На проходившей в Сан-Хосе (США) конференции Enterprise Search Summit West корпорация Microsoft представила свои первые продукты для решения поисковых задач в масштабе предприятия — Microsoft Search Server (MSS) 2008 и Microsoft Search Server 2008 Express. Первый из них является коммерческим продуктом, второй — его бесплатным вариантом. Как было объявлено, версия Express имеет ту же функциональность, что и основная, но у нее не столь высокие возможности балансировки нагрузки и обеспечения высокого уровня доступности. Достоинством Express являются также упрощенные процедуры его установки и администрирования.
Обе новинки созданы на базе поискового механизма, реализованного в Microsoft Office SharePoint Server (SPS). Фактически Search Server 2008 — это выделенный в автономное решение инструмент SharePoint Server for Search, который ранее поставлялся только в составе SPS. Тем не менее окончательные версии поисковых серверов Microsoft выйдут только в первой половине следующего года, но MSS Express уже сейчас доступен для скачивания в виде кандидат-релиза.
Комментируя сделанные объявления, наблюдатели отмечают, что борьба на рынке поисковых систем сейчас из сферы Интернета расширяется в сторону корпоративных систем, и в этой связи подчеркивают, что Microsoft, как и в случае с Интернетом, по-видимому, сильно запаздывает с выходом на уровень предприятий, где уже обосновались ее главные и весьма серьезные конкуренты. Так, Google предлагает сразу два своих продукта для нижнего и верхнего уровня производительности — соответственно Mini и Search Appliance. А IBM в прошлом году объединила усилия с Yahoo! по продвижению бесплатного поискового решения под названием IBM Omnifind Yahoo Edition.
Тем не менее аналитики расценивают шансы MSS на успех как достаточно высокие. Ведь теперь Microsoft будет бороться с той же Google на “своей территории” — в среде корпоративной ИТ-инфрастуктуры, опираясь на мощную поддержку собственной программной платформы. В этом плане очень характерно само название опубликованного компанией Forrester обзора MSS: “Microsoft: The Latest Disruptor In Enterprise Search” (“Microsoft: последний разрушитель корпоративного поиска”).
Правда, тут нужно отметить традиционную ахиллесову пяту продуктов Microsoft — их ориентацию на работу именно в окружении ПО корпорации, что явно недостаточно для функционирования в условиях гетерогенных сред. Как видно из представленной информации, MSS пока может проводить поиск информации лишь в файловых системах своих ОС, а также в папках SharePoint Server и в базах данных SQL Server. Однако эту проблему Microsoft уже давно научилась решать, используя возможности расширения своих продуктов партнерами и независимыми разработчиками.
В новые поисковики корпорации включены дополнительные (по сравнению с механизмом SPS) возможности федеративного поиска на базе стандарта OpenSearch; таким образом, MSS сможет работать напрямую с целым рядом приложений, поддерживающих эти спецификации. Многие софтверные поставщики, включая Open Text, Business Objects, Cognos и EMC, уже сообщили о намерении создать поисковые коннекторы, которые позволят сделать поисковые серверы Microsoft полностью совместимыми с системами этих компаний. Кроме того, сама корпорация заявила о ближайших планах выпуска собственных коннекторов для работы с решениями EMC Documentum и IBM FileNet.
Оценивая возможности новых продуктов Microsoft, стоит прислушаться к мнению экспертов Forrester. MMS, считают они, — это пока решение не верхнего корпоративного уровня, но оно вполне удовлетворяет требованиям массового потребителя, особенно из сферы малого и среднего бизнеса. Само появление Microsoft на этом рынке послужит хорошим стимулом для его развития. А в будущем здесь можно ожидать существенное изменение расстановки сил с перемещением корпорации в сторону лидеров.