Число три на прошедшей в середине ноября в Сан-Франциско конференции Oracle OpenWorld звучало столь часто, что могло бы стать ее неофициальным символом. Начнем с того, что в нынешнем году корпорация отметила завершение третьего десятилетия своего присутствия на мировом софтверном рынке. Начав свой путь с создания по сути первой промышленной реляционной СУБД, она сегодня, продвигаясь одновременно в трех направлениях, активно развивает три обширные продуктовые линейки: базы данных, ПО промежуточного слоя Fusion Middleware и бизнес-приложения Oracle Applications. А начало всему этому положили тридцать лет назад три наделенных недюжинным оптимизмом молодых человека — Ларри Эллисон, Эд Оутс и Боб Майнер. Воскресный день накануне открытия конференции случайно (а может быть, и нет) оказался годовщиной раннего ухода из жизни в 1994 г. Боба Майнера. Ему и посвятил первое из двух своих выступлений на форуме (случай в десятилетней истории OpenWorld уникальный) нынешний глава корпорации.
Занимательная история
Те, кто знаком с предельно жестким и по-своему артистичным стилем презентаций Ларри Эллисона, в этот воскресный вечер могли его просто не узнать. Рассказывая об истории своего детища, он вспоминал забавные, а иногда и совершенно курьезные эпизоды, хохотал сам, не дожидаясь реакции зала и находил неформальные добрые слова для всех, кто внес свой вклад в нынешнее процветание корпорации, включая и бывшего президента Рэя Лейна, ушедшего в отставку, как поговаривают, из-за личного конфликта с Ларри. (Мы уже отмечали недавно основные официальные вехи в истории корпорации -- см. PC Week/RE, № 42/2007).
Но кто кроме Эллисона может сегодня рассказать, к примеру, о том, как упомянутая троица отцов-основателей, почувствовав потребность в бухгалтере и не найдя претендентов на эту должность, предложила студенту, занимающемуся доставкой пиццы, должность своего первого финансового директора, когда узнала, что он изучал когда-то основы бухучета. Другими глазами мы посмотрели и на известный миф о том, что знаменитая СУБД была создана по заказу и на деньги самого ЦРУ. Реальная история сводится к тому, что компания отчаянно нуждалась в деньгах и стремилась осуществить хотя бы одну продажу создаваемой реляционной СУБД, которой к тому времени еще просто не было в наличии. Продавать было решено государственной организации. “Если уж блефовать, то по крупному”, — широко улыбаясь, пояснил Ларри. Поскольку фирма Ampex, где все они работали прежде, выполняла ряд контрактов по заказу ЦРУ, будущий глава Oracle обратился с предложением к знакомым людям из этой разведывательной организации и продал то, чего еще не существовало, за 48 тыс. долл. Вернувшись в офис, он сказал своим коллегам, что им теперь придется-таки довести разработку до конца, поскольку она уже продана государству. Проект сей, названный Oracle, завершился, впрочем, неудачей, что позволило компаньонам впоследствии без особых проблем взять это звучное имя для своей фирмы, прежде называвшейся довольно уныло — Software Development Laboratories.
“Первая коммерческая версия нашей СУБД вышла как Release 2.0,— с загадочной улыбкой продолжил просвещать аудиторию Ларри. — Почему? Ну кто, скажите, купит СУБД Version 1 у четырех парней из Калифорнии?” Вполне самокритично оценил он свою роль в тяжелом финансовом кризисе, пережитом компанией в 1991 г. и связанном с проблемами в управлении ею. Если кто-то подумал, что возраст берет свое и сентиментальность Эллисона стала неотъемлемой чертой его характера, то уже через пару дней он мог убедиться в ошибочности такой гипотезы. На сцене снова был прежний жесткий и уверенный в себе руководитель софтверного гиганта, а сделанные в его выступлении заявления заслуживают самого пристального внимания.
Платформа — цель и средство
Напомним, что еще в 2002 г., когда в стеке ПО промежуточного слоя Oracle был, по сути, только сервер приложений, мы высказали предположение о том, что истинная долгосрочная цель корпорации — иметь в своем арсенале полнофункциональную доминирующую прикладную платформу, не производя в отличие от главных конкурентов — Microsoft и IBM ни операционных систем, ни компьютерного оборудования (см. PC Week/RE № 27/2002).
Сегодня, когда в семейство Oracle Fusion Middleware входят десятки продуктов и технологий, цель эта представляется вполне достижимой. Довольно неожиданную поддержку Oracle получила в результате бурного развития движения Open Source: как оказалось, можно бесплатно поставлять ОС Linux (дистрибутив Red Hat) под собственной торговой маркой Oracle Enterprise Linux, предоставляя платную техническую поддержку (99 долл. в год за один сервер). Этот шаг корпорация сделала год назад, а теперь, как объявил Ларри Эллисон, в комплекте с ОС заказчик может бесплатно установить также ПО виртуализации серверов Oracle VM, построенное на базе ПО с открытым исходным кодом Xen Hypervisor и позволяющее инсталлировать в среде Oracle Enterprise Linux гостевые ОС Linux (Oracle и Red Hat) и Windows (Windows 2003, Windows Server 2003 и Windows XP) на серверах с процессорами семейств x86 и x86-64. Служба Oracle Support предлагает клиентам единую точку доступа к платной ежедневной и круглосуточной поддержке всех программных компонентов виртуальных сред, включая операционную систему Linux и продукты Oracle. Стоимость такой поддержки для одно-двухпроцессорных конфигураций составляет 499 долл. в год, а для серверов с большим числом процессоров — 999 долл. в год в расчете на одну систему.
Иными словами, упомянутый выше план построения программной платформы в настоящее время даже перевыполнен: Oracle может предложить своим заказчикам весь технологический стек — операционную систему, СУБД и ПО промежуточного слоя — из одних рук. Следует отметить также, что технология виртуализации в какой-то мере антагонистична представленной четыре года назад технологии Oracle Grid (см. PC Week/RE № 35/2003). Если Grid позволяет на ходу в зависимости от приложенной нагрузки подключать и отключать физические серверы, обслуживающие СУБД или прикладную логику, и тем самым более оптимально использовать имеющиеся на предприятии вычислительные ресурсы, то средства виртуализации дают возможность осуществлять аналогичное распределение ресурсов между виртуальными серверами в рамках одной физической машины. Первая технология в большей мере ориентирована на пулы дешевых блейд-серверов, вторая на мощные компьютеры с SMP-архитектурой. Что ж, теперь заказчик сможет сам делать выбор нужного ему варианта, “не выходя из магазина Oracle”. Некоторая неясность сохраняется, впрочем, относительно политики лицензирования. Когда г-на Эллисона спросили, как будет формироваться стоимость лицензии, к примеру, на СУБД Oracle, функционирующую в среде такой виртуальной ОС (число используемых процессоров может со временем меняться, а на одном процессоре теоретически способны работать два виртуальных сервера), тот фактически ушел от ответа, заявив, что клиенты могут сами выбирать наиболее выгодный вариант лицензирования.
Какой Fusion вам нужен?
Вторая часть выступления Эллисона была посвящена бизнес-приложениям и довольно неожиданно началась с того, что глава Oracle стал объяснять 42 тысячам участников форума, что же такое Fusion Applications. Почему неожиданно? Да потому, что об этом в деталях уже было рассказано на аналогичной конференции в 2005 г. Тогда считалось, что Fusion Applications — это построенная в сервисно-ориентированной архитектуре ERP-система, которая придет на смену продуктам Oracle E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards и Siebel, вобрав в себя все их лучшие качества. Сегодня, как оказалось, Fusion Applications — это бизнес-приложения, которые базируются на связующем ПО, поддерживающем открытые стандарты и архитектуру SOA, содержат встроенные средства бизнес-анализа и могут быть предоставлены в форме услуги по модели SaaS. А, следовательно, приобретенные ранее системы PeopleSoft, JD Edwards и Siebel, которым обещана бессрочная поддержка, постепенно, по мере того, как они будут развиваться в последующие годы, станут продуктами, которые, согласно новому определению, вполне можно будет также назвать Fusion Applications. Аналогичную метаморфозу претерпит и флагманский продукт Oracle E-Business Suite. А для упрощения интеграции всех этих приложений планируется выпускать специальные интеграционные пакеты Pre-Built Integration Packs, образующие так называемую интеграционную архитектуру Application Integration Architecture. На конференции было объявлено о предстоящем выпуске нового ее компонента Foundation Pack, предназначенного для интеграции решений Oracle с приложениями других вендоров и призванного помочь независимым разработчикам создавать композитные прикладные системы. Как это ни парадоксально, но согласно новому определению Fusion Applications, к приложениям данной категории вполне можно будет отнести, к примеру, и новые версии продуктов главного конкурента Oracle на рынке ERP — компании SAP.
Очевидно, что ожидать обещанного два года назад появления единого продукта Fusion Applications в 2008 г. (см. PC Week/RE № 37/2005) не приходится. Как заявил Ларри Эллисон, процесс этот растянется до 2012 г., а в следующем году будут выпущены лишь первые модули Fusion Applications, предназначенные для управления продажами. По его словам, главным их отличием от аналогичных компонентов CRM-системы Siebel станет мощная аналитическая поддержка сейлс-менеджеров, включающая инструменты Data Mining, что позволит им не просто строить прогнозы, но и реально увеличивать объемы продаж.
Очень успешно развивается технологический стек продуктов Oracle. О новшествах СУБД Oracle Database 11g, выпущенной нынешним летом, мы уже подробно писали (см. PC Week/RE № 39/2007). На очереди релизы 11g связующего ПО Oracle Fusion Middleware и средств управления Grid-архитектурой Oracle Enterprise Manager, бета-версии которых также были представлены на конференции. Не секрет, что в значительной степени наращивание технологических возможностей ПО промежуточного слоя Oracle обеспечивается за счет покупки фирм, преуспевших в той или иной области. По мнению президента корпорации Чарльза Филипса, этот способ наиболее оптимален и результативен. Многие компании, обладающие передовыми технологиями и знающие о подобной практике Oracle, стремятся поучаствовать в своеобразном конкурсе, главный приз которого — включение в состав корпорации. Как утверждает г-н Филипс, Oracle стала для таких фирм неким эквивалентом выхода на IPO.
Впрочем, некритичное расширение спектра продуктов, относящихся по классификации Oracle к линейке ПО промежуточного слоя (Fusion Middleware), с каждым днем выглядит всё более искусственно, и мы в свое время уже обращали внимание читателей на это факт (см. PC Week/RE № 28-29/2006). За прошедшие после указанной публикации два года в состав Fusion Middleware вошли также средства финансового планирования, бюджетирования и управления корпоративной эффективностью (Enterprise Performance Management), управления документами и контентом, инструменты BI, средства разработки и ряд других компонентов, которые при всем желании очень сложно отнести к категории связующего ПО. Думается, трех семейств для накопленного Oracle набора продуктов уже маловато. Вполне вероятно, что, разменяв четвертый десяток, корпорация наконец-то решится “выйти в новое измерение” и сформировать четвертую продуктовую линейку.