Компания Cognos, один из ведущих игроков на рынке средств бизнес-аналитики ( см. PC Week/RE, № 41/2007), до сих пор в отличие от других поставщиков ПО Business Intelligence (BI) не очень активно занималась продвижением своих технологий в нашей стране. У нее нет здесь своего представительства, и управление бизнесом осуществляется из европейского отделения в Вене, что, впрочем, не мешало ряду отечественных системных интеграторов (Сolumbus IT, IBS, КРОК, “Микротест”) внедрять решения Cognos у корпоративных клиентов. Теперь, похоже, подошло время активизации работы компании в России, о чем свидетельствует проведение в середине ноября в Москве первой конференции для партнеров и заказчиков — Cognos Performance '2007.
Признаться, интерес к этому мероприятию со стороны пришедших на него ИТ-специалистов определялся не только возможностью получить обзор технологических предложений Cognos, но и желанием узнать о перспективах развития её бизнеса в нашей стране. Наверное, организаторы и намеревались осветить второй вопрос, однако этому явно помешали форс-мажорные обстоятельства: буквально накануне стало известно о предстоящем поглощении Cognos корпорацией IBM (см. PC Week/RE, № 43/2007). Понятно, что в такой ситуации говорить о ранее принятых маркетинговых планах вряд ли целесообразно, да и, учитывая состав участников сделки, в этом просто нет необходимости: с опорой на мощную инфраструктуру бизнеса IBM данное направление несомненно получит теперь сильный импульс развития в нашей стране. Наверное, именно поэтому в своем докладе управляющий директор Cognos по Восточной и Центральной Европе Дитер Клинка, сообщив столь важную новость, предпочел сконцентрироваться на технологических предложениях своей компании.
Одним из достоинств решений Cognos, по словам г-на Клинки, является то, что хотя их состав пополнялся в значительной степени в результате приобретения других специализированных разработчиков, компании все же удалось представить их в виде единой интегрированной платформы Cognos 8 BI. Второе преимущество — поддержка работы как с централизованными хранилищами данных, так и с распределенными неоднородными источниками информации. Обеспечивая единую точку входа к функциям бизнес-анализа, система в то же время базируется на ролевом подходе (в том числе в моделях лицензирования), что позволяет ее гибко настраивать под задачи заказчика с выбором нужного ему набора функциональных компонентов.
Благодаря приобретению компаний Adaytum и Frango (соответственно 2003 и 2004 гг.) Cognos смогла выйти на передовые позиции быстро развивающегося рынка средств управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM), представив зрелые решения для планирования деятельности предприятий, консолидации финансовых данных и управления картами показателей эффективности. Именно эти относительно новые решения — соответственно Cognos Enterprise Planning Solutions, Cognos Corporate Performance Management и Cognos Now! (Scorecarding) — вызвали, пожалуй, наибольший интерес со стороны участников московской конференции. Нынешней осенью Cognos сделала еще одно неплохое приобретение, купив компанию Applix, которая имеет очень хороший по составу BI-функций и оптимальный по стоимости набор продуктов для заказчиков среднего размера, а также для финансовых отделов крупных предприятий. Правда, аналитики отмечают, что для успешной борьбы на BPM-рынке Cognos должна также усилить свои предложения для управления ценообразованием и прибыльностью.
Хотя маркетинговые планы работы Cognos в контексте сделки с IBM на конференции официально почти не обсуждались, но предстоящее изменение статуса компании стало предметом активных разговоров в кулуарах. Мнения и партнеров, и заказчиков было единодушно: вхождение в состав IBM должно активизировать продвижение технологий Cognos в России. При этом отмечалось, что продуктовые линейки Cognos и IBM практически не пересекаются и очень удачно дополняют друг друга.
Вместе с тем высказывались осторожные опасения, что со временем IBM начнет поворачивать приобретенные технологии “под себя”, делая, например, акцент на использовании DB2 в качестве основной базы данных. А ведь Cognos всегда отличалась своей платформенной независимостью, которая позволяла интегрировать ее решения с широким спектром продуктов разных поставщиков, в том числе Microsoft. Впрочем, уход под крыло Голубого гиганта во многом объясняется как раз тем, что Cognos все чаще приходится конкурировать именно с мощными мегавендорами, быстро наращивающими возможности своих BI- и BPM-средств.
Тем не менее сделка IBM + Cognos может поставить перед российскими партнерами вопрос о более четкой ориентации на того или иного вендора. В частности, перед компанией Columbus IT: одно дело, когда в дополнение к Microsoft Dynamics предлагается продукт Cognos, и совсем другое, если название BI-решения будет начинаться со слова “IBM”.