В сентябре правительство России рассмотрело и одобрило стратегическую программу развития железнодорожной отрасли страны до 2030 г. В связи с этим начальник департамента информатизации и корпоративных процессов управления РЖД Алексей Илларионов в своем выступлении на 12-й ежегодной отраслевой конференции “Инфотранс-2007” отметил, что реализация такой программы невозможна без всесторонней опоры на информационные технологии и поэтому их развитию в РЖД придают особое значение.
По словам г-на Илларионова, главная задача ИТ-департамента РЖД теперь заключается в совершенствовании системы управления холдингом -- улучшении методов управления, поддержке изменений организационной и функциональной моделей компании. К числу важнейших направлений он отнес также улучшение взаимодействия с дочерними структурами, систематизацию усилий в области управления перевозками, создание единой системы управления инфраструктурой РЖД, совершенствование управления финансово-хозяйственной деятельностью.
Основная сложность в решении всех этих задач заключается в том, что сегодня в холдинге насчитывается около 3,5 тыс. разномасштабных слабо увязанных между собой прикладных систем, поддерживающих его хозяйственную деятельность. Как подчеркнул г-н Илларионов, при их внедрении сами рабочие процессы в большинстве своём не изменились. Так, электронный документооборот, который функционирует в этих системах, для холдинга по сути является вторичным, не имеет юридической значимости, а основная деятельность РЖД по-прежнему опирается на бумажные носители. “Без изменения этой ситуации, без включения информационных систем (а следовательно, и электронного документооборота) во все стадии основного технологического процесса РЖД мы ничего принципиально не изменим. Поэтому при разработке таких крупных систем, как управление перевозками или инфраструктурным хозяйством, во главу угла нужно ставить решения, которые переводят документооборот в электронную форму и делают ее неотъемлемой частью технологического процесса холдинга. Здесь, кстати, заложены резервы сокращения рутины (которая в компании сейчас процветает) за счет автоматизации, отметил Алексей Илларионов.
К разработке приоритетных направлений развития ИТ в РЖД подключены и партнеры холдинга. Однако отныне требования к ним существенно ужесточаются. “Той свободы, которая у разработчиков была прежде, больше не будет. Интеллектуальные продукты сложны, поэтому контролировать их нужно в процессе разработки, а не только на выходе. От того, какие технологии и инструменты разработки используют партнеры, зависит качество создаваемых ими продуктов. Мы будем требовать от партнеров соблюдения отраслевых стандартов, разрабатываемых сейчас в РЖД, и контролировать их соблюдение. Нам нужны партнеры, чья внутренняя технология основана на современных и понятных принципах” — так определил г-н Илларионов новые подходы РЖД к выбору партнеров.