 1997 года работает с Linux.
США, национальная система судовой власти - с 2003 наботают на Линукс.
Бразилия, правительство.
Мексика, правительство.
США, агенция национальной безопасности.
Нью-Джерси, департамент по работе с населением.
Небраска, правительство.
Миссисипи, правительство.
США, бюро перепеси населения.
США, мин. энергетики - все лаборатории используют Linux.
ФБР.
NASA.
Южная Корея, мин. информатизации.
Шотландия, Скотландярд.
Дания, мин. финансов.
Нигерия, мин. образования - в 2003 году, все школы и институты переведены на Linux.
Google.
Все самые сощные суперкомпьютеры на данный момент.
Пётр 25.02.2010 09:27:34
Уважаемые господа, хочу сказать следующее. Сам я работаю учителем информатики в сельской школе. Приказали нам срочным образом перейти на линукс, прислали диски, и организовали курсы. Про курсы разговор отдельный потому что они на тему "как пользоваться линуксом и программами". Про установку, настройку и тд. ни слова. И вот теперь, потребовалось срочно организовать "опытную зону" для того чтобы до осени народ мог ознакомиться с новой ОС. Знакомятся, и что вы думаете? НЕ НРАВИТСЯ НИКОМУ!!. Я сам в ужасе, ведь с осени начинать работать, а как? К тому же столкнулся с нехваткой драйверов, проблемы с проекторами, сканерами, есть некоторое специфическое ПО, которое необходимо, и работает только под windows, в wine не работает, проверял. К чему я это все говорю? Считаю, что ситуация моя далеко не единична. Я простой учитель - моя задача учить детей. Почему я должен ломать голову над тем, как мне подключить проектор, сканер, принтер и пр. и пр.???? Я говорю это не в том смысле, что windows лучше. Дело то в том, что если уж делали для школы, то надо было учитывать уровень всех школ а не только "придворных". А в итоге - деваться то все равно некуда. Вне зависимости от результатов этого перехода крайним будет кто? Правильно.
Василий 06.04.2010 05:26:45
Пётр Снаружи линукс внутри винда??? Это конечно да. А я то думаю почему под линуксом до сих пор толкового FineReader нету и таких же коммерческих толковых программ которые есть в винде. Не линукс а wine двигатель прогресса, а wine это уже не линукс а эмулятор под винду, на котором конешно же можно втихушку использовать ворованное ПО. Благо сейчас портабельного софта хоть жопой ешь. Спорить будем?
Аноним 10.04.2010 17:01:07
Что вообще все к этому СПО прицепились? Вот когда перестанут нам компы поставлять, что тогда делать будете со своим линуксом? У сверхдержавы должны быть свои компьютеры, своя ОСЬ и свои программы, а не хз че привезенное откуда-то из-за бугра, собранное сдесь и толкаемое как отечественная сборка. Вот не придет новая партия комплектующих, что откуда собирать будем? Ведь своего-то нифига нету.
Аноним 15.05.2010 20:24:56
А уже начали же выпускать дистрибутивы офф.для школ, вот к примеру http://gsnews.ru/archives/112
ainur101 12.06.2010 12:05:50
Молодец аноним петору рот заткнул. Начнешь линуксоидам про их ООО ушатывать так те сразу мажутся нам типа ни ворд ни ООО в рог не уперся. И такие товарищи предлагают ГОМНО ЭТО ООО'шное внедрять? Всем миром ООО пишут уже не один год и написать достойный заменитель ворда не могут не говоря про OCR и после этого утверждается что над такими продуктами работают высококлассные специалисты со всего мира. Конешно же это о многом говорит, что сообщество само по себе вообще нифига сделать не может. Найдется один два человека, которые прогресс двигают, а остальные только потребляют нахаляву, да в коментах срут типа "Пиши еще". Мощное сообщество под названием линуксоиды а по другому школота или быдлохалявщики. От таких помощи не дождешся а только обосранным останешся. GPL код это вообще воровство сполшное. Выложишь в паблик хороший качественный исходник, где гарантия, что кто-нибудь его не приберет? Ходи потом доказывай что твой код угнали, а то еще виноватым остаться можешь.
ЫЫЫ 27.08.2010 16:20:58
Linux в школе реален только как обучение детей информатике. Для решения административных задач - вряд ли. http://younglinux.info
max 05.09.2010 16:52:54
Цитата
max пишет: Linux в школе реален только как обучение детей информатике. Для решения административных задач - вряд ли.
Чешуя! Три года на моем рабочем административном ПК линукс, интернет-переписка с РайОНО, отчеты в текстовых доках и электронных таблицах и полет нормальный!
Гость 10.09.2010 06:35:58
Цитата
ЫЫЫ пишет: GPL код это вообще воровство сполшное. Выложишь в паблик хороший качественный исходник, где гарантия, что кто-нибудь его не приберет? Ходи потом доказывай что твой код угнали, а то еще виноватым остаться можешь.
Ну не выкладывай в GPL раз так жалко, это твое авторское право - написать код и как Кащею над златом чахнуть. Под GPL выкладывают те - кто пишет для всех и кому не жалко.
Гость 10.09.2010 06:39:14
Цитата
Аноним пишет: Пётр
Снаружи линукс внутри винда??? Это конечно да. А я то думаю почему под линуксом до сих пор толкового FineReader нету и таких же коммерческих толковых программ которые есть в винде. Не линукс а wine двигатель прогресса, а wine это уже не линукс а эмулятор под винду, на котором конешно же можно втихушку использовать ворованное ПО. Благо сейчас портабельного софта хоть жопой ешь. Спорить будем?
Кста, FineReader коммерческий уже написан и под Линукс - гугл в помощь. Но есть и СПО CuneiForm.
Гость 10.09.2010 06:43:23
9 сентября Министерство образования Омской области разослало инструктивное письмо для руководителей подведомственных образовательных учреждений с рекомендуемым планом перехода ОУ на СПО. http://community.livejournal.com/ru_foss/74835.html толковый документ.
Гость 10.09.2010 06:51:27
Цитата
Гость пишет:
Цитата
max пишет:
Linux в школе реален только как обучение детей информатике. Для решения административных задач - вряд ли.
Чешуя! Три года на моем рабочем административном ПК линукс, интернет-переписка с РайОНО, отчеты в текстовых доках и электронных таблицах и полет нормальный!
Да, но возможно у вас немного больше проблем, чем у стандартных пользователей Windows. А все хотят как проще.
Гость 10.09.2010 10:44:13
Половину противников Линукс, высказавшихся здесь я не понимаю. Нравятся дорогие, мощные, коммерческие программы? Которые без сомнения лучше чем аналогичные, но разработанные для бесплатного выкладывания для общественного пользования? Ну так кто мешает их купить? Покупайте! Проблема в том, что Вы хотите, чтобы Вам их подарили! Вы ставите вопрос так, как будто бы нам дарят и Windows и FineReader и квантовые компьютеры и ИИ, а мы отказывамся!
Никто нам ничего не дарит!
Поэтому Вы можете все перечисленное купить. И совершенно непонятно, откуда столько претензий к людям, которые предлагают альтернативу - почти тоже самое, но бесплатно?
Алексей Ушаков 10.09.2010 21:10:18
карочи программа первращения детей в тупых рабов продолжает свою работу....министру "ура!!!!"
Алексей 03.09.2011 15:03:06
OC Windows - это инструмент глобализации мира. Большинство об этом даже не догадываются полагая, что это гуманитарная помощь, продиктованная заботой о россиянах. С начала 1990 гг. продукты MS насаждались в России вместе с идеологией потребления. Вопрос лицензирования ПО почему-то не возникал, видимо выжидали, а потом, когда уже и дети подсели на иглу MS(игры в основном только на windows), завопили о нарушении авторских прав. Но самое страшное - не плата за лицензирование, а то, что нет и не бутет аналогичный российских продуктов. Создать что-то похожее на ОС Windows не получится, потому, что за последние 20 лет все, кто мог это сделать, или уехал или потерял квалификацию, да и времени на это уже не осталось. Решение о внедрение в России свободного программного обеспечения я считаю единственно правильным. Линукс сообщество насчитывает более 1000 разработчиков только ядра ОС. Это люди со всех частей мира, которым не нравиться доминирование одной компании в вопросах развития IT технологий и которые имеют свои взгляды на положение вещей. За почти 20 лет в Линукс вложен огромный интеллектуальный потенциал. Что лучше: windows или Linux - не правильная постановка вопроса. Надо говорить о том, что полезно для страны. И если сейчас нам трудно в изучении новой ОС, то завтра наши дети смогут на равных конкурировать с другими, получив знания из открытого кода свободных программ. У них будет возможность сделать ее действительно лучшей операционной системой.
ssh-klc 04.09.2011 11:40:13
OC Windows стала символом глобализации и перейти на Линукс нужно сначала малограмотным чиновникам, а только потом они (если поймут и научаться пользоваться) будут внедрять в школы.
Александр 16.09.2011 16:40:10
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.