2007 год оказался интересным для мирового рынка PLM * — будто сговорившись, на него вышли киты индустрии, своего рода “сверхдержавы” мира ИТ.

Всё началось с покупки концерном Siemens компании UGS. В результате в область PLM пришел гигант с оборотом более 100 млрд. долл. Затем эстафету приняла корпорация Oracle, которая приобрела фирму Agile, входящую в первую пятерку поставщиков PLM. Вскоре ответный шаг сделала SAP, объявив амбициозный трехлетний план развития направления PLM, предусматривающий значительное увеличение инвестиций в разработки.

Как отметила аналитическая компания CIMdata, эти события отражают быструю консолидацию рынка PLM. Если раньше оборот некоторых его лидеров едва достигал 100 млн. долл., то теперь каждый член ведущей четверки игроков зарабатывает в год больше 1 млрд. долл. Кроме того, в области PLM явно усиливается влияние китов мира ERP — компаний SAP и Oracle. А ведь еще пару лет назад здесь доминировали поставщики САПР.

Очевидно, что такое внимание грандов — не случайность. Мировой рынок PLM стабильно растет год от года. По оценке IDC, в 2006-м объем продаж САПР и PDM-систем увеличился на 9% и достиг 5,8 млрд. долл., а в 2010-м составит, как прогнозируется, 6,9 млрд. долл. При этом сегмент PDM вырос на 11%, а САПР — на 8%. В результате доля средств управления данными становится всё больше и уже вплотную подошла к отметке в 27%.

В России подъем рынка PLM происходит даже быстрее, чем в мире. По информации IDC, в 2006-м его рост составил 29%, а объем — 66 млн. долл. Но структура отечественного рынка несколько отличается от мировой. Доля PDM-систем на нем меньше, чем в мире, — порядка 13%. Это объясняется тем, что на Западе подавляющее большинство предприятий уже обзавелись средствами САПР и теперь фокусируются на управлении накопленными инженерными данными, у нас же процесс внедрения САПР еще идет полным ходом. Впрочем, PDM-системы тоже пользуются спросом в нашей стране, поэтому, отмечает IDC, сегменты САПР и PDM растут одинаковыми темпами.

ИТОГИ

Таким образом, сбылся прошлогодний прогноз ведущих игроков о подъеме отечественного рынка PLM . Рассмотрим, насколько оправдались другие их надежды.

Многие участники опроса прогнозировали рост интереса заказчиков к системам PDM и к комплексным решениям для автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства. Судя по нынешним отзывам респондентов, эти чаяния сбылись. По словам Максима Богданова, директора по маркетингу компании АСКОН, сейчас не только наблюдается подъем в области внедрения комплексных решений, но и быстрыми темпами растет интерес со стороны промышленных предприятий к интеграции PDM- и ERP-систем.

Такого же мнения придерживаются и другие респонденты. По словам Дмитрия Абакумова, директора по маркетингу российского отделения PTC, заказчики все больше интересуются единой информационной средой разработки и производства, обслуживающей процесс создания изделия.

Рост спроса на комплексные решения отчасти объясняется демократизацией PLM-продуктов. Если раньше они предназначались большим корпорациям, то недавно даже поставщики “тяжелых” продуктов стали выпускать версии для менее крупных предприятий.

Еще одна из причин подъема рынка PLM – расширения спектра внедряемых продуктов. Например, раньше у нас практически не использовались системы цифрового производства (Digital Manufacturing), предназначенные для моделирования, проверки и оптимизации технологических процессов. Но недавно «лед тронулся». По словам Лорана Вальроффа, директора Dassault Systemes Russia, в 2007-м интерес заказчиков к этой технологии трансформировался в ряд реальных промышленных проектов в авиационной и автомобильной отраслях.

Рынок PLM уже давно страдает от пиратства. Поэтому игроки связывают перспективы его развития с легализацией пользователей. Год назад многие из них отметили, что “процесс пошел” и должен продолжиться в 2007-м. Так и оказалось. Как считает Максим Богданов, важнейшим движущим фактором индустрии ПО стала активная позиция государственных органов в сфере борьбы с применением нелицензионных программных продуктов.

Такое развитие событий благоприятно отражается на финансовых результатах игроков. И хотя мало кто из них сообщает свои показатели, из обнародованных сведений следует, что у некоторых поставщиков доходы растут быстрее, чем рынок ИТ в среднем. Эти впечатляющие результаты побуждают зарубежных поставщиков наращивать инвестиции в развитие своего бизнеса в нашей стране. Например, Autodesk за три года вложила в СНГ более 5 млн. долл., а в следующие три года инвестирует еще 25 млн. долл.

В результате конкуренция на рынке PLM растет. И хотя отечественным разработчикам нелегко тягаться с западными гигантами, их это не пугает. “Российская промышленность набирает обороты, и мировые производители стали активно вкладывать деньги в развитие своих представительств в России. Поэтому начинается серьезное соперничество не в плане лозунгов, а в плане функционала продуктов и комплексного подхода к решению задач конструкторско-технологической подготовки производства”, — отметил Сергей Кураксин, генеральный директор компании “Топ Системы”. С ним согласен Максим Богданов, указавший на практически полное сближение функциональности большинства имеющихся на отечественном рынке трехмерных CAD-систем.

Одновременно с увеличением спроса на средства автоматизации проектирования растет и популярность специализированных компьютеров. По словам Юрия Дроненко, технического директора группы компаний Arbyte, в прошедшем году графические станции и комплексные решений для САПР стали более востребованными. Отчасти это связано с упомянутым выше процессом легализации. Раз уж пользователь платит за софт, он старается получить от него максимальную отдачу и приобретает оптимизированное “железо”. Не случайно Arbyte отмечает интерес к программируемым 3D-манипуляторам, которые ускоряют построение трехмерных моделей.

Если рассматривать рынок САПР по отраслевым сегментам, то, судя по откликам поставщиков, лидером 2007 г. стала строительная индустрия. Так, компания АСКОН начала активно развивать средства строительного проектирования, а фирма Autodesk в качестве одного из приоритетных направлений выбрала технологию создания единой информационной модели здания (Building Information Model, BIM). Видимо, причина интереса разработчиков — подъем спроса. По данным IDC, в 2006 г. продажи средств автоматизации для архитектуры и строительства в нашей стране выросли на 79%.

ПРОГНОЗЫ

В области PLM время резких изменений и технологических прорывов осталось позади. Возможно, этот этап когда-нибудь повторится, но сейчас развитие технологий идет эволюционным путем. Поэтому участники опроса ожидают в наступающем году продолжения тенденций, характерных для года уходящего, но с некоторыми изменениями.

“Интерес предприятий к комплексным решениям и трехмерному моделированию в следующем году будет расти, и интегрированные решения станут еще более востребованными”, — выразил надежду Сергей Кураксин. Его поддержал и Максим Богданов: “В наступающем году все прошлогодние тенденции только усилятся, так как заказчики станут более требовательными к срокам и эффективности выполнения комплексных проектов”.

Переход предприятий на комплексные системы автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства повлечет за собой спрос на услуги по их внедрению. “Есть все предпосылки к тому, что услуги по реализации комплексных решений будут пользоваться всё большим спросом. Мы надеемся, что данная тенденция еще более отчетливо проявится в следующем году”, — считает Сергей Кураксин.

На российский рынок PLM будут влиять и общемировые процессы, в частности переход к “цифре”. “Книги, музыка, кино, телевидение, техника — все становится цифровым. Эта тенденция отмечается и в области САПР, что подталкивает пользователей к переводу в электронный вид всех данных, к испытанию идей и анализу поведения объектов разработки в виртуальном виде до передачи в производство или на строительную площадку. И если раньше использование цифрового прототипа изделия было скорее исключением, чем повседневной практикой, то в ближайшем будущем нас ждем массовое применение подобных технологий во всех областях промышленности и строительства”, — уверена Анастасия Морозова, директор по маркетингу отделения Autodesk в России и СНГ.

Не менее важным она считает процесс глобализации мировой экономики: “С каждым годом всё больше предприятий используют инструменты для обмена информацией с коллективами инженеров и архитекторов, разбросанными по всему миру. Поэтому инструменты, позволяющие легко организовывать совместную работу над изделием, получать доступ к глобальным базам данных комплектующих, удаленно управлять процессом проектирования, будут пользоваться всё большим спросом”.

По мнению Анастасии Морозовой, особенно быстрыми темпами сейчас идет развитие инфраструктуры: “Всё, что было построено в предыдущие годы, будь то небольшой завод или отделения огромного холдинга, требует грамотной эксплуатации. В связи с этим спрос на ГИС в связке с САПР растет и будет расти в дальнейшем”.

Все игроки ожидают продолжения подъема отечественного рынка PLM и, как следствие, нарастания соперничества между отечественными и зарубежными игроками. “Мы предвидим усиление конкуренции со стороны западных компаний”, — сказал Сергей Кураксин. Но российские разработчики собираются встретить “противника” во всеоружии и планируют выпуск не только очередных версий имеющихся решений, но и совершенно новых продуктов. Однако зарубежные конкуренты не собираются сидеть сложа руки, а намерены заняться углубленная локализацией продуктов, расширением партнерской сети, подготовкой новых предложений по сервису и консалтингу, активной работой в образовательной сфере.

* Средства управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM) включают системы автоматизации конструирования (CAD), подготовки производства (CAM), анализа (CAE). В нашей стране их обычно называют САПР, а также ПО для управления инженерными данными (PDM) и другие вспомогательные инструменты.