Несмотря на уже состоявшуюся победу в конкурсе на получение лицензий для предоставления услуг связи третьего поколения, операторы “большой тройки” не торопятся раскрывать свои реальные планы по развертыванию сетей 3G. И связано это даже не с неопределенностью по поводу поставщиков оборудования (поставщики радиотехники, базового оборудования и ИТ-решений для сетей окончательно определятся до конца 2007 г.), а с более значимой проблемой — сложностями с расчисткой уже выделенных частот.
В данный момент основным является вопрос частотного ресурса для сетей UMTS (1,9—2,1 ГГц), поскольку значительная его часть занята спецсвязью: к данной категории относятся как военные объекты (к примеру, центры связи и управления космической группировкой МО РФ), так и другие потребители — ФСБ, МВД и т. д. Несмотря на тот факт, что, по словам министра связи и информатизации РФ Леонида Реймана, в бюджете на 2008 г. заложено порядка 1 млрд. руб. на конверсию радиочастотного спектра, все это будет “размазано” на существующие в настоящий момент 86 регионов РФ, да и затронет далеко не только сети мобильной связи третьего поколения. Это значит, что значительные финансовые средства в проекты по расчистке частот операторам придется инвестировать самостоятельно (до 20 млн. долл. каждому). К слову, работу с каждой конкретной воинской частью, региональным подразделением внутренних войск, федеральной службой безопасности операторы будут проводить в индивидуальном порядке — дело в том, что они применяют разнотипное оборудование, точные границы использования которого зачастую даже не определены.
Кроме того, для “перемещения” силовых структур операторы будут вынуждены пойти на частичное или полное финансирование приобретения нового оборудования, пригодного для работы в новых диапазонах, заказать которое можно только у весьма ограниченного количества поставщиков. Вместе с этим придется оплатить необходимые исследования, которые проводят различные научно-исследовательские организации, имеющие соответствующие лицензии, на предмет возможности работы в “очищенном” спектре. Вдобавок значительное время уйдет на оформление новых объектов связи (ими признаются все вновь построенные базовые станции, которых для сетей 3G нужно будет как минимум на треть больше, чем для существующих сетей 2—2,5G), на что может уйти до девяти месяцев.
Лишь после расчистки диапазона Главный радиочастотный центр выдаст операторам решения об электромагнитной совместимости, а Россвязьохранкультура — номиналы частот для каждого региона, где планируется разворачивать сеть 3G. Таким образом, если техническую готовность сетей 3G операторы обеспечат в одном-двух десятках регионов (в основном в городах с населением 1 млн. человек и выше) до конца 2007 г., то к “точечному” оказанию услуг сотовой связи по условиям лицензий они смогут приступить лишь во II квартале 2008-го, а к полномасштабному — во второй половине 2009-го.
При этом говорить о какой-либо упущенной выгоде от отложенного запуска 3G, к примеру, в Москве для крупнейших операторов сотовой связи сейчас как минимум преждевременно: для привлечения в новые сети ожидаемых 200—250 тыс. абонентов потребуются значительные маркетинговые усилия и рекламные кампании, расходы на которые предусмотрены только бюджетами 2008 г.