27 ноября 2007 г. исполнилось 15 лет с момента открытия первого российского офиса корпорации Microsoft в России. Дата хотя и круглая, но всё же не юбилейная. Возможно, именно поэтому представительство компании в лице “Майкрософт Рус” решило не привлекать особого внимания СМИ к данному событию ( о десятилетнем юбилее см. PC Week/RE, № 48/2002). Тем не менее об этом стоит поговорить, так как по большому счету речь идет не столько о самой Microsoft, сколько о российском ИТ-рынке в целом.
Компьютерная отрасль по сути своей отличается весьма демократичным характером, который проявляется в том числе в наличии огромного числаигроков, вышедших на это поле. Но из них, конечно же, можно легко выделить тех, что относятся к категории “системообразующих”. Наверное, это будет не бесспорное утверждение, но, по моему мнению, таким игроком номер один в нашей стране является российское представительство Microsoft*. Разумеется, речь тут идет не только о хорошо измеряемых количественных бизнес-показателях, а, скорее, о таких трудно оцениваемых, но интуитивно понятных вещах, как вклад в развитие отечественного рынка и авторитет компании. Такой подход позволяет говорить сейчас именно о представительстве корпорации, а не о ней самой.
Конечно, положение “Майкрософт Рус” во многом базируется на мощном фундаменте ИТ-гиганта. Но вспомним — 10 лет назад Microsoft еще не была “первой среди равных”, но уже тогда была лидером в России. Главная причина тому — особенности внутреннего устройства корпорации, которое в отличие от того, как оно организовано во многих других глобальных компаниях, подразумевает существенно более высокую автономию ее региональных подразделений и более высокий уровень доверия к их лидерам.
В этой связи нужно отметить лозунг “Майкрософт Рус”, озвученный пару лет назад: “Помогать России стать мировым центром информационных технологий”. Разумеется, мы помним, что главная цель любого коммерческого предприятия — получение прибыли, а не благотворительность. Но это не мешает нам воспринимать данный лозунг вполне серьезно, тем более, что мы могли убедиться в искренности намерений представительства корпорации за прошедшие 15 лет. И не только в России: если посмотреть на общую стратегию деятельности Microsoft, то можно увидеть, что ее развитие идет и за счет наращивания присутствия компании на рынке, и во многом за счет расширения ИТ-рынка в целом.
Говоря о роли Microsoft для российской ИТ-отрасти, можно вспомнить многое, но один из моментов представляется наиболее ярким. Речь идет о первой встрече президента России с представителями отечественного ИТ-бизнеса в апреле 2001 г.: среди десяти приглашенных руководителей ИТ-предприятий лишь один — Ольга Дергунова — представлял зарубежную компанию.
Так получилось, что уже почти два последних десятилетия моей работы в значительной степени связаны с изучением и освещением в прессе технологий и бизнеса Microsoft. И мне довольно часто приходится слышать вопрос: “Почему СМИ так много пишут о Microsoft? Потому что она такая большая?”. Да, и поэтому. Но есть и другая причина — профессиональная ИТ-пресса заинтересована не в поддержке тех или иных конкретных игроков, а в развитии рынка в целом. И тут наши интересы с этой корпорацией довольно часто совпадают.
В этой связи хотелось бы вспомнить один весьма показательный эпизод. Два года назад я брал интервью у генерального директора “Майкрософт Рус” Биргера Стена, лишь недавно переехавшего в Россию из Норвегии. Речь помимо прочего шла о перспективах российских разработчиков в мире, в написанном мною тексте была такая фраза от лица “варяга”: “… в вашей стране очень много талантливых…”. Правок после согласования было немного, но одна носила принципиальный характер: “… в нашей стране…”.
Что же касается повода для написания этой статьи, то стоит сказать, что деятельность Microsoft в России началась не 15 лет назад, а несколько раньше. Тут можно вспомнить, что первый визит Билла Гейтса (мало известного тогда в нашей стране молодого предпринимателя-программиста) состоялся в 1990 г. в связи с выпуском первой русской MS-DOS версии 4.01. Почему же представительство корпорации открылось только два года спустя? Точного ответа нет, но я убежден — потому что именно в 1992 г. Россия фактически вступила в мировое ИТ-сообщество, приняв первый закон об охране авторских прав на ПО.
* Хотя я знаю еще одну компанию, которая вполне реально претендует на подобное лидерство.