В первый рабочий день зимы стало известно: российская компания СУП, специализирующаяся в области интернет-медиа, выкупает популярный интернет-сервис LiveJournal у американской фирмы Six Apart. Сумма и другие коммерческие аспекты сделки не сообщаются, но тем не менее новость быстро вышла за пределы ИТ-сообщества — она была отмечена расширенными комментариями ведущих мировых информационных агентств и уже к вечеру попала в информационные выпуски всех российских телеканалов.
Действительно, наконец-то российский бизнес (причем родом не из ИТ-сферы) обратил внимание не на футбольные команды и не на предприятия сырьевого сектора, а на Интернет, решив занять боевую позицию в мировой ИТ-столице — в самой Силиконовой Долине. Более того, речь идет об одном из самых “горячих” интернет-направлений, связанном с развитием социальных сетей. Что стоит за этим шагом российских бизнесменов? Как могут развиваться события дальше? Поиску ответов на эти вопросы посвящены быстро появившиеся в Интернете комментарии зарубежных и российских аналитиков. Но прежде чем рассказать о них, стоит напомнить историю вопроса.
Сегодня уже всем известно: появлению социальных сетей мир обязан активности американских студентов на рубеже веков (см. PC Week/RE, № 41/2007). LiveJournal — не исключение из этого правила. Данный сервис появился в марте 1999-го, его создал Брэд Фитцпатрик, студент-программист Университета штата Вашингтон (Сиэтл, США), для общения со своими однокашниками и школьными друзьями. Для управления этой службой три месяца спустя была организована компания Bradfitz (это название — интернет-псевдоним Брэда), которую через три года переименовали в Danga Interactive.
В январе 2005 г. все права на LiveJournal приобрела Six Apart, компания, созданная в 2001-м и занимающаяся бизнесом в области интернет-сервисов; ее штаб-квартира находится в Сан-Франциско, региональные офисы — в Париже и Токио. Danga Interactive получила новое название LiveJournal, сохранив самостоятельный юридический статус. Брэд Фитцпатрик занял в Six Apart должность главного архитектора, но, по данным Википедии, с тех пор к развитию самого ЖЖ уже не имел отношения. В августе 2007-го он перешел на работу в Google, где сосредоточился на проектах, связанных с открытыми социальными сетями.
Отметим, что в университете Брэд изучал не только компьютерные науки, но и русский язык. Возможно, именно это стало причиной того, что в LiveJournal довольно хорошо была реализована поддержка кириллицы и сформирован самостоятельный сегмент русскоязычного сервиса. В свою очередь, это во многом объясняет решение Six Apart о продвижении в России данной службы, которая стала одной из первых реализаций идей социальных сетей в нашей стране и с тех пор удерживает лидирующие позиции в данной сфере.
Летом 2006-го на этот сегмент бизнеса обратил внимание Эндрю Полсон, работающий с 1993 г. в России американский предприниматель, имевший к тому моменту уже значительный опыт в реализации медиа-проектов в нашей стране. Для этого он основал и возглавил компанию СУП (по информации от источников в самой компании известно, что это имя появилось от SUPport — “поддержка”). Ключевым инвестором данного проекта стал Александр Мамут, получивший в свое время известность (не только в России, но и в мире) благодаря своим близким связям с Борисом Ельциным в пору его президентства. В октябре прошлого года СУП подписала лицензионное соглашение с Six Apart, в соответствии с которым получила права на развитие и обслуживание кириллического сегмента LiveJournal. И вот теперь она выкупила саму компанию LiveJournal и будет заниматься развитием данного бизнеса во всем мире.
По данным исследовательской компании Hitwise, LiveJournal сейчас занимает четвертую позицию в списке наиболее популярных персональных блог-сайтов после MySpace, Google Blogger и Yahoo 360, опережая таких сильных игроков, как Microsoft Live Spaces, Xanga и WordPress. Эксперты отмечают, что успех LiveJournal во многом объясняется реализованными в нем технологическими инновациями, которые, в частности, обеспечивают высокую скорость работы сайта и эффективный механизм авторизации пользователей. По сведениям аналитиков рынка, эта служба сейчас насчитывает 14,3 млн. учетных записей блоггеров, которые ежедневно публикуют 150 тыс. новых постов, и имеет до 20 млн. оригинальных посетителей в месяц. Русскоязычная часть характеризуется такими цифрами: 1,3 млн. блоггеров и 8 млн. читателей в месяц (это примерно в два раза больше, чем было год назад). Из этих данных видно, что соотношение “блоггеры/читатели” у нас и в мире существенно разнится, что отражает и важные содержательные отличия в русском и английском блог-пространстве.
Как отмечает в своем сообщении по поводу этой сделки агентство Рейтер, в США две трети пользователей блог-сайтов — это девушки 15—20 лет. В России же весьма значительную часть аудитории составляют интеллектуалы, а LiveJournal используют многие известные авторы как независимый канал общения с населением страны. Так или иначе, но, согласно подсчетам “Яндекса”, среди пользователей русскоязычного LiveJournal мужчины составляют 58%. Помимо жителей России сайт весьма популярен на Украине и в Израиле. Отметим также, что, по оценкам отечественных экспертов, в нашей стране LiveJournal по числу пользователей находится на второй позиции, уступая лидеру — сервису LiveInternet — совсем немного.
Так зачем же Six Apart продала столь перспективный бизнес? Вполне может быть, что причиной тому стало финансовое предложение, от которого трудно было отказаться. (Чтобы понять возможный уровень цен в этом бизнесе, напомним, что месяц назад Microsoft приобрела 1,6% акций компании Facebook, имеющей 50 млн. активных пользователей, за 240 млн. долл.). В комментариях западных СМИ проскальзывают намеки на то, что за данной сделкой, весьма вероятно, стоит намерение российских олигархов (и даже правительства) расширить свое информационное присутствие за рубежом, но компания LiveJournal, которая управляет сервисом, остается американской и подчиняется тамошнему законодательству.
Как бы то ни было, среди причин продажи LiveJournal чаще всего упоминают чисто деловые аспекты. Эксперты отмечают, что конкуренция в блоггерском сегменте возрастает, а с выходом на этот рынок такого игрока, как Microsoft, ситуация обострится еще больше. Не стоит забывать озвученный недавно прогноз корпорации: уже через два-три года на рынке интернет-рекламы сформируется тройка лидеров, которая будет контролировать 75—80% доходов. Однако есть и другой важный момент: реальные перспективы коммерциализации блог-направления как такового пока совсем не ясны. В комментариях в российских блогах, в частности, отмечается, что оптимистичные прогнозы годичной давности о высоком спросе на этот информационный канал со стороны рекламодателей пока явно не сбываются.
Так что вполне вероятно, что за шагом Six Apart можно как раз усмотреть желание вовремя избавиться от проблематичного бизнеса. Именно так трактуют некоторые наблюдатели заявление руководителя компании Криса Альдена о намерении сосредоточиться на других перспективных направлениях интернет-бизнеса.
А пока руководство СУП уже объявило о своих планах развития бизнеса. Акцент будет сделан на сотрудничество с сообществом пользователей LiveJournal. Взаимодействие будет проходить через сформированный канал обратной связи LJ_2008, где в том числе предполагается обсуждать вопросы расширения спектра услуг, технического усовершенствования сервиса, улучшения интерфейса и пр. Анонсировано также намерение сформировать LiveJournal Advisory Board — независимый наблюдательный совет, в который войдут эксперты индустрии и представители сообщества LiveJournal. Сказано, что одним из ключевых его членов станет основатель LiveJournal Брэд Фитцпатрик.