Иногда смотришь, что у европейцев вызывает бурю эмоций, и думаешь — ну надо же! Как говорится, нам бы их переживания. А вспомнилось это в связи с двумя громкими — по западным меркам — новостями, которые обошли передовицы, наверное, всех без исключения европейских и многих американских и азиатских изданий. Первая — пропажа в министерстве финансов Великобритании базы данных, содержащей номера банковских счетов и страховок и прочую конфиденциальную информацию по примерно 25 миллионам получателей детских пособий. Контраст с тем, что бывает в аналогичных случаях у нас, просто разителен. Там это нелепый случай — диски с данными кто-то додумался отправить обычной почтой, которая на сей раз дала сбой. Примечательно также, что премьер-министр Великобритании Гордон Браун был вынужден публично принести гражданам страны извинения за свой минфин. И это при том, что никто пока не располагает данными, что сведения о родителях и их детях стали предметом наживы или криминала. Власти помимо халатности обвиняются еще и в несвоевременном обнародовании информации — о пропаже широкой публике сообщили только почти через месяц (на разных инстанциях не слишком спешили информировать начальство о своем промахе), лишив тем самым получателей пособий возможности изменить хотя бы номера своих счетов. Наглядный урок радетелям за собирание с граждан всё более изощренных данных (биометрических и им подобных): гарантии защищенности этих сведений благодаря применению современных технологий безопасности теоретически выглядят стопроцентными, но на деле оказываются ничтожными — разве могут даже самые высокие технологии противостоять человеческой алчности или, что еще страшнее, глупости. Впрочем, для нас эти переживания британцев — этап, увы, давно пройденный.
Хотя бывают и исключения: например, только что благодаря футбольным перипетиям отборочного турнира Евро-2008 мы с британцами пережили одни и те же эмоции — и сильное разочарование от собственного поражения, и радостное возбуждение от чужой победы. Но нам повезло больше: эмоции-то были одинаковые, вот только порядок их следования оказался для нас несопоставимо более приятным. Так что это исключение скорее подтверждает тезис о том, что мы очень разные…
Вторая громкая новость — Apple iPhone будет в Германии официально разлочен! Это означает, что принадлежащий Deutsche Telekom оператор T-Mobile, который имеет с компанией Apple эксклюзивный контракт в ФРГ, где у последней нет своих магазинов, будет продавать этот невероятно раскрученный смартфон не только вместе с обязательным двухлетним контрактом на услуги связи (аппарат, способный работать только в сети T-Mobile, стоит 399 евро, а сам контракт оценивается в сумму от 1176 евро), но и без всяких контрактов и ограничений на использование SIM-карт других операторов (но уже за 999 евро). Произошло это благодаря удовлетворенному местным судом иску со стороны конкурента T-Mobile — компании Vodafone. Любопытно, что Vodafone сама рассчитывала диктовать правила игры, причем по всей Европе, если бы смогла получить от Apple эксклюзивный контракт. Но этого не произошло, “эксклюзив” был поделен и достался, в частности, O2 в Великобритании и Orange во Франции. Теперь Vodafone нужно лишь подставить подножку и этим конкурентам, благо прецедент создан.
С точки зрения российских реалий всё это не более чем забавно. Официально iPhone к нам не поставляется, но купить его, конечно же, можно — аппараты привозят из-за границы, перепрошивают (разлочивают и русифицируют) и продают — цены на стихийном сером рынке стартуют примерно от 1000 долл. Нравственные неудобства от использования смартфона, который был сделан не для России, понятно, мало кто испытывает. Впрочем и восторга, подобного наблюдаемому в Европе или Америке, уверен, у нас не предвидится, даже если iPhone появится совершенно официально с надлежащей гарантией. Те, кому этот аппарат нужен из соображений престижа, наверняка уже обзаведутся этой красивой штучкой. А разбирающиеся в функционале еще сто раз подумают, насколько целесообразно переходить на новую дорогую платформу, не обремененную большим разнообразием доступных приложений.