Мы уже отмечали, что участники ИТ-рынка всё активнее осваивают различные способы привлечения внешних заимствований. Так, в феврале 2007 г. группа IBS прошла листинг, и сейчас её акции котируются на Франкфуртской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок. В июле в секторе инновационных и растущих компаний ФБ ММВБ появились паи закрытого паевого информационного фонда "ФИНАМ — Информационные технологии". В августе там же начали котироваться обыкновенные акции ИТ-компании “Армада”. В июне о решении выпустить корпоративные облигации объявила “НКК Финанс”. А в конце лета о намерении выйти на IPO сообщила “Лаборатория Касперского”. Зреют подобные планы и у других ИТ-игроков. А какой способ привлечения внешнего капитала лучше? Вот что рассказал нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину президент и один из основателей группы ABBYY Давид Ян.
PC Week: Для привлечения внешнего капитала существуют различные финансовые инструменты: получение кредитов, выпуск корпоративных облигаций, включение в состав акционеров портфельных или стратегических инвесторов, дополнительная эмиссия акций, выход на IPO и т. д. На ваш взгляд, какой из этих инструментов лучше всего подходит для ИТ-компаний?
Давид Ян: Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Как и ответа на вопрос “Какой сок лучше — томатный или апельсиновый?”. Всё зависит от задач, стоящих перед компанией, стадии её развития, а также от её размеров и положения на рынке. В любом конкретном случае стоит прислушаться к мнению профессиональных игроков финансового рынка, в частности инвестиционных компаний, консалтинговых фирм и т. д.
PC Week: Если можно, несколько слов о плюсах и минусах различных финансовых инструментов…
Д. Я.: Кредиты, как известно, надо возвращать, к тому же в нашей стране они не очень дешевые. Но это совсем не означает, что их не стоит брать ни при каких обстоятельствах. Кроме того, бывают случаи, когда государство даёт под достаточно низкий процент кредиты на реализацию различных федеральных, отраслевых или региональных программ. Например, под эти программы можно получить кредит на возведение производственных или офисных площадей.
Инвестиционные деньги хороши тем, что их не надо возвращать, но, с другой стороны, они размывают долю акционеров. Компания также обязана потратить их лишь в соответствии с бизнес-планом, оговоренным при получении инвестиций (на расширение штата и создание новой продукции, строительство нового офиса или производственных площадей, усиление маркетинговой активности и т. д.).
На IPO успешно могут выйти лишь компании с годовым оборотом не менее 50—100 млн. долл. и занимающие доминирующее положение в определённом сегменте рынка. В то же время компании с меньшим оборотом или достаточно скромным положением на том или ином сегменте рынка могут привлечь портфельных или стратегических инвесторов. Венчурных инвестиционных фондов сейчас много и между ними идёт весьма жёсткая конкуренция.
Необходимо также понимать, что привлечение инвестиций для компании, которая управляется основателями компании, — это не только доступ к финансовым средствам, но и ограничение свободы акционеров-основателей, обычно входящих в состав топ-менеджеров компании. Теперь далеко не любое решение можно принять, сидя на веранде со своим однокашником — сооснователем компании. Стратегические решения нужно выносить на совет директоров, защищать и выполнять годовой бюджет и пр. А в случае привлечения денег на бирже происходят ещё более радикальные изменения в компании, в структуре принятия решений и в отчётности.
PC Week: Какая принципиальная разница между портфельными и стратегическими инвесторами?
Д. Я.: Портфельного инвестора обычно интересует лишь рост стоимости приобретаемых им акций. Он покупает акции в расчёте на то, что через четыре-пять лет сможет их выгодно продать. Стратегического же инвестора в большинстве случаев интересуют люди, технологии или производственные мощности компании, в которую он вкладывается с расчётом в дальнейшем интегрировать её в свой производственный и/или логистический цикл, или, наоборот, закрыть, избавившись от ненужного конкурента.
PC Week: Бытует мнение, что в России инвесторы бегают за заёмщиками более активно, чем заёмщики за инвесторами. Это утверждение справедливо?
Д. Я.: Наверное, так оно и есть. С появлением в 2007 г. ОАО “Российская венчурная компания” (РВК) и других крупных инвестиционных фондов в нашей стране действительно складывается ситуация, характерная для США конца 90-х годов прошлого века, когда американские инвесторы готовы были инвестировать во “все, что движется”. Есть все признаки того, что инвестиционных денег на российском рынке с каждым годом становится всё больше. К сожалению, темпы прироста этих денег превышают темпы прироста компаний, готовых данные деньги с умом потратить. На мой взгляд, прежде чем создавать РВК, Россия должна была инвестировать не меньшую сумму в сеть бизнес-инкубаторов, из которых бы вышло необходимое количество обученных предпринимателей и молодых компаний, находящихся на ранних стадиях развития (seed stage и startup).
PC Week: Группе ABBYY приходилось прибегать к внешним заимствованиям?
Д. Я.: В 2002 г. мы получили небольшие инвестиции от шведского фонда Mint Capital. Но нам в то время нужны были не столько их деньги, сколько их экспертиза в области правильного управления компанией, финансовой дисциплины, консолидации иностранных представительств в 100%-ные дочерние компании и т. д. Я думаю, это был правильный шаг и мы, как компания, с тех пор, благодаря Mint Capital, сильно “повзрослели”.
PC Week: Выход на IPO не планируете?
Д. Я.: На ближайшие два-три года у группы ABBYY таких планов нет.
PC Week: Спасибо за беседу.