Участники ИТ-рынка всё активнее осваивают различные способы привлечения внешних заимствований. Так например, в июле в секторе инновационных и растущих компаний ФБ ММВБ появились паи закрытого паевого инвестиционного фонда “ФИНАМ — Информационные технологии”. В августе там же началась котировка обыкновенных акций ИТ-компании “Армада”. В июне о решении выпустить корпоративные облигации объявила фирма “НКК Финанс”. А в конце лета своё намерение выйти на IPO обнародовала “Лаборатория Касперского”. Зреют подобные планы и у других ИТ-игроков. А какова в данном вопросе позиция дистрибьюторских фирм? Вот что рассказали нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину председатель совета директоров RSI Всеволод Крылов и коммерческий директор этой же компании Вадим Лата.
PC Week: Вашей компании приходилось прибегать к внешним заимствованиям?
Всеволод Крылов: Естественно, RSI в процессе своего развития брала деньги взаймы у различных банков. Мы и сейчас пользуемся услугами банка, являющегося нашим давним деловым партнёром. Причём в последние три года общий объём привлечённых средств у нас практически не меняется. Банк, c которым мы работаем, даёт нам кредит под процент, незначительно превышающий ставку рефинансирования, установленную Центробанком РФ (сейчас она составляет 10%. — В. М.). И это нас устраивает, так как прибыльность дистрибьюторского бизнеса хотя и падает, но всё же остаётся на таком уровне, когда брать банковские кредиты имеет смысл.
PC Week: А какова, на ваш взгляд, сейчас примерная прибыльность дистрибьюторского бизнеса у крупных московских и петербургских компаний?
В. К.: Разумеется, у каждого дистрибьютора она своя и, в зависимости от товарной линейки, колеблется в весьма широких пределах. Но применительно к традиционным периферийным устройствам её средний уровень, как показывают наши расчёты, составляет примерно 15%. В то время как всего лет пять назад этот показатель был значительно выше -- около 25%. Основная причина падения прибыльности — резкое увеличение затрат на логистику. Поднять же цены на товар адекватно росту этих расходов не всегда возможно по той причине, что практически в каждом сегменте ИТ-рынка ещё остались так называемые “серые” поставщики, ухитряющиеся, несмотря на все запреты, протащить товар через границу с нарушением таможенного законодательства. И хотя доля “серого” импорта в общем объёме российского рынка ИТ-товаров невелика — по нашим оценкам, в целом по рынку периферийных устройств (для нас это основное поле деятельности) она составляет менее 5% от общей стоимости товаров, — на процессы ценообразования “серый” импорт оказывает весьма значительное влияние.
PC Week: Какие меры по борьбе с “серым” импортом периферийных устройств вы считаете наиболее действенными?
В. К.: Этим летом вышел приказ ФТС, обязывающий всех импортёров отдельных видов компьютерного оборудования указывать в таможенных декларациях серийные номера ввозимых устройств. Эта мера хотя и приводит к дополнительным хлопотам по оформлению товара, но позволяет защитить склады дистрибьюторов и дилеров от необоснованных арестов по подозрению в контрафакте. Ведь копии такой декларации обычно достаточно для подтверждения того, что оборудование ввезено с соблюдением всех норм таможенного законодательства. А вот у тех, кто этой копией не располагает, действительно могут быть серьёзные проблемы с проверяющими органами, интенсивность рейдов которых постоянно возрастает. Разумеется, нашим дилерам мы предоставляем копии деклараций по первому требованию.
PC Week: Не секрет, что деньги на развитие бизнеса компания может взять практически бесплатно, уступив — на тех или иных условиях — часть своих акций какому-либо инвестору или выведя эти акции на свободный фондовый рынок. Примеры такого рода операций на отечественном ИТ-рынке есть, хотя их пока и не так много. А вы присматриваетесь к этим примерам?
В. К.: Да, присматриваемся, но в ближайшем будущем расширять список акционеров RSI не планируем. Как не планируем выход на IPO и на рынок корпоративных облигаций. Однако возможность проведения таких операций в дальнейшем не исключаем. Хотя всестороннего анализа их плюсов и минусов мы пока не проводили. Возможно, и зря, но всему своё время.
PC Week: Бытует мнение, что в России кредиторы бегают за заёмщиками более активно, чем заёмщики за кредиторами. Это утверждение справедливо?
В. К.: Видимо, да. Если бы у нас была необходимость в привлечении дополнительных заёмных средств, то соответствующие финансово-кредитные учреждения мы могли бы найти недели за две. Но мы стараемся увеличивать свои доходы не “экстенсивными”, а “интенсивными” средствами. Проще говоря, постоянно стремимся повышать оборачиваемость склада за счёт оптимизации внутренних бизнес-процессов и улучшения взаимодействия с дилерами и поставщиками. А кроме того, пытаемся снизить уровень заёмных средств за счёт использования операций факторинга.
PC Week: Факторинг — модное слово, но боюсь, не все наши читатели понимают, что кроется за этим термином. Нельзя ли в двух словах рассказать о сути факторинговых операций?
Вадим Лата: Операция факторинга похожа на операцию финансового кредитования. Но имеются и весьма существенные различия. Понять их проще на примере. Предположим, у дистрибьютора есть клиент — например, сеть магазинов, — которому удобно работать на 60-дневных кредитах. Мы не даём деньги взаймы (это не наше направление деятельности) и не готовы предоставить на такой срок товарный кредит. Но, имея договор с банком на факторинговые услуги, мы можем оформить трёхстороннее факторинговое соглашение. Стоимость факторинговых услуг — в настоящее время в нашей стране она обычно лежит в диапазоне от 1,2 до 1,4% в месяц — оговаривается с дилером и транслируется на него. Образно говоря, в случае осуществления факторинговой операции кредитование предоставляется нам на товар, который мы отгружаем дилеру.
В установленные сроки — в данном случае 60 дней — дилер оплачивает товар на специальный субсчёт в банке. Банк же возвращает нам часть “кредитных денег” не через 60 дней, а через три-четыре. А остаток -- по мере получения денег от дилера за вычетом факторинговых комиссионных. Таким образом, эта финансовая услуга позволяет нам сохранять оборотные средства. Правда, мы заключаем с банком договор, что ежемесячно в рамках этих услуг будем выбирать некоторую сумму. Но при этом у нас остаётся свобода действий в отношении того, кто из наших дилеров такой услугой воспользуется.
PC Week: А не проще ли дилеру самому взять кредит в банке?
В. Л.: Как правило, получить дополнительный кредит для дилера — это дополнительная работа, а бывает, что он и так уже выбран. К тому же оформление кредита — весьма трудоёмкая операция, а решать надо всё быстро. Например, в этом году мы практикуем факторинг под корпоративные поставки, а там всё очень сильно завязано на сроки. Дилеру же в случае факторинга достаточно предоставить нам для банка минимальный комплект документов, и в течение недели все вопросы решаются. Да и потом от дилера требуется минимум усилий: подписать ещё одну копию накладной, ну и вовремя вернуть долг, разумеется.
PC Week: Спасибо за беседу.