Чуть более двух лет назад в России был принят закон об “Об особых экономических зонах (ОЭЗ) в РФ”, который заложил фундамент для реализации комплексной программы по стимулированию развития высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции и транспортной инфраструктуры. Впереди этап воплощения программы в виде конкретных проектов. В частности, одна из таких зон сейчас создается в Зеленограде. К её основным задачам отнесена разработка базовых прорывных технологий для выпуска высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках. Об особенностях данного проекта, а также об общих принципах построения ОЭЗ 1-му заместителю главного редактора PC Week/RE Игорю Лапинскому рассказал Сергей Комягин, назначенный в конце августа нынешнего года руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ по г. Москве.
PC Week: После многих лет работы в коммерческих структурах вы оказались на госслужбе. С чем связан такой переход?
Сергей Комягин: Как всякое большое дело, госслужба имеет много различных форм. И создаваемые сейчас ОЭЗ — это самый стык госуправления и серьезных инновационных девелоперских проектов, так называемое государственно-частное партнерство. Если посчитать, какой объем денег нужно освоить Федеральному агентству по управлению ОЭЗ, и представить масштабы предполагаемого строительства, то можно без ложной скромности сказать, что это один из самых крупных девелоперских проектов в России. Поэтому, наверное, очень правильно, что для реализации таких проектов приглашают людей из бизнеса, понимающих, как это нужно делать и как привлекать внешние инвестиции. Маленький пример. Когда я ознакомился с материалами по проекту ОЭЗ “Зеленоград” (описаниями, презентациями и т. д.), то даже немного расстроился. Написано в общем-то все было правильно, но без учета живых бизнес-интересов потенциального инвестора. Поэтому для начала пришлось переделать большинство материалов так, чтобы мне самому было интересно на них смотреть. И теперь после демонстрации стандартного набора презентаций руководителям крупных западных компаний я вижу в их глазах интерес и понимание того, что же мы собираемся делать.
Пообщавшись со своими коллегами из других зон, я вижу, что и там ситуация очень похожая. Там много людей с опытом работы в коммерческих, в том числе финансовых структурах.
PC Week: Сколько сейчас создается ОЭЗ?
С. К.: В настоящее время в Российской Федерации создано 13 особых экономических зон (ОЭЗ) трех типов: две ОЭЗ промышленно-производственного типа: в Липецкой области и Республике Татарстан; четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа: в Москве, Московской обл., Санкт-Петербурге и Томске; семь туристско-рекреационных зон: в Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятия. Завершается процесс принятия закона по созданию портовых ОЭЗ.
То есть эти зоны охватывают практически все области бизнеса и жизни: от разработки, производства, дистрибуции конечного товара и вплоть до организации отдыха сотрудников. Это действительно комплексная государственная программа по стимулированию роста во всех областях нашей жизни и промышленности.
Федеральный закон “Об особых экономических зонах в РФ” был принят в 2005 г., но надо понимать, что для его реализации необходимо подготовить законы на региональных и местных уровнях, и это большая работа, поскольку именно в них прописываются механизмы исполнения федерального закона, без которых никакие практические действия не возможны. Часть документов, которые регламентируют работу зеленоградской ОЭЗ, например, принята только в нынешнем году. Фактически полтора-два года ушло только на создание соответствующей юридической базы для функционирования зоны. В этом смысле мне повезло, поскольку я пришел сюда в самое живое, самое интересное время, хотя и сейчас приходится что-то менять по ходу дела, ведь жизнь не стоит на месте.
PC Week: Давайте уточним, чем ОЭЗ принципиально отличается от технопарков, о которых ещё совсем недавно было много разговоров?
С. К.: В общем случае технопарк не предполагает преференции для резидентов в виде налоговых, таможенных и других льгот. Собственно, в Зеленограде уже есть действующий технопарк. При поддержке городских властей там созданы условия для активного развития молодых компаний. Существуют технопарки в Москве и Московской области, но ни в одном из них нет таких экономических условий и такой поддержки со стороны государства, какие предполагаются для ОЭЗ. В этом смысле ОЭЗ — это следующий уровень после технопарка.
Поясню на примере нашей зоны. Под ОЭЗ “Зеленоград” выделено два участка: промзона “Алабушево” (142 га) и часть территории инновационного комплекса МИЭТа (5 га). На втором участке у нас уже есть резидент — “Зеленоградский инновационно-технологический центр” (ЗИТЦ), располагающий подготовленными свободными площадями для аренды. Желающие уже сегодня могут снять помещение и начать выстраивать свой бизнес. Допустим, дела пошли хорошо, и перед компанией встает вопрос о расширении и открытии своего офиса. В этом случае она может выбрать место на участке “Алабушево”, выделенном именно для резидентов ОЭЗ, подготовить соответствующий проект и после его одобрения приступать к строительству офиса. Здание принадлежит компании с самого начала, а землю она берет в аренду, но после завершения строительства может выкупить в собственность.
С точки зрения таможни, выделенная в Алабушево зона не является территорией России. Это вдвойне удобно, если, например, резиденту для работы необходимо дорогостоящее оборудование — его можно ввезти в зону без растаможивания. Недавно со мной встречались представители компании, занимающейся промышленным дизайном. На десять человек им нужно только начального оборудования более чем на 20 млн. евро. Понятно, что освобождение от таможенных пошлин для них означает сокращение срока выхода на окупаемость.
То есть ОЭЗ — это существенно более глубокая и глобальная идея по сравнению с технопарком.
PC Week: Насколько я понимаю, основные работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ “Зеленоград” еще впереди. Что предполагается сделать на обеих её территориях?
С. К.: На территории инновационного комплекса МИЭТа будет построен ряд зданий, где разместятся бизнес-инкубатор (здесь небольшие компании могут снять помещение и начать работать), бизнес-центр, центр подготовки кадров для компаний-резидентов и центр трансферта технологий, концепция создания которого была подсмотрена в больших крупных технополисах (в частности, в США). Центр трансферта технологий — это что-то вроде постоянно действующей торгово-выставочной зоны, где компании смогут представлять свои решения и самих себя, обмениваться информацией и идеями. Специалисты крупных коммерческих структур, в том числе иностранных, смогут здесь ознакомиться с интересующими их новыми технологиями, а впоследствии и приобрести их отдельно или вместе с компанией-разработчиком.
Большие планы у нас и в отношении участка “Алабушево”. Центральную его часть где есть речка и несколько запруд, решено превратить в рекреационную зону отдыха для сотрудников компаний-резидентов.
Кроме того, на этом участке планируется построить административно-деловой центр с офисными помещениями и всей необходимой инфраструктурой для деятельности резидентов: от службы “одного окна” и администрации до конгресс-холла и социально-культурных объектов. Предполагается также строительство вертолетной площадки для приема важных иностранных и российских гостей (из аэропорта Шереметьево на вертолете можно будет попасть в зону уже через 10 мин). Вся остальная территория участка будет занята компаниями-резидентами.
Кстати, рядом с участком “Алабушево” проходят линии Октябрьской железной дороги и находится станция Алабушево. На данный момент уже начата подготовка к пуску скоростного поезда из Москвы до этой станции с расчетным временем нахождения в пути 15 мин.
PC Week: Какой бюджет выделен на реализацию этих планов?
С. К.: Все абсолютно прозрачно. На обустройство двух территориальных участков ОЭЗ “Зеленоград” из госбюджета выделено 23,8 млрд. руб., причем эти средства федеральная и московская власти выделяют в равных долях. Деньги будут потрачены на создание инфраструктуры в ОЭЗ: дорог и транспортных развязок, электричества и тепла. В обычном девелоперском проекте данные затраты в итоге ложатся на плечи покупателей или арендаторов. В нашем случае, компании-резиденты бесплатно получают готовую инфраструктуру, что существенно удешевляет стоимость их проектов.
Во многих случаях это может явиться большим экономическим стимулом, чем перечисленные выше налоговые и таможенные преференции.
PC Week: А на какие цели вы предполагаете привлекать средства частных инвесторов?
С. К.: Тут много вариантов. Начнем с того, что зона строится по кластерному типу, а это означает, что помимо фирм уровня бизнес-инкубатора в ней будет несколько крупных компаний-резидентов, нуждающихся в различных услугах. Соответственно вокруг них сформируется круг более мелких резидентных структур, которые займутся их предоставлением. Крупным резидентам работать в зоне выгодно, но им придется инвестировать в строительство зданий для себя, а возникающий вокруг них бизнес — это тоже инвестиции. Например, наверняка резидентам ОЭЗ (большим и маленьким) потребуется датацентр. Представляется разумным, что какая-либо компания построит его на свои средства, а затем будет продавать услуги резидентам. То же самое касается подготовки кадров — государство этим заниматься не будет и для этих целей мы приглашаем фирмы, которые будут это делать на коммерческой основе. Очевидно, потребуются услуги связи, call-центра и т. д. Значительные инвестиции потребуются и в строительство жилья для тех, кто будет работать в зоне.
PC Week: Частной компании не всегда просто найти средства для, скажем, возведения собственного офиса. Территориальное управление ОЭЗ помогает в поиске инвесторов или это не его задача?
С. К.: Мы не регулируем этот процесс напрямую, но, безусловно, нам приходится решать проблемы вместе с компаниями. С некоторых пор мы ежемесячно проводим круглые столы с существующими и потенциальными резидентами и видим, что у них много общих вопросов и проблем. В частности, вопрос, где взять средства на строительство здания (при том, что это, несомненно, выгодное вложение денег), решается проще, если набирается пул заказов от нескольких компаний. В этом случае гораздо легче разговаривать с банками, поскольку их интересуют прежде всего крупные сделки. Кроме того, они понимают, что все делается в рамках госпрограммы, и это тоже сказывается положительным образом. Поэтому в этих процессах мы выступаем в роли неформального лидера.
PC Week: Сколько на сегодняшний день зарегистрировано резидентов ОЭЗ “Зеленоград”?
С. К.: В начале этого года в зоне было две компании: ЗИТЦ и “Альфачип”.
В середине года соответствующие документы получил Научно-исследовательский институт электронного специального технологического оборудования. А на недавно состоявшемся Экспертном совете еще пять компаний получили одобрение. Так что компаниям, которые предпочитают выждать и посмотреть, я советую поторопиться, так как возможность использовать данную государственную инициативу не безгранична.
Чтобы стать резидентом, компания должна пройти определенную процедуру. Прежде всего, её деятельность, конечно, должна вписываться в тематику ОЭЗ “Зеленоград” (а это различные направления в области ИТ, системы навигации и управления, лазерные, плазменные и биотехнологии, серверное обеспечение, нанотехнологии и источники энергии). Но этого мало — нужно подготовить серьезный бизнес-план, который сначала мы проверяем сами, а потом направляем экспертам. Кроме того, необходимо предоставить подтверждение, что компания располагает финансовыми средствами для закупки необходимого ей оборудования, начала строительства, если таковое предполагается и т. д. То есть бизнес-план должен быть подкреплен реальными деньгами. Затем информация о компании выносится на экспертный совет, и только после его одобрения с нею подписывается соглашение. Это процесс не быстрый. Но мы уже работаем в данном направлении с 35-ю фирмами.
PC Week: Зачем нужны иностранные компании в качестве резидентов, если зона создается как точка роста российской экономики?
С. К.: По мере развития глобализационных процессов граница между российскими и нероссийскими фирмами очень размывается. Если посмотреть регистрационные документы многих крупных российских компаний, то выяснится, что одни зарегистрированы на Кипре, другие еще где-то, и формально они российскими не являются. С другой стороны, есть примеры, когда иностранные компании открывают у нас производство, создают рабочие места, при этом условия труда там для россиян могут быть заметно лучше, чем в российских фирмах. Это хорошо, что рынок в России стал привлекательным для иностранных компаний, и ОЭЗ предоставляет им возможность чуть более дешевого входа на наш рынок.
Вообще ОЭЗ “Зеленоград” я бы представил как своеобразный аналог Силиконовой долины, где высокотехнологические компании сконцентрированы в одном месте и, находясь в одном кластере, как бы сами друг друга подстегивают, подтягивают, обмениваются передовыми идеями — и рождается что-то новое. Ведь зачастую интересные идеи приходят в голову во время общения в курилке, а не за рабочим столом.
Создание зон — это попытка обеспечить комфортные условия для развития перспективных направлений, в том числе прикладных исследований, внутри России. Это главная идея. А если есть условия и есть компании, которым это нужно, то можно рассчитывать на положительный результат.
PC Week: Спасибо за беседу.