Решительный выход Microsoft на рынок бизнес-аналитики состоялся всего несколько лет назад, и хотя корпорация, по оценкам аналитиков (IDC, Gartner), пока не входит в число явных лидеров этого направления, ее влияние на развитие всего данного сегмента ПО, по мнению тех же экспертов, очень существенно. Так или иначе, но компания, если оценивать ее деятельность в стоимостных показателях поставок продуктов, является в последние годы самым быстрорастущим BI-игроком, а это означает, что ее доля на рынке неизменно повышается (см. PC Week/RE № 41/2007). В сентябре Microsoft выпустила качественно новый для себя продукт PerformancePoint Server 2007 (см. PC Week/RE № 36/2007), заявив таким образом о своих намерениях занять достойное место в активно развивающемся сегменте средств управления эффективностью бизнеса (business performance management, BPM). Именно первой презентации данного продукта и была посвящена прошедшая в октябре в Москве конференция Microsoft Business Intelligence.
Главным докладчиком на ней выступила Кристина Керр, менеджер Microsoft по продуктам BI. В перерыве между презентациями с ней побеседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
PC Week: Как вы оцениваете ситуацию на рынке бизнес-аналитики и как здесь позиционирует себя ваша корпорация?
Кристина Керр: Главный рыночный процесс — консолидация игроков. На первые позиции выходят поставщики инфраструктурного ПО, и это вполне естественно, если учесть, что они могут предложить существенно более широкий спектр BI-продуктов, интегрированных с огромным числом других прикладных решений. Microsoft находится тут в уникальном положении, поскольку работать с ее средствами бизнес-аналитики можно через офисные приложения, хорошо знакомые массовому пользователю. Собственно в этом и заключается ключевой элемент BI-стратегии корпорации: предоставить самому широкому кругу сотрудников компаний возможность работы с инструментами, функционал которых ранее был доступен лишь элитному слою аналитиков.
Так что когда мы говорим о BI-платформе Microsoft, то нужно иметь в виду, что она представляет собой трехслойную систему. Ее нижний, базовый уровень представлен нашим SQL Server 2005 с включенными в него службами интеграции, анализа и отчетности. На среднем уровне располагаются офисные продукты для конечного пользователя, — и здесь главная роль при решении BI-задач отводится Excel 2007 и SharePoint Server 2007. А на верхнем находится BPM-система — демонстрируемый сегодня в Москве новый PerfomancePoint Server (PPS) 2007. Кстати, обратите внимание, что PPS также относится к семейству MS Office.
PC Week: Некоторые ведущие BI-игроки утверждают, что ранее известные средства аналитики и отчетности — это уже пройденный этап и технологическое развитие данного рынка связано исключительно с решением задач управления эффективностью бизнеса с помощью инструментов прогнозирования, сложных моделей анализа и других интеллектуальных средств. Что вы думаете по этому поводу?
К.:К: Нет, я бы не сказала, что традиционные BI-инструменты — какие-то технологии из прошлого и что их развитие остановилось. Таким же образом можно было бы заявить, что бумажные газеты — это прошлое, а будущее связано исключительно с Интернетом. Но ведь это не так. На самом деле только сейчас BI-средства становятся обычными продуктами для бизнес-пользователей, необходимыми не для принятия каких-то уникальных решений, а в каждодневной текущей работе. Поэтому развитие платформ бизнес-аналитики идет по всем направлениям: появляются качественно новые средства для решения более сложных задач и одновременно ведется постоянная модернизация инструментов, относящихся к категории традиционных. Мы считаем, что обеспечение использования BI на массовом уровне —не менее актуальная и интересная задача, чем решение уникальных интеллектуальных проблем.
PC Week: В чем специфика BI-стратегии Microsoft?
К. К.: Наверное, можно говорить об отличиях в подходах Microsoft к ее реализации по сравнению с другими вендорами, но внутри корпорации BI-направление в целом следует традиционной стратегии. Мы рассматриваем бизнес-аналитику не как какую-то автономно сферу применения ИТ, а как один из компонентов общей среды поддержки деятельности информационных работников. Соответственно BI-средства для нас — это интегрированная часть платформы Microsoft в целом. Мы также считаем, что повышение удобства работы пользователя — задача не менее важная, чем создание каких-то новых функций анализа.
Профессиональный аналитик обязательно должен глубоко понимать внутреннюю суть применяемых моделей. Но для массового пользователя в этом нет необходимости, ему нужно предложить простые механизмы применения проверенных моделей и функций анализа.
PC Week: С точки зрения потребителя такой подход очень привлекателен. Однако от компании, которая претендует на роль лидера, всё-таки требуется не только умение донести созданные кем-то функции до пользователя, но и развить эти самые функции. Что делает Microsoft в этом плане?
К. К.: Наши конкуренты действительно порой критикуют нас за приземленный, если можно так выразиться, подход к применению высоких технологий. В частности, за то, что мы якобы сосредоточены на пользовательском уровне и не очень занимается развитием собственно функционала. Но такие упреки несправедливы. Например, если вы разберетесь с возможностями SQL Server, то поймете, что с помощью встроенных в него служб бизнес-анализа можно делать удивительно сложные вещи. Там есть очень сильные средства разработки, которые позволяют заказчикам и партнерам создавать уникальные BI-решения.
Еще один пример — наш PPS, который интересен не только тем, что он представляет собой сейчас, но и тем, как он создавался. Полтора года назад Microsoft купила компанию ProClarity, а вместе с нею очень сильный аналитический продукт ProClarity Analytics Server (PAS). Можно было бы пойти традиционным для ИТ-отрасли путем, продолжая развивать это ПО под собственной торговой маркой. Но мы выбрали другой вариант — предложили новое комплексное решение, которое объединило три технологические линии: приобретенный PAS, уже существовавший у нас Business Scorecard Manager 2005 (управление ключевыми бизнес-показателями предприятий), а также новые средства, создаваемые в рамках внутреннего проекта Biz# (BizSharp) и предназначенные для решения задач планирования, бюджетирования и прогнозирования. В результате мы получили качественно новый продукт PPS 2007, выпуск которого, по мнению независимых аналитиков (например, Forrester), сразу приблизил нас к группе лидеров инновационного сегмента средств управления эффективностью бизнеса.
Но совсем другая задача — как сделать сложные, до недавнего времени уникальные технологии доступными для рядового пользователя. Мы гордимся, что умеем решать подобные задачи.
PC Week: Однако решение аналитических задач, а уж тем более категории BPM, связано с необходимостью использования данных из самого широкого спектра источников. В то же время Microsoft отличается приверженностью работе только внутри собственной платформы, в данном случае с SQL Server. Как решается проблема работы в гетерогенной среде с применением PPS?
К. К.: Мы отлично понимаем, что наши заказчики работают в неоднородном окружении, и полностью обеспечиваем им такой режим функционирования, но, конечно, оптимизируя технологические решения со своей стороны. В частности, это означает, что вопрос взаимодействия с источниками данных решается по-разному в зависимости от конкретных функций. Давайте посмотрим, как это делается в PPS.
Если вы занимаетесь задачами планирования, то прямого обращения к ERP-системе не требуется — тут достаточно Excel в качестве клиентского приложения и SQL Server как хранилища. При мониторинге ключевых показателей бизнеса нужно иметь прямой доступ к разным источникам данных, и мы предоставляем такую возможность либо через драйверы прямого обращения к различными ИТ-решениям, либо через коннекторы, которые могут создаваться и третьими фирмами. PPS при этом может внутри себя управлять метаданными, реализуя нужную пользователю систему индикаторов. Что же касается аналитического блока, то он функционирует на базе SQL Server как хранилища данных. Но информация туда собирается опять же из самых разных источников с помощью служб SQL Server Integration Services.
PC Week: Не дублируют ли функции PPS уже имеющиеся в SQL Server аналитические средства?
К. К.: Нет, они их расширяют. Приобретенные нами технологии PAS изначально были реализованы как высокоуровневая надстройка базового слоя бизнес-аналитики, имеющегося в SQL Server.
PC Week: Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что Excel — это самое популярное клиентское BI-приложение. Лет шесть назад Microsoft начала продвижение своего специализированного BI-клиента под названием Data Analyzer, но довольно быстро отказалась от этой идеи в пользу более универсального средства Excel. А вам не кажется, что функционал Excel за последние годы стал сильно перегруженным?
К. К.: Я так не думаю. Решающее слово о том, что именно должно быть в каждом из приложений, должны сказать пользователи. Конечно, мы экспериментируем, в частности, добавляя функционал, который, как нам кажется, будет востребованным, но бывает, что мы ошибаемся в прогнозах и тогда отказываемся от каких-то своих предложений. Наверное, с Data Analyzer произошло как раз что-то подобное.
Что же касается Excel, то неизменная популярность этого средства говорит именно о том, что, несмотря на какие-то возможные ошибки в его развитии, мы движемся правильным путем. Сегодня он может использоваться и как клиент для PPS: в среде Excel появляется специальная вкладка, в которой пользователь сразу видит доступные ему функции этого серверного продукта. Но обратите внимание, по умолчанию работа с PPS выполняется через Web-браузер, т. е. вы можете работать с данным решением из любого места, где есть Интернет.
PC Week: Спасибо за беседу.